Судья – Замыслов Ю.А. Дело № 2-862/2020-33-1006/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июня 2020 года Великий Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего – Бобряшовой Л.П.,
судей – Комаровской Е.И., Тарасовой Н.В.,
при секретаре – Васильевой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июня 2020 года по докладу судьи Тарасовой Н.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Захарова И.И. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 28 января 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
Захаров И.И. обратился в суд с иском к Захаровым А.Ф. и В.И. о восстановлении срока принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество, указав, что <...> умер его отец Захаров И.Н., стороны являются наследниками первой очереди по закону. Ответчики, которым 8 сентября 2017 года выданы свидетельства о праве на наследство по закону, при принятии наследства сообщили нотариусу, что им не известно место жительства истца. Между тем он при жизни наследодателя поддерживал с ним отношения, проживал в одном населенном пункте, присутствовал на его похоронах, также поддерживал отношения с ответчиками. После смерти наследодателя он предпринимал действия по сохранению наследственного имущества. В установленный законом срок обратился к нотариусу с целью принятия наследства, но ввиду отсутствия на момент обращения при себе документов, подтверждающих смерть наследодателя, наследство не было оформлено. Просил: восстановить пропущенный срок для принятия наследства и признать его принявшим наследство после смерти его отца – Захарова И.Н. в виде квартиры площадью <...>, с кадастровым номером <...>, расположенной по адресу: <...>, жилого дома площадью <...>, с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, и земельного участка под ним, а также денежного вклада в <...>; признать недействительными свидетельства о праве на наследство по закону от 8 сентября 2017 года, выданные Захаровым А.Ф. и В.И. нотариусом Великого Новгорода Е. в отношении указанного имущества.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 28 января 2020 года иск Захарова И.И. оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Захаров И.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, ссылаясь на уважительность причин пропуска им срока принятия наследства.
Ответчиками, в лице представителя К., поданы возражения о несостоятельности доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав истца Захарова И.И., его представителя адвоката Б., поддержавших жалобу, представителя ответчиков К., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с абзацем 2 п.2 ст.218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам по закону или завещанию.
В соответствии с ч. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу п.1 ст.1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Ни одного из вышеперечисленных обстоятельств судом не установлено.
Как видно из материалов дела, <...> умер Захаров И.Н. в <...>.
Наследниками по закону первой очереди к имуществу Захарова И.Н. являются его супруга Захарова А.Ф. и сыновья Захаровы И.И. и В.И.
Из материалов наследственного дела <...> следует, что в установленный законом шестимесячный срок к нотариусу с заявлениями о принятии наследства после смерти Захарова И.Н. обратились 6 марта 2017 года его супруга Захарова А.Ф. и сын Захаров В.И., которые сообщили нотариусу о наличии наследника Захарова И.И., указав, что его точный адрес им не известен. Также Захарова А.Ф. сообщила нотариусу, что она известит сына об открытии наследства.
8 сентября 2017 года ответчикам выданы свидетельства о праве на наследственное имущество, состоящее из: <...> доли квартиры с кадастровым номером <...>, площадью <...>, расположенной по адресу: <...>; жилого дома с кадастровым номером <...>, площадью <...> и земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...>, расположенных по адресу: <...>; денежных вкладов, хранящихся в подразделении <...> на счетах №№<...> (ранее счет <...>), <...> (ранее счет <...>), <...> (ранее счет <...>), <...>, с причитающимися процентами и компенсациями.
Как следует из показаний свидетеля – временно исполняющего обязанности нотариуса Великого Новгорода и Новгородского района Новгородской области Е. – Э., истец обращался в нотариальную контору не с заявлением о принятии наследства, а за консультацией по вопросу открытия наследственного дела. Поскольку на момент обращения у него отсутствовало свидетельство о смерти наследодателя, начать производство по делу не представилось возможным, а потому ему было разъяснено право на обращение в органы ЗАГС для получения свидетельства о смерти отца, после чего предложено вновь обратиться к нотариусу. Повторно с заявлением о принятии наследства истец обратился уже после выдачи ответчикам свидетельств о праве на наследство по закону.
По утверждению истца ответчики скрыли от него открытие ими наследственного дела.
Между тем, указанные обстоятельства не являются уважительной причиной пропуска установленного законом срока, так как закон не возлагает обязанность на одних наследников информировать других наследников об открывшемся наследстве и возможности его принятия. Принятие наследства связано с личным инициативным поведением наследника и его желанием это наследство принять, а потому, при должной заботливости и осмотрительности, наследник, желающий принять наследство, мог и должен был своевременно совершить необходимые действия по принятию наследства одним из предусмотренных законом способов.
Обстоятельств, связанных с личностью истца, послуживших препятствием для принятия наследства, последним приведено не было.
Обращение с настоящим иском в суд последовало 9 августа 2019 года, то есть спустя более 2 лет и 6 месяцев после открытия наследства.
С учётом изложенного, установив, что в установленный законом шестимесячный срок у истца объективных препятствий для обращения в органы ЗАГС с заявлением о выдаче свидетельства о смерти отца (его дубликата) и к нотариусу с заявлением о принятии наследства не имелось, суд пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для восстановления истцу срока принятия наследства.
Доводы жалобы не основаны на законе, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств дела, а потому не служат основанием к отмене решения.
Руководствуясь ст.ст.327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 28 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Захарова И.И. – без удовлетворения.
Председательствующий: Бобряшова Л.П.
Судьи: Комаровская Е.И.
Тарасова Н.В.