Дело № 2-1997/2024 (2-13010/2023;)
УИД (50RS0021-01-2023-013371-27)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2024 года г. Красногорск
Красногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Шабановой Т.И.,
при секретаре судебного заседания Нуридинове С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красногорского городского прокурора Московской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Семкова Александра Юрьевича, Райкевич Марины Кирилловны, к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании незаконными бездействия, решения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Красногорский городской прокурор <адрес>, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО2, ФИО1, обратился в суд с уточненным иском к Администрации городского округа <адрес> о признании незаконными бездействия, решения, возложении обязанности.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что в ходе проведенной Красногорской городской прокуратурой проверки о нарушении жилищного законодательства, установлено, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, г.о. Красногорск, р.<адрес>, зарегистрировано 10 человек, в том числе несовершеннолетние дети и инвалиды.
Жилой дом построен в 1901 году.
Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № приняты в муниципальную собственность <адрес>, 2, 3, 4, расположенные в МКД по вышеуказанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией рассмотрен вопрос о признании вышеуказанного МКД аварийным и подлежащим сносу. Решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признана необходимость проведения технического обследования силами специализированной организации и представления на МВК соответствующего заключения для дальнейшего рассмотрения вопроса о признании дома аварийным.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден протокол заседания межведомственной комиссии при администрации г.о. Красногорск от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, г.о. Красногорск, р.<адрес> признана непригодной для проживания.
Согласно информации ГИС ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ общий износ МКД, расположенного по вышеуказанному адресу составляет 65%.
Просил признать незаконным длительное бездействие межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, по признанию нежилых зданий (строений, сооружений), находящихся в собственности г.о. <адрес>, непригодными для дальнейшей эксплуатации и подлежащими сносу или реконструкции, по не проведению мероприятий по инициированию признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, г.о. Красногорск, р.<адрес> аварийным и подлежащим сносу;
обязать межведомственную комиссию по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, по признанию нежилых зданий (строений, сооружений), находящихся в собственности г.о. <адрес>, непригодными для дальнейшей эксплуатации и подлежащими сносу или реконструкции, в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять решение в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Материальные истцы в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела в адрес суда не направляли.
Представитель процессуального истца – старший помощник Красногорского городского прокурора ФИО4 в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании ФИО5 заявленные исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать, по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в адрес суда не направляли.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не заявивших ходатайств об отложении слушания дела.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение №), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения №).
В соответствии с пунктом 7 Положения № уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении № требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Согласно пункту 42 Положения № комиссия на основании заявления собственника помещения, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного Положения.
В пунктах 44 - 47 Положения № установлены процедура проведения оценки соответствия помещения, дома установленным требованиям, срок рассмотрения поступившего заявления, а также принятие решения по результатам работы межведомственной комиссии.
В соответствии с пунктом 45(1) Положения №, в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в межведомственную комиссию свое заключение, после рассмотрения которого указанная комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 данного Положения.
В соответствии с пунктом 46 Положения № межведомственная комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 данного Положения, либо решение о проведения дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы межведомственная комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение межведомственной комиссии.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: 1) о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; 2) о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; 3) о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; 4) о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; 5) о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения N 47).
Судом установлено, что в ходе проведенной Красногорской городской прокуратурой проверки о нарушении жилищного законодательства, установлено, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, г.о. Красногорск, р.<адрес>, зарегистрировано 10 человек, в том числе несовершеннолетние дети и инвалиды.
Жилой дом построен в 1901 году.
Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № приняты в муниципальную собственность <адрес>, 2, 3, 4, расположенные в МКД по вышеуказанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией рассмотрен вопрос о признании вышеуказанного МКД аварийным и подлежащим сносу. Решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признана необходимость проведения технического обследования силами специализированной организации и представления на МВК соответствующего заключения для дальнейшего рассмотрения вопроса о признании дома аварийным.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден протокол заседания межведомственной комиссии при администрации г.о. Красногорск от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому <адрес>, в которой проживает ФИО2, расположенная по адресу: <адрес>, г.о. Красногорск, р.<адрес> признана непригодной для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе в составе главного инженера, инженера по эксплуатации домов и начальника участка УК ООО «Акватория» проведено обследование общего конструктивного состояния МКД, расположенного по адресу: <адрес>, г.о. Красногорск, р.<адрес>, в ходе которого выявлены такие дефекты как: трещины фундамента, кирпичной кладки фасадной части жилого дома, нарушение конструктивной прочности стен; разрушение и повреждение отделки фасада, ослабление креплений выступающих поверхностей (карнизов); частичное разрушение деревянных стен здания с потерей прочности.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, которая проживает в <адрес> МКД по вышеуказанному адресу, обратилась к ответчику с заявлением о признании МКД аварийным с целью разрешения вопроса о взносах на капитальный ремонт. Обращение осталось без ответа.
Согласно информации ГИС ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ общий износ МКД, расположенного по вышеуказанному адресу составляет 65%.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, в данном случае материалами дела подтверждено, что по результатам работы межведомственной комиссии, какого-либо решения, указанном в пункте 47 настоящего Положения, принято не было.
Таким образом, материалами дела полностью подтверждено, что ответчик фактически уклонился от рассмотрения вопроса по признанию МКД аварийным и от проведения оценки соответствия жилого дома установленным требованиям, в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, чем допустил незаконное бездействие.
Довод ответчика об отсутствие незапланированных в бюджете расходов, суд отклоняется как несостоятельный, указанное обстоятельство не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей.
При таких данных суд приходит к выводу о том, что в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц именно администрация муниципального образования должна провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красногорского городского прокурора Московской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Семкова Александра Юрьевича, Райкевич Марины Кирилловны, к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании незаконными бездействия, решения, возложении обязанности– удовлетворить.
Признать незаконным бездействие межведомственной комиссии при администрации городского округа Красногорск Московской области по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, по признанию нежилых зданий (строений, сооружений), находящихся в собственности г.о. Красногорск Московской области, непригодными для дальнейшей эксплуатации и подлежащими сносу или реконструкции, по не проведению мероприятий по инициированию признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Красногорск, р.п. Нахабино, ул. Железнодорожная, д. 10, аварийным и подлежащим сносу.
Возложить на межведомственную комиссию при администрации городского округа Красногорск Московской области обязанность принять решение в соответствии с постановлением от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца с даты изготовления судом решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через канцелярию по гражданским делам Красногорского городского суда Московской области.
Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2024 года.
Судья Т.И. Шабанова