Дело № 33а-4869/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень |
26 августа 2019 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего |
Колосковой С.Е. |
судей |
Ревякина А.В., Глушко А.Р., |
при секретаре |
Константиновой Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сыча Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 13 июня 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований Сыч Евгения Вячеславовича о признании незаконными действий Военного комиссара Ленинского АО г. Тюмени о призыве истца на военную службу, отказать.».
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, административный истец Сыч Е.В., административный ответчик военный комиссар Ленинского АО г. Тюмени Тюменской области Никулин А.И. в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., возражения представителей административных ответчиков Военного комиссариата Тюменской области - Миллер Е.Г., Военного комиссариата Ленинского АО г. Тюмени Тюменской области – Пуртовой А.В., полагавших, что оснований к удовлетворению апелляционной жалобы административного истца не имеется, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Сыч Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату Ленинского АО г. Тюмени Тюменской области, военному комиссару Ленинского АО г. Тюмени Тюменской области Никулину А.И. о признании незаконными действий Военного комиссара Ленинского АО г. Тюмени Тюменской области по призыву Сыча Е.В. на военную службу, указывая, что Сыч Е.В. состоит на воинском учете в Военном комиссариате Ленинского АО г. Тюмени, 14 ноября 2018 года он получил повестку о вызове для прохождения медицинского освидетельствования, которая была выдана ему Военным комиссаром Ленинского АО г. Тюмени Никулиным А.И. Ранее по результатам медицинского освидетельствования он был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями с присвоением категории годности «Б». С данным заключением и решением призывной комиссии Сыч Е.В. не согласился и обратился в суд, в ходе судебного рассмотрения дела была назначена независимая военно-врачебная экспертиза, по результатам которой было вынесено заключение, в соответствии с которым имеющиеся у него заболевания отнесены к категории годности «Г» - временно не годен к военной службе. Решением Ленинского районного суда г. Тюмени от 21 марта 2018 года решение призывной комиссии Ленинского и Восточного АО г. Тюмени от 28 ноября 2017 года о его призыве на военную службу с незначительными ограничениями было признано незаконным, отменено и было предписано призывной комиссии устранить допущенные нарушения прав административного истца. До 28 мая 2018 года призывная комиссия Ленинского и Восточного АО г. Тюмени, Военный комиссариат Ленинского АО г. Тюмени решение суда от 21 марта 2018 года не выполнили и не устранили допущенные нарушения его прав, в том числе, не установлен в соответствующих документах факт признания его временно негодным к военной службе согласно судебной военно-врачебной экспертизе. Считает, что военный комиссариат Ленинского АО г. Тюмени в лице военного комиссара Никулина А.И. своими действиями по вызову его на медицинское освидетельствование нарушает его права, предусмотренные ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», на отсрочку от прохождения военной службы по причине наличия у него заболеваний, установленных судебной военно-врачебной экспертизой от 28 февраля 2018 года и решением Ленинского районного суд г. Тюмени от 21 марта 2018 года; решение призывной комиссии нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу и на зачисление в запас.
В ходе производства по делу к участию в деле было привлечено ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области».
Административный истец Сыч Е.В., извещённый о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца Михайлова Ю.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Ленинского АО г. Тюмени Тюменской области Пуртова А.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.
Административный ответчик Военный комиссар Ленинского АО города Тюмени Никулин А.И., представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Сыч Е.В., который в апелляционной жалобе просит решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 13 июня 2019 года отменить и принять по делу новый судебный акт, приводя доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
На апелляционную жалобу поступили возражения административного ответчика Военного комиссариата Ленинского АО г. Тюмени Тюменской области в лице представителя Пуртовой А.В., в которых она полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы Сыча Е.В. удовлетворению не подлежащими.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Сыч Е.В. состоит на воинском учете в отделе Военного комиссариата Ленинского АО города Тюмени с 04 октября 2017 года.
Четырнадцатого ноября 2018 года Сычу Е.В. была вручена повестка о необходимости явки 19 ноября 2018 года в Военный комиссариат Ленинского АО города Тюмени для прохождения медицинского освидетельствования.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 статьи 26 названного закона).
Пунктом 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663, предусмотрено, что призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации.
Согласно пункту 6 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663, оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата.
Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования (пункт 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу требований подпункта «а» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года.
Статьей 5.1 указанного Федерального закона предусмотрено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей (пункт 1). Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2).
Из материалов дела следует, что в период осеннего призыва 2017 года административный истец Сыч Е.В. на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» был призван на военную службу. Решением Ленинского районного суда г. Тюмени от 21 марта 2018 года решение призывной комиссии Ленинского и Восточного АО г. Тюмени от 28 ноября 2017 года о призыве Сыч Е.В. на военную службу признано незаконным и на призывную комиссию Ленинского и Восточного АО г. Тюмени возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца.
Судебная коллегия полагает, что разрешая административный иск, суд первой инстанции, оценив изложенные обстоятельства с учётом подлежащих применению к спорному правоотношению норм права, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые действия по оповещению административного истца о необходимости явки для прохождения обязательного медицинского освидетельствования, при, в том числе, отсутствии принятого в отношении него в установленном порядке решения об отсрочке от призыва на военную службу, прав административного истца не нарушают
Доводы административного истца с указанием на заключение военно-врачебной экспертизы ООО «Экспертно-правовое консультационное бюро» от 26 февраля 2018 года и решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 21 марта 2018 года о наличии у него права на отсрочку от призыва на военную службу, основаниями к удовлетворению заявленных требований не являются, поскольку то обстоятельство, что названным судебным решением ранее принятое решение призывной комиссии Ленинского и Восточного АО г. Тюмени от 28 ноября 2017 года о призыве Сыча Е.В. на военную службу было признано незаконным, само по себе не свидетельствует о том, что на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в отношении административного истца было принято решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, вследствие чего направление на медицинское освидетельствована не может быть признано нарушающим права административного истца. При этом судебная коллегия принимает во внимание, что прохождение медицинского освидетельствования не предполагает безусловное направление призывника для прохождения службы, поскольку решение о призыве, о предоставлении отсрочки от призыва, либо об освобождении от призыва на военную службу принимается призывной комиссией.
Таким образом, поскольку оспариваемые действия не противоречат закону и не нарушают прав административного истца, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции в удовлетворении административного иска отказал правомерно (пункт 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При таких обстоятельствах оснований к отмене оспариваемого решения Ленинского районного суда г. Тюмени от 13 июня 2019 года, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 13 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сыч Е.В. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии