57RS0014-01-2022-001752-47
Дело № 2-1324/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2023 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,
при секретаре Курдюмовой Е.В.,
помощник судьи Носова И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Бектуровой К.Т. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания,
установила:
Бектурова К.Т. обратилась с иском в суд к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания.
В обоснование указано, Бектуровой К.Т. и члены ее семьи занимают жилое помещение по адресу: <...>
Распоряжением Правительства Орловской области от 05 июня 2020 г. №237-р указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Правительства Орловской области от 02 декабря 2021 г. № 740 срок переселения граждан из указанного многоквартирного дома продлен до 31 декабря 2022 г.
По причине аварийного состояния, проживание в указанном доме невозможно.
В связи с чем, просила предоставить по договору социального найма жилое помещение, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 31,4 кв.м.
В судебном заседании истица Бектурова К.Т. и третье лицо на стороне истца Орозобеков А.К. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области по доверенности Михалина Е.В. и представитель ответчика Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области по доверенности Шелепа С.С. не оспаривая обстоятельства аварийности жилого помещения, при котором проживание Бектуровой К.Т. и членов ее семьи представляет угрозу жизни и здоровью, указали, что иных жилых помещений для предоставления истице не имеется.
Представители третьего лица Департамента государственного имущества и земельных отношений по доверенности Коротеева И.В. и Киреева Д.Н. указали на аналогичные обстоятельства, приведенные ответчиками.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные Бектуровой К.Т. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пункту 6 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания, многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 (далее – Положение).
В соответствии с абзацем 2 пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
На основании части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В силу части 2 статьи 2 Закона Орловской области от 08 ноября 2006 г. № 633-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Орловской области по договорам социального найма» гражданам, проживающим в жилищном фонде Орловской области, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Согласно частям 1, 3 статьи 3 указанного Закона Орловской области жилые помещения предоставляются Правительством Орловской области; заключение договоров социального найма в жилищном фонде Орловской области осуществляется органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Орловской области.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Однако если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью, и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из указанных выше положений действующего законодательства, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В судебном заседании установлено, что Бектурова К.Т, и члены ее семьи Орозобеков К.Т., Орозобеков Д.К., Орозобеков А.К., Орозобекова Ж.К., Орозобекова А.К. вселены в комнату в квартире <...>, зарегистрированы по месту жительства и проживают в ней на условиях социального найма, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Как следует из договора социального найма спорного жилого помещения, его общая площадь составляет 31,4 кв.м.
Распоряжением Правительства Орловской области указанный многоквартирный дом закреплен на праве оперативного управления за бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания Орловской области «Ивановский специальный дом – интернат для престарелых и инвалидов».
Распоряжением Правительства Орловской области от 05 июня 2020 г. № 328-р (далее – Распоряжение № 237-р) многоквартирный дом по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Основанием для этого явилось заключение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ, которым установлено, что жилой дом достиг недопустимого уровня надежности и устойчивости строительных конструкций и не подлежит для проживания.
Распоряжением №*** предписано:
Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в срок до ДД.ММ.ГГ произвести сбор данных о нанимателях жилых помещений многоквартирного дома, обеспечить определение потребности в жилых помещениях, которые необходимо предоставить гражданам, переселяемым из многоквартирного дома (в том числе с учетом количественных показателей в части площади жилых помещений и количества жилых комнат), а также в денежных средствах на приобретение таких жилых помещений (пункт 2).
Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области осуществить мероприятия по приобретению в собственность Орловской области жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из многоквартирного дома, в срок не позднее 01 августа 2021 г. (пункт 3).
Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в течение 3 месяцев со дня приобретения жилых помещений в соответствии с пунктом 3 Распоряжения организовать переселение граждан из многоквартирного дома, предоставив им жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством (пункт 4).
Контроль за исполнением распоряжения возложен на первого заместителя Председателя Правительства Орловской области и заместителя Председателя Правительства Орловской области.
Распоряжением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** срок переселения граждан из указанного многоквартирного дома продлен до ДД.ММ.ГГ
Распоряжением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ №***-р в распоряжение Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** внесены изменения:
пункты 3, 4 изложены в следующей редакции:
Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области обеспечить осуществление мероприятий по проектированию и строительству жилых помещений для предоставления их гражданам, переселяемым из многоквартирного дома, в срок не позднее ДД.ММ.ГГ.
Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в течение 3 месяцев со дня регистрации права собственности Орловской области на построенные жилые помещения организовать переселение граждан из многоквартирного дома, предоставив им жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области за Бектуровой К.Т, и членами ее семьи Орозобековым К.Т., Орозобековым Д.К., Орозобековым А.К., Орозобековой Ж.К., Орозобековой А.К. недвижимое имущество не зарегистрировано.
Таким образом, поскольку жилое помещение, в котором проживают истица и члены ее семьи признано в установленном законом порядке непригодными для проживания, у ответчиков в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу другое жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Доказательств предоставления жилого помещения взамен непригодного для проживания истицы и членов ее семьи ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора, подтвердились доводы, заявленные в иске, в связи с чем, на основании оценки представленных доказательств суд приходит к выводу о том, что Бектурова К.Т, и члены ее семьи Орозобеков К.Т., Орозобеков Д.К., Орозобеков А.К., Орозобекова Ж.К., Орозобекова А.К.. имеют право на предоставление в пользование по договору социального найма жилого помещения, поскольку после признания жилого помещения непригодным для проживания, они не обеспечена иным, пригодным для проживания жильем, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы представителей ответчика о том, что не имеется пригодных жилых помещений для предоставления истице и членам ее семьи взамен аварийного, судом во внимание не принимаются, поскольку помещение, в котором проживает истица и члены ее семьи, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния.
При принятии решения об удовлетворении исковых требований, судом также учитывается, что по смыслу вышеприведенных правовых норм, предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. ст. 86 - 89 ЖК РФ, не требуется. Внеочередное предоставление жилого помещения обусловлено опасностью для их жизни и здоровья.
В силу частей 1,2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В связи с чем, по мнению суда, достаточным сроком для исполнения решения суда Департаментом дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области являются три месяца с даты его вступления в законную силу, для Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области – один месяц с даты окончания строительства жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования Бектуровой К.Т. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания – удовлетворить.
Обязать Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области осуществить мероприятия по строительству жилого помещения для предоставления Бектуровой К.Т. и членам ее семьи Орозобекову К.Т., Орозобекову Д.К., Орозобекову А.К., Орозобековой Ж.К., Орозобековой А.К. в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в течение одного месяца после окончания строительства жилых помещений предоставить Бектуровой К.Т. и членам ее семьи Орозобекову К.Т., Орозобекову Д.К., Орозобекову А.К., Орозобековой Ж.К., Орозобековой А.К. по договору социального найма жилое помещение равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 31,4 кв.м.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 17 апреля 2023 г.
Председательствующий: Е.Е. Бардина
Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2023 г.