Дело № 12-90/2022
25RS0002-01-2021-009231-79
Р Е Ш Е Н И Е
24 февраля 2022 года
Судья Ленинского районного суда г. Владивостока Н.А.Ярошева, рассмотрев жалобу ДВЦ «ДальРАО» - филиал ФГУП «ФЭО» на постановление Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-753/2021 от 10.11.2021 о признании юридического лица ФГУП «ФЭО» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-753/2021 от 10.11.2021 ФГУП «ФЭО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
ФГУП «ФЭО» с указанным постановлением не согласилось, его представителем подана жалоба, из которой следует, что расчет нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ (НДС ЗВ) в водный объект б.Разбойник выполнен ООО «Ижица» в 2018 году на основании действующей методики разработки НДС, утвержденной приказом от 17.12.2007 № 333. Приказ Минприроды России от 17.12.2007 № 333 отменен Постановлением Правительства РФ № 1496 от 18.09.2020, вступившим в силу с 01.01.2021. На основании разработанного проекта НДС для б.Разбойник утверждены нормативы допустимых сбросов (приказы № 05-07/2016, № 05-07/2017 от 20.08.2018) и выданы Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю: разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду для выпуска № 1 № 58-04/18 от 20.09.2018 со сроком действия до 19.08.2021; разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду для выпуска № 2 № 57-04/18 от 20.09.2018 со сроком действия до 19.08.2023. На момент подачи декларации о воздействии на окружающую среду 03.11.2020, расчеты НДС для б.Разбойник являлись действующими и разработанными в соответствии с методикой расчета актуальной по состоянию на дату утверждения нормативов допустимых сбросов – 20.08.2018. Основания для разработки и утверждения новых НДС, указанные в п.14 Методики, утвержденной Приказом Минприроды России от 17.12.2007 № 333, отсутствовали. ФГУП «ФЭО» не было допущено несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, а, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ. Просит отменить постановление о назначении административного наказания № 15-753/2021 от 10.11.2021 и прекратить производство по делу вследствие отсутствия события административного правонарушения.
Представитель ФГУП «ФЭО», действующая на основании доверенности Цыганкова Е.В., в судебном заседании настаивала на удовлетворении жалобы по изложенным в ней доводам и основаниям. Дополнительно пояснила, что расчеты, которые имеются в приложении к декларации о воздействии на окружающую среду, были произведены по методике, которая на момент подачи декларации (03.11.2020) не действовала. Но у учреждения имелись разрешения и расчеты произведены в соответствии с методиками, действовавшими на момент получения разрешений.
Представитель Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания был уведомлен надлежащим образом, ходатайства об отложении слушания либо о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступали, причины неявки суду не известны.
Выслушав представителя юридического лица, проверив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела в их совокупности, судья приходит к следующим выводам.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Согласно ст. 67 указанного Федерального закона производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду, которая должна содержать в том числе.. .декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. (ч.7 ст. 31.2 указанного ФЗ).
Из материалов дела следует, что в период с 29.07.2021 по 11.08.2021 сотрудником Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении ФГУП «Федеральный экологический оператор» ДВЦ «ДальРАО» - филиал ФГУП «ФЭО», осуществляющего следующие виды деятельности: проведение на территории Приморского края работ по обращению с ядерным топливом, твердыми и жидкими радиоактивными отходами, накопительными в процессе деятельности Военно-Морского Флота и образующимися при утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, а также работ по экологической реабилитации радиационно-опасных объектов в зоне обслуживания. В ходе проверки было установлено, что территория промышленной площадки в бухте Разбойник (объект НВОС «Промышленная площадка б.Разбойник, мыс Устричный» № 05-0125-000571-П), эксплуатируемого ДВЦ «ДальРАО» - филиал ФГУП «РосРАО», расположена в водоохраной зоне водного объекта (бухта Разбойник) на земельном участке с кадастровым №, общей площадью 125348 кв.м. Учреждение поставило на государственный учет в федеральный государственный реестр объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), расположенный по адресу: <адрес> (код объекта №-П), данному объекту НВОС присвоена II категория негативного воздействия на окружающую среду. В декларации о воздействии на окружающую среду ДВЦ «ДальРАО» филиала ФГУП «РосРАО» от 03.11.2020, поступившей в адрес Дальневосточного межрегионального управления 06.11.2020 вх. № 21605, представлен расчет нормативов допустимого сбора загрязняющих веществ в водный объект, разработанный на основании не действующей на момент ее заполнения методики.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иными доказательствами.
Факт совершения ФГУП «ФЭО» правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и вина юридического лица в совершенном правонарушении подтверждается: декларацией о воздействии на окружающую среду ДВЦ «ДальРАО» - филиала ФГУП «РосРАО» от 03.11.2020 с приложениями; отчетом по экологической безопасности ДВЦ "ДальРАО" - филиал ФГУП "ФЭО" за 2020; протоколом об административном правонарушении от 22.10.2021, составленным уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, иными материалами дела.
В силу ч.7 ст. 31.2 ФЗ " Об охране окружающей среды" форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
Из приложений к Декларации от 03.11.2020 следует, что расчет нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмом в водный объект проводится согласно Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом МПР России от 17.12.2004 №333, в редакции Приказа Минприроды России от 15.11.2016 №598, вместе с тем, действие Приказа в указанной редакции окончено 13.09.2018, т.к. Приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 342, вступившим в законную силу 14.08.2018, в Методику были внесены изменения. Таким образом, суд полагает обоснованным вывод должностного лица о том, что в декларации о воздействии на окружающую среду ДВЦ «ДальРАО» филиала ФГУП «РосРАО» от 03.11.2020 представлен расчет нормативов допустимого сбора загрязняющих веществ в водный объект, разработанный на основании не действующей на момент ее заполнения методики.
При этом суд учитывает, что разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду №58-04/18 и №57-04/18 были получены ДВЦ "ДальРАО" - филиалом ФГУП "РосРАО" 20.09.2018.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ), должностное лицо пришло к обоснованному выводу о том, что совокупность имеющихся доказательств является достаточной для рассмотрения дела по существу и вынесения мотивированного постановления, достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что действия юридического лица – ФГУП «ФЭО» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и полагает обоснованным вывод должностного лица о том, что ФГУП «ФЭО» допущены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Суд полагает, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении административным органом в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, вынесено уполномоченным на то должностным лицом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса. Административное наказание назначено в пределах санкции ст.8.1 КоАП РФ, в минимальном размере.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
В связи с чем, предусмотренных нормами законодательства оснований для отмены постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
жалобу ДВЦ «ДальРАО» - филиала ФГУП «ФЭО» оставить без удовлетворения, постановление Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-753/2021 от 10.11.2021 о признании юридического лица – ФГУП «ФЭО» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ - без изменения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней с момента получения.
Судья Ленинского районного суда
г. Владивостока Н.А. Ярошева