Решение по делу № 2а-230/2020 от 02.12.2019

№ 34RS0003-01-2019-003042-03                                                Дело №2а-230/ 2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2020 года                                                                                        г.Волгоград

Кировский районный суд города Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Самсоновой М.В.

При секретаре Белицкой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Прокурора Волгограда в защиту неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Волгограда, администрации <адрес> Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

у с т а н о в и л:

Прокурор Волгограда обратился в защиту неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации в суд к администрации Волгограда, администрации <адрес> Волгограда об обязании создать места накопления твердых коммунальных отходов. В обосновании требований ссылался, что в рамках проведенной на территории <адрес> проверки соблюдения законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> выявлены нарушения, а именно отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории частного сектора по <адрес> и прилегающей к ней территории. По информации ООО «Управление отходами -Волгоград» от <ДАТА> ввиду неисполнения органами местного самоуправления обязанности по созданию мест (площадок накопления) твердых коммунальных отходов, сбор на вышеуказанной территории осуществляется бестарным способом. Однако действующим законодательством не предусмотрена возможность бестарного накопления ТКО, в связи с чем, ответчиками нарушены интересы неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Просил признать незаконным бездействие администрации Волгограда и администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по созданию по <адрес> и прилегающей к ней территории мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Обязать администрацию Волгограда выделить администрации <адрес> Волгограда денежные средства в объеме, необходимом для создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по <адрес> партизан <адрес> и прилегающей к ней территории. Возложить на администрацию <адрес> обязанность в течение месяца после выделения администрацией Волгограда денежных средств обеспечить создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории частного сектора по <адрес> и прилегающей в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие администрации Волгограда и администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории жилой застройки <адрес> в границах <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, от пересечения <адрес> с <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> до <адрес>, от <адрес> до пересечения <адрес> <адрес>

Обязать администрацию Волгограда выделить администрации <адрес> Волгограда денежные средства в объеме, необходимом для создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории жилой застройки <адрес> в границах <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, от пересечения <адрес> с <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>о <адрес>, от <адрес> до пересечения с пер.Советский <адрес>

Возложить на администрацию <адрес> обязанность в течение трех месяцев после выделения администрацией Волгограда денежных средств обеспечить создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории жилой застройки <адрес> в границах <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, от пересечения <адрес> с <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> до <адрес>, от <адрес> до пересечения с пер.Советский <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель административного истца помощник прокурора <адрес> Родионова В.Е, в судебном заседании на удовлетворении измененных исковых требованиях настаивала, в обоснование изложив, указанные в иске доводы.

Представитель административного ответчика администрации <адрес> Волгограда Несина А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель административного ответчика администрации Волгограда Серебрянникова И.Е, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Департамента финансов Кириченко А.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представители заинтересованного лица ООО «Управление отходами – Волгоград» Касьянова С.Е., Каргина И.В. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с частью 4 приведенной нормы Закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Таким образом, федеральным законодателем вопрос участия в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов прямо не отнесен к компетенции органа местного самоуправления сельского поселения.

В то же время, согласно статье 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2014 № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области» за сельскими поселениями в Волгоградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 24, 26, 31, 33.1, 33.2 и 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Из анализа приведенных правовых норм в их совокупности, следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов законом субъекта отнесено к компетенции органов местного самоуправления сельских поселений.

В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.3).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства РФ от 31августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил, органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 4 Правил в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

В соответствии с пунктами 11-13 Правил реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.

Из материалов дела следует, что <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения, а именно отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории частного сектора по <адрес> и прилегающей к ней территории

По результатам проведенной проверки в адрес главы администрации сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

При рассмотрении настоящего административного дела по информации представленной ООО «Управление отходами -Волгоград» от <ДАТА> установлено, что ввиду неисполнения органами местного самоуправления обязанности по созданию мест (площадок накопления) твердых коммунальных отходов, сбор на вышеуказанной территории осуществляется бестарным способом..

Исходя из того, что вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесен Законом Волгоградской области № 156-ОД к полномочиям сельского поселения, суд приходит к выводу о том, что администрация Кировского района г. Волгограда, неправомерно уклоняется от выполнения требований п.1 ст. 8, ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, в связи с чем, бездействие административного ответчика является незаконным, нарушающим гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.

Под накоплением отходов, согласно Федеральному закону 89-ФЗ понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Транспортирование отходов определяется как перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относилось участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 8 Федерального закона № 89-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Этим же законом, пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона 131-ФЗ изложен в новой редакции, согласно которой к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, законодателем уточнены и конкретизированы полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Доводы представителя административного ответчика о том, что положения Закона Волгоградской области от 28.11.2014 № 156-ОД не могут применяться, в связи с принятием Закона Волгоградской области от 25.09.2017 № 77-ОД «Об отдельных вопросах в сфере обращения с отходами производства и потребления», также судом не может быть принята во внимание, поскольку данный закон определяет полномочия органов исполнительной и законодательной власти Волгоградской области в сфере обращения с отходами и не перераспределяет компетенцию органов местного самоуправления в указанной сфере.

Отсутствие у административного ответчика денежных средств на принятие мер в организации деятельности по накоплению твёрдых коммунальных отходов само по себе не может служить основанием для освобождения его от исполнения предусмотренных законом полномочий.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В данном случае, признав бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов, незаконным, суд, руководствуясь положениями ст. 187, 227 КАС РФ, возлагает на администрацию <адрес> Волгограда обязанность совершить данные действия в предложенный прокурором срок.

Доказательств объективной невозможности исполнить требования в в предложенный прокурором срок, административными ответчиками не представлено.

В качестве способа восстановления права суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию Волгограда выделить администрации <адрес> Волгограда денежные средства в объеме, необходимом для создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по указанным адресам.

Возложить на администрацию <адрес> обязанность в течение трех месяцев после выделения администрацией Волгограда денежных средств обеспечить создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории жилой застройки <адрес> в границах <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, от пересечения <адрес> с <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>о <адрес>, от <адрес> до пересечения с <адрес> <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора г. Волгограда в защиту неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Волгограда, администрации <адрес> Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Волгограда и администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории жилой застройки <адрес> в границах <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, от пересечения <адрес> с <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>о <адрес>, от <адрес> до пересечения с пер.Советский <адрес>

Обязать администрацию Волгограда выделить администрации <адрес> Волгограда денежные средства в объеме, необходимом для создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории жилой застройки <адрес> в границах <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, от пересечения <адрес> с <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>о <адрес>, от <адрес> до пересечения с пер.Советский <адрес>

Возложить на администрацию <адрес> обязанность в течение трех месяцев после выделения администрацией Волгограда денежных средств обеспечить создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории жилой застройки <адрес> в границах <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, от пересечения <адрес> с <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>о <адрес>, от <адрес> до пересечения с <адрес> <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства.

После истечения установленного судом срока на административных ответчиков возложить обязанность сообщить суду и административному истцу об исполнении решения суда по административному делу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г.Волгограда в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                М.В. Самсонова

Справка: решение суда в окончательной форме изготовлено 22.06.2020года.

Судья                                                                М.В. Самсонова

2а-230/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор г. Волгограда
Ответчики
администрация Кировского района Волгограда
Администрация Волгограда
Другие
ООО Управление отходами Волгоград
Департамент финансов администрации Волгограда
Каргина Ирина Владимировна
Скворцова Татьяна Сергеевна
Департамент городского хозяйства администрации Волгограда
Суд
Кировский районный суд г. Волгоград
Судья
Самсонова М.В.
Дело на странице суда
kir.vol.sudrf.ru
03.12.2019Регистрация административного искового заявления
04.12.2019Передача материалов судье
18.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2019Судебное заседание
28.12.2019Судебное заседание
24.01.2020Судебное заседание
15.02.2020Судебное заседание
12.03.2020Судебное заседание
02.04.2020Судебное заседание
23.05.2020Производство по делу возобновлено
23.05.2020Судебное заседание
04.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее