Решение по делу № 2-116/2022 от 28.03.2022

дело № 2-116/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 мая 2022 года     село Нижняя Омка

    Нижнеомский районный суд Омской области в составе судьи Смолиной Т.М. при секретаре Мальчихиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Смирновская средняя школа», Комитету по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области о возложении обязанности оборудовать здание школы речевыми оповещателями,

у с т а н о в и л :

Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в суд с названным иском к ответчикам, указывая в обоснование, что в рамках проверки соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности выявлены нарушения в МБОУ «Смирновская СШ»: в здании школы и на ее территории отсутствуют речевые оповещатели. Директору МБОУ «Смирновская СШ» 21.03.2022 г. прокурором района вносилось представление об устранении выявленных нарушений, но до настоящего времени речевые оповещатели в МБОУ «Смирновская СШ» отсутствуют. Ответчиками нарушены требования п.п. 2, 15 ч.3, п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.4 ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п.п. «д» п.24, п.25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006. Просил обязать МБОУ «Смирновская СШ», Комитет по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области в срок до 01.06.2023 г. оборудовать здание МБОУ «Смирновская СШ» по адресу: <адрес> речевыми оповещателями.

В судебном заседании заместитель прокурора Нижнеомского района Омской области Кущий В.О. иск поддержал по доводам, в нем изложенным.

Ответчик МБОУ «Смирновская СШ» своего представителя в суд не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.

Представитель ответчика Комитета по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области Белоусов В.О. придерживался позиции, изложенной в письменном отзыве, выразил несогласие с заявленными прокурором требованиями. Указал, что установление в образовательном учреждении речевых оповещателей не является необходимым, так как в школе имеется система оповещения о чрезвычайной ситуации – пожарная сигнализация и звонок громкого боя, разработано Положение о проведении учебной эвакуации обучающихся, работников и имущества на случай пожара и других ЧС с указанием последовательности действий. У администрации и обучающихся выработаны практические навыки по оперативному принятию решений и умению осуществлять эвакуационные и спасательные мероприятия при имеющейся системе оповещения, в связи с чем права работников и несовершеннолетних обучающихся на безопасность жизни и здоровья не нарушаются. Кроме того, согласно сметному расчету, для установки в образовательном учреждении речевых оповещателей требуются средства в размере 251 100 рублей, данная сумма является значительной, не предусмотрена планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Иные источники денежных средств отсутствуют.    

Представитель третьего лица территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Горьковскому и Нижнеомскому районам Дуб В.А. в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

ОМВД России по Нижнеомскому району Омской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, своего представителя в суд не направило, о причинах его неявки не сообщило, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежаще.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему

    В силу пункта 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

    В соответствии с пунктами 1 и 7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму являются, в том числе, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.

    Согласно п.п. «а» п.4 ст.3 указанного Федерального закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно п. «д» ст.11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009) обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей является одной из основных задач противодействия терроризму.

Обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, установлены Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий)…, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006.

В соответствии с п.п. «д» п.24 названных Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется, в том числе, оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Согласно п.31 Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.

Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

Указанные требования действуют также в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности (п.25 Требований).

Установлено, что здание МБОУ «Смирновская СШ» относится к третьей категории опасности.

Прокуратурой Нижнеомского района Омской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, об антитеррористической защищенности и безопасности образовательных учреждений. В ходе проверки выявлено отсутствие речевых оповещателей в здании и на территории МБОУ «Смирновская СШ».

В адрес ответчика МБОУ «Смирновская СШ» прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья детей и в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта. До настоящего времени требования представления не исполнены.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации.

Согласно п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Органы местного самоуправления в силу ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» при решении вопросов местного значения участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с п.1.3 Устава МБОУ «Смирновская СШ» учредителем образовательного учреждения является Комитет по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области от лица Нижнеомского МР Омской области.

Полномочия собственника муниципального имущества, закрепляемого за школой на праве оперативного управления, передаваемого в безвозмездное пользование, осуществляет администрация Нижнеомского муниципального района Омской области.

В силу п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно Положению о Комитете по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области он фактически является отраслевым органом администрации, осуществляет полномочия учредителя муниципальных образовательных и иных учреждений.

Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью как образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления, обязанных финансировать мероприятия в сфере противодействия терроризму, одним из которых является установка речевых оповещателей в образовательных учреждениях.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что осуществление деятельности образовательного учреждения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Поскольку выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних обучающихся и сотрудников образовательного учреждения, их защиту от посягательств, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие терроризму, суд, установив факт отсутствия речевых оповещателей в МБОУ «Смирновская СШ», приходит к выводу о необходимости возложения на МБОУ «Смирновская СШ», Комитет по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области обязанности установить систему для оповещения людей о необходимости совершения действий, обеспечивающих их безопасность, и предотвращения паники на территории и в здании школы по адресу: <адрес> Срок, предлагаемый прокурором, суд находит достаточным для исполнения заявленных требований. Доводы представителя ответчика об отсутствии необходимости устанавливать в образовательном учреждении речевые оповещатели опровергаются приведенными выше положениями Закона.

В соответствии со ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Прокурор и Комитет по образованию освобождены от уплаты государственной пошлины. Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика МБОУ «Смирновская СШ».

Согласно ч.2 ст.333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер.

Принимая во внимание характер рассмотренного спора, имущественное положение ответчика, являющегося муниципальным бюджетным образовательным учреждением, подлежащую взысканию сумму, суд находит возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Смирновская средняя школа», Комитету по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области о возложении обязанности по установке речевых оповещателей удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Смирновская средняя школа», Комитет по образованию администрации Нижнеомского муниципального района Омской области в срок до 01.06.2023 года установить в здании МБОУ «Смирновская СШ» по адресу: <адрес> речевые оповещатели, предусмотренные п.п. «д» п.24, п.31 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006.

Освободить МБОУ «Смирновская СШ» от уплаты государственной пошлины в доход бюджета Нижнеомского муниципального района Омской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Нижнеомский районный суд Омской области.

Судья

Копия верна

Судья                                Секретарь

Решение в окончательной форме изготовлено 5 мая 2022 г.

2-116/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
МБОУ "Смирновская СШ"
Комитет по образованию
Другие
ОМВД России по Нижнеомскому району
Территориальный ОНД Горьковского и Нижнеомского районов УНД И ПР ГУ МЧС России по Омской области
Суд
Нижнеомский районный суд Омской области
Судья
Смолина Татьяна Михайловна
Дело на сайте суда
nizneomskcourt.oms.sudrf.ru
28.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2022Передача материалов судье
29.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2022Подготовка дела (собеседование)
14.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2022Судебное заседание
05.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее