... № 33-7180/2014
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Уфа 17 июня 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей: Гареевой Д.Р.,
Портянова А.Г.,
с участием прокурора Крупновой А.И.,
при секретаре А.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляцилнной жалобе главы сельского поселения Ильчимбетовский сельсовет Тимербулатова Ф.Я. на решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от <дата>, которым постановлено:
обязать администрацию сельского поселения Ильчимбетовский сельсовет муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан разработать проекты зон охраны: Япрыковской 1 стоянки, расположенной в 2 км к юго-западу от д. Япрыково на излучине правого берега р. Ик; Япрыковской 2 стоянки, расположенной на западной окраине д. Япрыково на излучине правого берега р. Ик; Япрыковской 3 стоянки, расположенной в 0,6 км южнее д. Япрыково на террасе левого берега р. Ик; Япрыковской 4 стоянки, расположенной в 1,5 км к юго-западу от д. Япрыково в пойме правого берега р. Ик; Япрыковской 5 стоянки, расположенной в 1 км вниз по р. Ик на северной окраине с. Япрыково на 7 метровой террасе р. Ик; Япрыковских курганов, расположенных близ д. Япрыково на правом берегу р. Ик, и поставить на кадастровый учет земельные участки под данными объектами в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с требованием обязать администрацию сельского поселения Ильчимбетовский сельсовет муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан разработать проекты зон охраны объектов культурного наследия местного значения: Япрыковской I стоянки, расположенной в 2 км к юго-западу от д. Япрыково на излучине правого берега р. Ик; Япрыковской II стоянки, расположенной на западной окраине д. Япрыково на излучине правого берега р. Ик; Япрыковской III стоянки, расположенной в 0,6 км южнее д. Япрыково на террасе левого берега р. Ик; Япрыковской IV стоянки, расположенной в 1,5 км к юго-западу от д. Япрыково в пойме правого берега р. Ик; Япрыковской V стоянки расположенной в 1 км вниз по р. Ик на северной окраине с. Япрыково на 7 метровой террасе р. Ик; Япрыковских курганов, расположенных близ д. Япрыково на правом берегу р. Ик, и поставить на кадастровый учет земельные участки под данными объектами в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства направленного на защиту объектов культурного наследия в сельском поселении Ильчимбетовский сельсовет муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, в ходе были выявлены вышеназванные объекты, относящиеся к объектам культурного наследия местного значения, в отношении которых проекты зоны охраны объектов культурного наследия не разработаны.
Ссылаясь на положения п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормы Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» прокурор полагает, что разработка проектов зон охраны вокруг объектов культурного наследия (памятников культуры), расположенных на территории сельского поселения Ильчимбетовский сельсовет, и постановка на кадастровый учет земельных участков под данными объектами, относится к полномочиям муниципального образования.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе главы сельского поселения Ильчимбетовский сельсовет Тимербулатова Ф.Я. ставится вопрос об отмене решения с вынесением нового об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что вышеназванные объекты относятся к объектам культурного наследия федерального и регионального значения, часть – являются выявленными объектами. Обязанность разработки проектов охранных зон лежит на органах государственной власти субъектов Российской Федерации. О выявленных объектах археологического наследия администрация сельского поселения уведомлена не была.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав главу сельского поселения Ильчимбетовский сельсовет МР Туймазинский район РБ Тимербулатова Ф.Я. и представителя сельского поселения по доверенности от <дата> Тимербулатова Ф.Я., прокурора Крупнову А.И., Судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда исходя из следующего.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Принятое по делу решение суда не отвечает этим требованиям.
В силу ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Из Преамбулы к Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которые представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с подп. 5, 7 п. 2 ст. 33 Закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима; разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Как следует из материалов дела, на территории сельского поселения Ильчимбетовский сельсовет муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан расположены памятники археологии, являющиеся объектами культурного наследия федерального значения: Япрыковская I стоянка (конец 2 тыс. до н.э.) расположена в 2 км к юго-западу от д. Япрыково на излучине правого берега реки Ик; Япрыковская II стоянка (14-12 в.в. до н.э.) расположена на западной окраине д. Япрыково на излучине правого берега реки Ик; Япрыковская III стоянка (средние века) расположена в 0,6 км южнее д. Япрыково на террасе левого берега реки Ик; Япрыковская IV стоянка (средние века) расположена в 1,5 км к юго- западу от д. Япрыково в пойме правого берега реки Ик; Япрыковская V стоянка (средние века) расположена в 1 км вниз по р. Ик на северной окраине с. Япрыково на 7 метровой террасе реки Ик; Япрыковские курганы расположены близ д. Япрыково на правом берегу реки Ик, в отношении которых проекты зоны охраны объектов культурного наследия не разработаны.
Разрешая заявленные требования и возлагая на администрацию сельского поселения Ильчимбетовский сельсовет муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан обязанность разработать проекты зон охраны вышеприведенных памятников археологии и поставить на кадастровый учет земельные участки под данными объектами в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, суд исходил из того, что такая обязанность возлагается на орган местного самоуправления Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления», Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а так же п.п. 14 п. 1 ст. 3 Устава сельского поселения Ильчимбетовский сельсовет муниципального района Туймазинский район.
Судебная коллегия находит, что приведенные выводы суда первой инстанции являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Утверждение истца и выводы суда о том, что эти памятники относятся к объектам культурного наследия местного значения, противоречат обстоятельствам дела и закону.
В соответствии со ст. 4 вышеназванного Закона объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
В соответствии с пунктом 3.1. статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предписано отнести памятники археологии местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР, археологические объекты, объявленные памятниками истории и культуры решениями органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Указанный пункт введен в статью 64 Федеральным законом от 23 июля 2013 №245-ФЗ.
С исковым заявлением в суд прокурор обратился <дата>, то есть после введения нового пункта.
О том, что вышеназванные объекты культурного наследия относятся к памятникам археологии подтверждается приложенным к материалам дела перечнем объектов культурного наследия (л.д. 11-16).
Согласно сообщению Министерства культуры Республики Башкортостан <№> от <дата>, находящиеся на территории сельского поселения Ильчимбетовскии сельсовет муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан объекты культурного наследия федерального значения (памятники археологии) «Япрыковская I стоянка» и «Япрыковская II стоянка» в соответствии с распоряжением Совета Министров БАССР от 04.12.1987 г. № 393р включены в список недвижимых объектов историко-культурного наследия Республики Башкортостан и подлежат государственной охране. Объекты культурного наследия (памятники археологии) «Япрыковская III стоянка», «Япрыковская IV стоянка», «Япрыковская V стоянка», «Япрыковские курганы» являются выявленными объектами культурного наследия.
В соответствии с п.п. 6 и 8 ст. 18 Закона объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения. Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране наряду со стоящими на государственной охране.
Согласно с ст. 34 Закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (ч. 1).
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (абзац 1 части 2).
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (часть 3).
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4).
Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 года N 315 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее по тексту - Положение).
В соответствии с п. 4 Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Согласно п. 13 Положения проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия. Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон (пункт 16).
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 9.1 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, за исключением: ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия; согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны; выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.
В соответствии с ч. 2 ст. 9.1 Закона средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Как следует из п. 3.15 Положения о Министерстве культуры Республики Башкортостан, утвержденного Постановление Правительства РБ от 12.03.2013 N 83 (ред. от 26.09.2013) на Министерство культуры Республики Башкортостан возложена функция по осуществлению за счет субвенций из федерального бюджета полномочий Российской Федерации в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) по:
сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;
государственной охране объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 9.1, статьей 33 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм права, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность по разработке проектов зон охраны памятников археологии и постановке на кадастровый учет земельных участков под данными объектами, не может быть возложена на администрацию сельского поселения Ильчимбетовский сельсовет муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, поскольку такая обязанность законом возложена на орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 13 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-Федерального закона (ред. от 27.05.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, к каковым вышеназванные объекты не относятся.
Указанным обстоятельствам суд первой инстанции надлежащий оценки не дал, доводы ответчика не опроверг, свое решение ничем не мотивировал, что привело к принятию незаконного решения.
При таком положении дел, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных и.о. Туймазинского межрайонного прокурора РБ требований.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Туймазинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от <дата> отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении требований и.о. Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан об обязании администрации сельского поселения Ильчимбетовский сельсовет муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан разработать проекты зон охраны: Япрыковской 1 стоянки, расположенной в 2 км к юго-западу от д. Япрыково на излучине правого берега р. Ик; Япрыковской 2 стоянки, расположенной на западной окраине д. Япрыково на излучине правого берега р. Ик; Япрыковской 3 стоянки, расположенной в 0,6 км южнее д. Япрыково на террасе левого берега р. Ик; Япрыковской 4 стоянки, расположенной в 1,5 км к юго-западу от д. Япрыково в пойме правого берега р. Ик; Япрыковской 5 стоянки расположенной в 1 км вниз по р. Ик на северной окраине с. Япрыково на 7 метровой террасе р. Ик; Япрыковских курганов, расположенных близ д. Япрыково на правом берегу р. Ик, и поставить на кадастровый учет земельные участки под данными объектами - отказать.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Д.Р. Гареева
А.Г. Портянов