Дело № 2-1666/2023
УИД: 76RS0015-01-2023-001379-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2023 г. г. Ярославль
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Кутенева Л.С.,
при секретаре Повалихиной Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Татарина Максима Викторовича к АО «Ярославльлифт», АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр», ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» о возложении обязанности, взыскании штрафа, компенсации морального вреда,
установил:
Татарин М.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просит обязать АО «Ярославльлифт», АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр», ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» произвести расчет (начисление) компенсации расходов на оплату услуги по содержанию и ремонту лифтов за период с 2020-2021 гг. в размере 3067,08 рублей, взыскать с АО «Ярославльлифт», АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр» штраф, а также компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей (по 15000 рублей с каждого из ответчиков).
В обоснование исковых требований указано, что Татарину М.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>. Истец являетсяветераномбоевыхдействий, в связи с чем имеет право на получение меры социальной поддержки в видекомпенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 %, в том числе платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, наоснованиипп. 5 п. 1 ст.16ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «Оветеранах». В нарушение указанной нормы за период 2020-2021 гг. ему не выплачена компенсация расходов на оплату услуги по содержанию и ремонту лифтов. 29.11.2022 г. истец направил письменную претензию в АО «Ярославльлифт», претензия была перенаправлена в АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр». В ответе на претензию от 08.12.2022 г. АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр» указало, что выплата компенсации не производится в связи с наличием долга за услугу «капитальный ремонт (мин.взнос)». 11.01.2023 г. истец обратился в МКУ «Центр социальных выплат» г. Ярославля, из ответа которого от 25.01.2023 г. следовало, что данное учреждение не производит расчет сумм компенсации, осуществляет только ее выплату в соответствии с поступающими сведениями из рассчитывающих организаций. Сведений о размере рассчитанной компенсации за указанный период не поступало. Считая бездействие ответчиков незаконным, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Истец Татарин М.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по тем основаниям, что изложены в иске. Дополнительно указал, что задолженности по оплате коммунальной услуги по содержанию и ремонту лифтов не имеет, наличие задолженности по взносам на капитальный ремонт не может служить основанием для неначисления и невыплаты истцу компенсации расходов на оплату услуги по содержанию и ремонту лифтов.
Представитель ответчика АО «Ярославльлифт» по доверенности Стадченко С.В. (ранее – Правдухина Е.В.) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, указала, что задолженности перед АО «Ярославльлифт» истец не имеет.
Представитель ответчика АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр» в судебном заседании участия не принимал, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее представитель ответчика по доверенности Перунина И.В. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на их необоснованность, указывая, что истец имеет задолженность по оплате коммунальной услуги – содержание и ремонт лифтов, а также, по взносам на капитальный ремонт, в связи с чем ему и не производится расчет компенсации расходов по оплате коммунальной услуги.
Представитель ответчика ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» в судебном заседании участия не принимал, извещен своевременно, надлежащим образом, ранее, представитель по доверенности Быков И.М. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указывая, что к полномочиям ответчика не относится расчет компенсаций расходов по оплате коммунальных услуг, при поступлении соответствующих сведений ответчик произведет истцу данную выплату.
Представители третьих лиц департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля, регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в судебном заседании участия не принимали, извещены своевременно, надлежащим образом, представили отзывы на исковое заявление, в которых просят рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Татарину М.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>.
Истец имеет статус ветерана боевых действий, что подтверждается удостоверением №, выданным Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Так, согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 3 ст. 160 ЖК РФ, редакция, действовавшая на момент спорных правоотношений).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе ветераны боевых действий (ст. 13 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»).
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст.16 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «Оветеранах»ветеранам боевых действий предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
В соответствии со ст. 22 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г. определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области утвержден постановлением Правительства Ярославской области № 1070-п от 28.10.2009 г.
В соответствии с п. 1.2 Порядка назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области».
Согласно п. 2.3 Порядка организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры ежемесячно производят расчет сумм компенсации и предоставляют соответствующие сведения в уполномоченный орган.
Также, Порядком определен механизм расчета размера и порядок выплаты компенсации гражданам, проживающим на территории Ярославской области.
До 01.01.2021 г. абз. 2 п. 2.10 Порядка действовал в редакции постановления Правительства Ярославской области от 20.03.2015 г. № 309-п, которая предусматривала, что компенсация предоставляется гражданину при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашения по ее погашению.
Компенсации не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более, чем три последних года, (абз. 2 - в редакции постановления от 02.12.2020 г. № 938-п).
Редакция абз. 2 пункта 2.10 Порядка вводилась в действие с 01.01.2021 г., затем действие этого абзаца в новой редакции было приостановлено в период с 12.03.2021 г. до 01.07.2021 г. - на основании постановления Правительства Ярославской области от 12 марта 2021 г. № 107-п. В период указанного приостановления действовало прежнее правило о том, что компенсация не выплачивается, если у гражданина имеется задолженность по ЖКУ.
С 01.07.2021 г. абз. 2 п. 2.10 Порядка действует в редакции постановления Правительства Ярославской области от 02.12.2020 г. № 938-п, от 16.12.2021 г. № 910-п, от 03.08.2023 г. № 730-п, т.е. компенсация может не выплачиваться только при наличии у льготополучателя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
Вместе с этим, в рассматриваемом случае, речь идет о реализации льготы, установленной федеральным законом о ветеранах, финансовое обеспечение которой производится, в соответствии со ст. 23.2 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», за счет федерального бюджета, соответственно, к данным правоотношениям должен применяться федеральный закон в виде ч. 3 ст. 160 ЖК РФ в действующей в спорный период времени редакции.
Как указывает истец, за период 2020-2021 гг. ему не выплачена компенсация расходов на оплату услуги по содержанию и ремонту лифтов.
29.11.2022 г. истец направил письменную претензию в АО «Ярославльлифт», претензия была перенаправлена в АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр». В ответе на претензию от 08.12.2022 г. АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр» указало, что выплата компенсации не производится в связи с наличием долга за услугу «капитальный ремонт (мин. взнос)».
При этом, как следует, из материалов дела задолженности перед АО «Ярославльлифт» за услугу по содержанию и ремонту лифтов за период 2020-2021 гг. истец не имеет, что подтверждается чеками об оплате услуг. Также данный факт подтвержден в судебном заседании представителем АО «Ярославльлифт».
Как ранее указывал в судебном заседании представитель АО «Ярославльлифт», действительно, за Татариным М.В. ошибочно числилась задолженность по оплате услуги по содержанию и ремонту лифтов в размере 232,57 рублей, однако, данная ошибка в настоящее время устранена.
Вместе с этим, как следует из материалов дела, у Татариным М.В. имеется задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт, в том числе, и за период 2020-2021 гг. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, представленными региональным фондом содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, не отрицается наличие данной задолженности и Татариным М.В.
Исходя из анализа жилищного законодательства, взносы на капитальный ремонт – это обязательные платежи для собственника жилого помещения, которые входят в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ.
С учетом положений ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, ч. 3 ст. 160 ЖК РФ задолженность по взносам на капитальный ремонт имеет правовое значение для решения вопроса о выплате гражданину - льготополучателю денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги.
Как следует из п. 8 Обзора практики Верховного Суда РФ от 17.06.2020 г. наличие у гражданина, имеющего право в соответствии с действующим правовым регулированием на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, задолженности по этим платежам, само по себе не может служить безусловным основанием для отказа гражданину в предоставлении таких мер социальной поддержки. Если причины возникновения задолженности уважительные, то в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Каких-либо уважительных причин невыплаты взносов на капитальный ремонт истцом не приведено.
Таким образом, в спорный период неполучения истцом компенсации действовали положения ч. 3 ст. 160 ЖК РФ в редакции, не предусматривающей возможность выплаты истцу требуемой им компенсации, вследствие наличия у него задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт. Наличие вступившего в законную силу судебного акта, подтверждающего наличие непогашенной задолженности, не требовалось.
При наличии у истца задолженности по взносам на капитальный ремонт правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется. Соответственно, действия ответчиков по невыплате истцу денежной компенсации, предусмотренной законом о социальной защите ветеранов боевых действий, являются правомерными.
Соответственно, требование о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежит, доказательств нарушения каких-либо личных неимущественных прав истца действиями ответчиков, не представлено.
В удовлетворении исковых требований Татарину М.В. должно быть отказано в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Татарина Максима Викторовича, СНИЛС <данные изъяты>, к АО «Ярославльлифт», ИНН 7606078713, ОГРН 110706003449, АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр», ИНН 7604316391, ОГРН 1167627099892, ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области», ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614, о возложении обязанности, взыскании штрафа, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г. Ярославля путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Л.С. Кутенев