Решение по делу № 2а-9463/2021 от 07.09.2021

Дело № 2а-9463/2021

14RS0035-01-2021-019213-87

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 02 ноября 2021 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Новиковой Н.И., при секретаре Скрябиной В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Акционерного общества «Аэропорт Якутск» к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании предписания незаконным,

установил:

Административный истец обратился в суд к административному ответчику с данным иском, указав, что по результатам проверки государственным инспектором труда (по правовым вопросам и государственной службе) Государственной инспекции труда в РС (Я) Дерешевым А.С. выдано предписание от 30.08.2021 № 14/7-1136-21-ОБ/12-3761-И/73-134 об устранении выявленных нарушений с требованием возместить гр. Назаровой Л.В. не полученный заработок по причине незаконного отстранения работника с работы за период с 19.07.2021 по 15.08.2021. Считает вынесенное предписание незаконным и необоснованным, работник Назарова Л.В. отстранена от работы на законных основаниях, поскольку данный работник подпадает под возрастную категорию лиц старше 65 лет, является работником организации, относящейся к сфере транспорта. При отстранении Назаровой Л.В. от работы на весь период эпидемиологического неблагополучия или до момента получения вакцины от новой коронавирусной инфекции, истец руководствовался постановлением главного государственного санитарного врача РС (Я) от 19.05.2021 № 3 «Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Просит признать незаконным и отменить предписание ГИТ в РС (Я) от 30.08.2021 № 14/7-1136-21-ОБ/12-3761-И/73-134.

В судебном заседании представитель истца Томтосов А.А., действующий на основании доверенности, доводы административного иска поддержал в полном объеме, просит удовлетворить.

Представитель административного ответчика Максимова Л.С., действующая на основании доверенности, с доводами административного иска не согласилась, просит в удовлетворении отказать.

Заинтересованное лицо Назарова Л.В. считает вынесенное предписание законным и обоснованным.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) Шамаева Я.М., решение по данному спору оставила на усмотрение суда.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, признание незаконными действий (бездействия) и решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возможно при их несоответствии нормам действующего законодательства.

Федеральной инспекцией труда осуществляется федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации).

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (часть 1 статьи 354 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий, пятнадцатый статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из вышеприведенных норм следует, что государственные инспекции труда, не являясь органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона.

При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работников.

Из материалов дела следует, что между АО «Аэропорт Якутск» и Назаровой Л.В. заключен трудовой договор от ____, Назарова Л.В. принята на должность ___.

На основании приказа л/с от ____ Назарова Л.В. временно отстранена от работы с 19.07.2021 на весь период эпидемиологического неблагополучия или до момента получения вакцины от новой коронавирусной инфекции в связи с отказом от вакцинации.

На момент отстранения Назарова Л.В. документы, подтверждающие медицинские противопоказания к проведению вакцинации (медицинский отвод) не предоставила.

На основании распоряжения от 04.08.2021 № 14/7-1136-21-ОБ/12-3280-И/73-134 ответчиком проведена внеплановая проверка по факту обращения Назаровой Л.В.

Согласно Акту проверки на момент издания приказа об отстранении от работы Назаровой Л.В., постановлением главного государственного санитарного врача РС (Я) № 4 тот 13.07.2021 были внесены изменения в постановление главного государственного санитарного врача РС (Я) от 19.05.2021, в части срока обеспечения проведения иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), - до 15.08.2021.

Ответчик пришел к выводу, что работодатель обязан отстранить работника от осуществления трудовой деятельности при условии отказа от вакцинации или при отсутствии документального подтверждения о противопоказаниях к вакцинации в соответствии с абз. 8 ст.76 ТК РФ и п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ с 15.08.2021 года.

В нарушение ст.76 ТК РФ АО «Аэропорт Якутск» отстранил Назарову Л.В. с 19.07.2021.

По результатам проверки государственным инспектором труда (по правовым вопросам и государственной службе) Государственной инспекции труда в РС (Я) Дерешевым А.С. выдано предписание от 30.08.2021 № 14/7-1136-21-ОБ/12-3761-И/73-134 об устранении выявленных нарушений с требованием возместить гр. Назаровой Л.В. не полученный заработок по причине незаконного отстранения работника с работы за период с 19.07.2021 по 15.08.2021.

Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ).

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 N 1307н).

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ).

Вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих ФИО1 государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона N 52-ФЗ).

Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача по РС (Я) от 19.05.2021 № 3 "Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" руководители организаций, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить проведение иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 70% взрослого населения, в первую очередь лиц старше 65 лет, с учетом противопоказаний в срок до 01.06.2021 в г. Якутске и Мегино-Кангаласском районе, срок до 01.07.2021 - по Республике Саха (Якутия).

Согласно письму Управления Роспотребнадзора по РС (Я) от 24.05.2021 №14-00-09/53-3817-2021 «О разъяснении постановления Главного государственного санитарного врача по РС(Я) N 3 от 19.05.2021» на основании постановления Главного государственного санитарного врача по РС(Я) № 3 от 19.05.2021 прививки против новой коронавирусной инфекции становятся обязательными и отсутствие их влечет за собой временное отстранение от работы лиц, выполняющих работы, указанные в Перечне работ (постановление Правительства РФ N 825 от 15.07.1999). Руководитель организации может отстранить таких работников приказом на весь период эпидемиологического неблагополучия или до тех пор, пока такие прививки не будут получены.

В указанном Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утв. постановлением Правительства РФ N 825 от 15.07.1999, деятельность АО «Аэропорт Якутск» не поименована.

Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача по РС (Я) от 19.05.2021 N 3 "Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в редакции, действовавшей на момент издания приказа об отстранении работника Назаровой Л.В. (14.07.2021) руководители организаций, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить проведение иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 70% взрослого населения Республики Саха (Якутия), в первую очередь лиц старше 65 лет, с учетом противопоказаний, в срок до 15.08.2021.

Постановлением главного государственного санитарного врача РС (Я) № 4 от 13.07.2021 определены категории (группы) граждан, так называемые «группы риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию.

Так, согласно п. 4.2. постановления Главного государственного санитарного врача по РС (Я) от 19.05.2021 N 3 "Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в редакции, действовавшей на момент издания приказа об отстранении Назаровой Л.В., руководители организаций всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия) обязаны обеспечить обязательную иммунизацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и оказывать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации работников в следующих сферах деятельности:

-торговли;

-салонов красоты, косметических СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов;

-бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток, парикмахерских и иных подобных услуг;

-общественного питания;

-клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи;

-многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

- общественного транспорта, такси;

-образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания;

- жилищно-коммунального хозяйства, энергетики;

-культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов);

-досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов);

-детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях, в том числе в парках культуры и отдыха, в торгово-развлекательных центрах;

-театров, кинотеатров, домов культуры;

-массовых физкультурных, спортивных мероприятий;

-государственной гражданской и муниципальной службы, органов власти Республики Саха (Якутия) и подведомственных им организаций.

АО «Аэропорт Якутск» является организацией, подведомственной Министерству транспорта и дорожного хозяйства РС (Я), осуществляет авиаперевозку пассажиров и груза, следовательно, относится к организациям, поименованным в п. 4.2. постановления № 4 от 13.07.2021.

Таким образом, до вынесения постановления № 4 от 13.07.2021 сферы деятельности, подпадающие под обязательную вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), главным государственным санитарным врачом РС (Я) не были определены. С учетом изменений и дополнений, содержащихся в постановлении главного государственного санитарного врача по РС (Я) № 4 от 13.07.2021, работникам был предоставлен срок для прохождения вакцинации либо предоставления работодателю документов о медицинском отводе в срок до 15.08.2021.

С учетом установленных судом обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что правовых оснований для отстранения от работы Назаровой Л.В. в период с 19.07.2021 по 15.08.2021 у административного истца не имелось.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику неполученный им заработок во всех случаях, незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы.

Требования об устранении нарушений трудового законодательства, отраженные в предписании от 30.08.2021 № 14/7-1136-21-ОБ/12-3761-И/73-134, о возмещении Назаровой Л.В. заработной платы за период незаконного отстранения с 19.07.2021 по 15.08.2021 являются правомерными.

Таким образом, оспариваемое предписание является законным и обоснованным, в связи с чем, административный иск АО «Аэропорт Якутск» удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Акционерного общества «Аэропорт Якутск» к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании предписания незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья ___ Н.И. Новикова

___

___

Решение изготовлено 12.11.2021

2а-9463/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
АО Аэропорт Якутск
Ответчики
Государственная инспекция труда
Другие
Управление Роспотребнадзора по РС(Я)
Назарова Л.В.
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Новикова Наталья Ивановна
Дело на странице суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
07.09.2021Регистрация административного искового заявления
07.09.2021Передача материалов судье
07.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2021Подготовка дела (собеседование)
22.09.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.10.2021Предварительное судебное заседание
07.10.2021Судебное заседание
15.10.2021Подготовка дела (собеседование)
15.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2021Судебное заседание
12.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее