РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2024 года город Самара
Красноглинский районный суд г. Самары в составе председательствующего Волкова М.В.,
при секретаре судебного заседания Громовой А.А.,
с участием представителя истцов Смирнова В.О., Смирновой Е.В. – Мартыновой Е.В., представителя соответчиков департамента управления имуществом г.о. Самара, администрации г.о. Самара – Ткаченко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-767/2024 по иску Смирнова В. О., Смирновой Е. В. к департаменту управления имуществом г.о. Самара, администрации г.о. Самара о признании права собственности на жилой дом и земельный участок, исправлении реестровой ошибки, исключении сведений из ЕГРН
УСТАНОВИЛ:
Смирнов В.О., Смирнова Е.В. обратились в Красноглинский районный суд г. Самары с названным иском, мотивировав свои требования тем, что с 1990 используют для постоянного проживания возведенный до <дата> жилой дом общей площадью 548 кв.м по адресу: <адрес>, который расположен в границах населенного пункта <адрес> в жилой застройке с проведенными коммуникациями и элементами обустройства, рядом расположены жилые дома и земельные участки под жилую застройку. Согласно заключениям специализированных организаций строительство жилого дома осуществлено с соблюдением строительных, градостроительных норм и правил, соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства, находится в надлежащем санитарно-техническом состоянии, его дальнейшая эксплуатация не создает угрозы жизни и здоровья граждан, дальнейшая эксплуатация жилого дома по своему назначению возможна.
Часть жилого дома расположена на принадлежащем истцам с <дата> на праве общей совместной собственности земельном участке площадью 100 кв.м с кадастровым номером № по указанному адресу из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, оставшаяся часть жилого дома размещена на участке необходимом для его использования в исторически сложившихся более 15 лет границах контуром площадью 3297 кв.м.
В ходе проведения кадастровых работ, при межевании и уточнении границ земельного участка, занимаемым жилым домом, выявлено наложение на сложившееся землепользование по адресу: <адрес> границы земельного участка площадью 386820,46 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес> из земель населенных пунктов, поставленного на кадастровый учет <дата>, что является следствием реестровой ошибки, поскольку данный участок размежеван сплошным порядком, без учета сложившегося землепользования и препятствует оформлению прав истцов на земельный участок под жилым домом в соответствии с порядком, установленным ст. 3.8 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Ссылаясь на изложенные обстоятельства истцы, уточнив требования, просят суд признать за ними право общей совместной собственности на жилой дом общей площадью 548 кв.м по адресу: <адрес> и земельный участок под ним контуром площадью 3 278 кв.м, исправить реестровую ошибку, допущенную при межевании земельного участка с кадастровым номером № исключив из ЕГРН сведения о его координатах характерных точек границ, конфигурации и площади в части наложения на земельный участок истцов по адресу: <адрес> в заявленных координатах характерных точек границ, согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы.
Представители департамента градостроительства г.о. Самара, Управления Росреестра по Самарской области, департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Представитель департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара в письменном ходатайстве просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.
Кроме того в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
При отсутствии технической возможности у органов местного самоуправления, иных органов и организаций они вправе заявить ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Сведения о времени и месте судебного заседания размещены в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Красноглинского районного суда г. Самары, суд располагает доказательствами того, что указанные выше лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания, ходатайства о направлении сторонам судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не поступали.
В силу ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения явившихся в судебное заседание участников процесса, не возражавших относительно продолжения рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель истцов Смирнова В.О., Смирновой Е.В. – Мартынова Е.В. по доверенности от <дата> уточненные исковые требования поддержала, дала объяснения по своему содержанию соответствующие доводам иска, дополнив, что жилой дом расположен в границах населенного пункта <адрес> в жилой застройке с проведенными коммуникациями и элементами обустройства, рядом расположены жилые дома и земельные участки под жилую застройку, лесных насаждений нет, участок застроен в 1990, его границы сформировались задолго до межевания земельного участка площадью 386820,46 кв.м с кадастровым номером №, который не является лесным участком и/или участком лесного фонда, не ограничен в обороте, относится к землям населенных пунктов под жилую застройку, поставлен на кадастровый учет с реестровой ошибкой, жилой дом не угрожает жизни и здоровью граждан, полностью безопасен, соответствует всем нормам и требованиям, права третьих лиц не нарушает, истцы используют его для проживания, все необходимые коммуникации имеются, жилой дом фактически введен в эксплуатацию и используется в качестве такового более 30 лет, границы земельного участка под жилым домом существуют на местности более 15 лет, никем не оспариваются, участок необходим для использования жилого дома по целевому назначению в соответствии с градостроительным обоснованием.
Представитель соответчиков департамента управления имуществом г.о. Самара, администрации г.о. Самара – Ткаченко И.В. по доверенности от <дата>, по доверенности от <дата> в судебном заседании в иске просила отказать, так как в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцам отказано, отказ не оспорен, разрешение на строительство жилого дома не получено, объект является самовольной постройкой, прав на землю нет, не представлены доказательства размещения жилого дома в границе участка, доказательства в подтверждение заявленных требований не представлены, наличие реестровой ошибки не доказано, размещение жилого дома не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, установленным градостроительным регламентом указанной территориальной зоны по назначению и по площади, просила приобщить к делу письменный отзыв.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит иск Смирнова В.О., Смирновой Е.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст. 3.8 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых располагаются жилые дома, отвечающие требованиям пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей и главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, положения которой применяются в части, не противоречащей настоящей статье.
До 1 марта 2031 года гражданин, который использует для постоянного проживания возведенный до 14 мая 1998 года жилой дом, который расположен в границах населенного пункта и право собственности на который у гражданина и иных лиц отсутствует, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который не предоставлен указанному гражданину и на котором расположен данный жилой дом.
Образование земельного участка, на котором расположен жилой дом, отвечающий требованиям пункта 2 настоящей статьи, из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы расположения земельного участка в случае, если отсутствует утвержденный проект межевания территорий, предусматривающий образование такого земельного участка, либо утвержденный проект межевания не предусматривает образование такого земельного участка.
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или о предоставлении такого земельного участка в качестве основания предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указывается пункт 2 настоящей статьи, а также указывается, что жилой дом возведен до 14 мая 1998 года.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или о предоставлении такого земельного участка прилагаются:
1) схема расположения земельного участка (в случае, если земельный участок подлежит образованию);
2) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя;
3) документ, подтверждающий подключение (технологическое присоединение) жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения и (или) подтверждающий осуществление оплаты коммунальных услуг;
4) документ, который подтверждает проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации жилого дома до 1 января 2013 года и из которого следует, что заявитель является правообладателем жилого дома либо заказчиком изготовления указанного документа и жилой дом возведен до 14 мая 1998 года;
5) документ, подтверждающий предоставление либо передачу иным лицом земельного участка, в том числе из которого образован испрашиваемый земельный участок, заявителю;
6) документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства в жилом доме до 14 мая 1998 года;
7) выписка из похозяйственной книги или из иного документа, в которой содержится информация о жилом доме и его принадлежности заявителю;
8) документ, выданный заявителю нотариусом до 14 мая 1998 года в отношении жилого дома, подтверждающий права заявителя на него.
К заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, также прилагается технический план жилого дома, за исключением случая, если на момент направления указанного заявления в отношении жилого дома осуществлен государственный кадастровый учет.
Заявитель одновременно с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или о предоставлении такого земельного участка прилагает все документы, указанные в подпунктах 3 - 8 пункта 5 настоящей статьи, при условии наличия у него всех этих документов, при отсутствии всех этих документов заявитель прилагает только тот документ, который у него имеется, или все имеющиеся у него документы. При наличии у заявителя этих документов дополнительное подтверждение, в том числе в судебном порядке, использования жилого дома заявителем не требуется.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные документы, которые могут быть представлены гражданином для подтверждения соответствия земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, условиям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, в случае отсутствия у гражданина документов, предусмотренных подпунктами 3 - 8 пункта 5 настоящей статьи, подтверждающих такое соответствие.
При этом истребование дополнительных документов при наличии у гражданина документов, предусмотренных подпунктами 3 - 8 пункта 5 и пунктом 6 настоящей статьи, а также требование подтверждения, в том числе в судебном порядке, использования такого жилого дома не допускается.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или о предоставлении такого земельного участка уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления:
1) проводит осмотр жилого дома в целях подтверждения его наличия на испрашиваемом земельном участке;
2) осуществляет опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов либо законов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, извещения о предоставлении земельного участка, указанного в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или о предоставлении такого земельного участка, обеспечивает размещение такого извещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа, а также на информационных щитах в границах населенного пункта, на территории которого расположен земельный участок.
Результаты осмотра жилого дома фиксируются актом осмотра. Порядок проведения осмотра, форма акта осмотра устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанного в пункте 2 настоящей статьи, или о предоставлении такого земельного участка при отсутствии иных оснований, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и пунктом 12 настоящей статьи, не может быть отказано только по причине отсутствия в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположен жилой дом, вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусматривающих возможность размещения жилых домов в границах такой территориальной зоны, а также несоответствия площади образуемого земельного участка предельным размерам и предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом.
Как следует из ст. 9.3 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" в случае отсутствия у гражданина (граждан) документов, предусмотренных подпунктами 3 - 8 пункта 5 статьи 3.8 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", соответствие земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, условиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 3.8 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", подтверждается одним или несколькими следующими документами:
1) акт уполномоченного органа (в том числе органа местного самоуправления, исполнительного комитета Совета народных депутатов), принятый в форме постановления, распоряжения, решения о разрешении строительства (в том числе ордер на производство строительно-монтажных работ, занятие земельного участка под жилой дом, документы по отводу и выбору земельного участка органов архитектуры и градостроительства), проектировании объекта капитального строительства (жилого дома) либо о присвоении адреса объекту капитального строительства (жилому дому), изданный до 14 мая 1998 года;
2) строительный паспорт, договор и (или) акт приемки завершенного строительством объекта капитального строительства (жилого дома), выданные до 14 мая 1998 года;
3) платежные документы, подтверждающие начисления и (или) уплату налоговых платежей за жилой дом и (или) земельный участок, на котором он расположен, до 14 мая 1998 года и в течение года, в котором гражданин обращается с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или о предоставлении такого земельного участка (не менее одного документа, подтверждающего уплату налоговых платежей до 14 мая 1998 года, и не менее одного документа, подтверждающего уплату налоговых платежей в течение года, в котором гражданин обращается с указанным заявлением).
Судом установлено, что по адресу: <адрес> в 1990 супругами Смирновым В.О., Смирновой Е.В. возведен трехэтажный жилой дом с цоколем, литера А, первой группы капитальности, общей площадью 548 кв.м, как это видно из технического паспорта по состоянию на <дата>.
Часть жилого дома расположена на принадлежащем истцам с <дата> на праве общей совместной собственности земельном участке площадью 100 кв.м с кадастровым номером № по указанному адресу из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>.
Как следует из технического заключения <данные изъяты> от 2023 №-ТЗ все конструктивные элементы жилого дома оцениваются как нормативные, эксплуатация жилого дома по назначению возможна, угрозу жизни и здоровью граждан не создает, имеется отопление, вентиляция, центральное газо – и электроснабжение, водоснабжение и канализация, имеются жилые комнаты, помещения общего пользования, в том числе кухня, санузел.
Согласно экспертному заключению <данные изъяты> от <дата> № установлено соответствие объемно-планировочных и конструктивных решений жилого дома требованиям пожарной безопасности, действующим на территории Российской Федерации.
Экспертным заключением <данные изъяты> от <дата> подтверждается, что жилой дом не противоречит санитарным нормам и правилам, может эксплуатироваться по целевому назначению.
Права на жилой дом в ЕГРН не зарегистрированы, что усматривается из выписки из ЕГРН от <дата> и не инвентаризирован как это видно из сообщения ППК «Роскадастр» по Самарской области от <дата> №.
В ходе проведения кадастровых работ, при межевании и уточнении границ земельного участка, занимаемым жилым домом, выявлено, что жилой дом фактически расположен на земельном участке площадью 3297 кв.м как это видно из плана фактических границ от <дата>, составленного <данные изъяты> что согласуется со сведениями государственного фонда данных землеустроительного дела по инвентаризации земель <адрес> по кадастровому кварталу №, изготовленное в 2008 <данные изъяты> (инвентарный номер № от <дата>) и фрагментом чертежа инвентаризации земель, согласно письму Управления Росреестра по Самарской области от <дата> №.
При этом выявлено наложение на сложившееся землепользование по адресу: <адрес> границы земельного участка площадью 386 820,46 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес> из земель населенных пунктов, поставленного на кадастровый учет <дата>, как это следует из плана фактических границ от <дата>.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от <дата> сведения о земельном участке с кадастровым номером № имеют статус «актуальные», граница участка состоит из 4 контуров, права, ограничения, обременения не зарегистрированы.
В соответствии с представленным департаментом управления имуществом г.о. Самара актом установления фактического использования земельного участка от <дата>, составленным в соответствии со ст. 3.8 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на земельном участке площадью 3297 кв.м расположен жилой дом в два этажа с цоколем, имеется дворовая территория на которой размещены хозяйственные постройки (гараж, сараи, летняя беседка, бассейн). Жилой дом соответствует сведениям, указанным в техническом паспорте, год постройки 1990, жилой дом и постройки находятся в личном пользовании, признаки коммерческой деятельности не усматриваются, к акту приложены фототаблицы.
Согласно заключению эксперта <данные изъяты> от <дата> № по результатам судебной землеустроительной экспертизы по результатам проведенных полевых измерений фактическая площадь участка № по <адрес> составляет 3378 кв.м.
В фактических границах земельного участка № по <адрес> расположены следующие объекты: жилой дом, баня, гараж, хозяйственная постройка, беседка, теплица, вольер.
По результатам проведенного сравни тельного анализа материалов полевых измерений со сведениями ЕГРП установлено, что земельный участок с кадастровым номером № расположен внутри фактических границ участка №
Жилой лом частично расположен в границах участка с кадастровым номером № по сведениям ЕГРН.
С целью определения периода существования фактических границ обследуемого участка проведен анализ графической части и городского планшета №, так как копия данного планшета имеет разграфку координатной сетки («кресты») и отражен масштаб, в котором выполнена графическая часть (1:500), что позволяет сопоставить его с результатами выполненных полевых измерений.
Из схемы расположения № следует, что фактические границы участка № не выходят за пределы границ, определенных <данные изъяты> в I997 и нанесенных на городской планшет №. что свидетельствует о существовании фактических границ участка № на местности более 15 лет.
При проведении исследования выявлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером № на часть контура жилого дома и фактические границы земельного участка № по <адрес>, площадь наложения составляет 3261 кв.м.
Распоряжением департамента градостроительства г.о. Самара от <дата> №№ утверждена проектная документация лесного участка, в состав которого, в том числе, входит квартал № (части выделов 1-6, 8, 12, 13, выдели 7, 9-11, 14-16) в границах которого расположен обследуемый участок.
Из преамбулы указанного распоряжения следует, что оно принято, в том числе, в соответствии с постановлением администрации г.о. Самара от 24.11.2021 № 857 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Самарского лесничества г.о. Самара».
Приложением № к лесохозяйственному регламенту является Поквартальная карта - схема распределения лесов Самарского лесничества по целевому назначению.
Проведенный анализ конфигурации лесного участка (в части квартала №) относительно сведений, содержащихся на публичной кадастровой карте, свидетельствует, что при определении контура лесного участка (в части квартала №) из него были исключены только те участки, сведения о которых содержались в ЕГРН.
Из текстовой части данного лесохозяйственного регламента (раздел «Введение») следует, что при его разработке использованы: материалы лесоустройства 2020г.: протоколы технических совещаний по разработке лесохозяйственного регламента: материалы землеустройства: ведомственная и статистическая отчетность органов управления лесным хозяйством Самарской области; нормативные правовые акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации.
В материалах гражданского дела содержится информация, представленная Управлением Росреестра по Самарской области (письмо от <дата> №) о наличии в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, землеустроительного дела по инвентаризации земель <адрес> г.о.Самара по кадастровому кварталу №, изготовленное в 2008г. <данные изъяты> Из приложенных к указанному письму фрагмента чертежа инвентаризации земель и выписки из сравнительной ведомости следует, что в месте расположения обследуемой экспертом территории в 2008г. <данные изъяты> были зафиксированы земельные участки, занимаемые объектами индивидуального жилищного строительства. Однако, данные материалы либо не были учтены, либо учтены не в полном объеме, при определении и утверждении границ лесного участка, что стало следствием включения в границы лесного участка индивидуальных домовладений и выявленного экспертом наложения с фактическими границами участка № по <адрес>.
Согласно карте градостроительного зонирования, являющейся приложением № к Правилам застройки и землепользования г.о.Самара (с изменениями, внесенными Решением Думы г.о. Самара №265 от 27.12.2022г.) исследуемый земельный участок № по <адрес> и земельный участок с кадастровым номером № расположены в территориальной зоне ГЛ (Зона городских лесов).
Согласно п.13.4 ст. 13 Правил застройки и землепользования г.о. Самара виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в Зоне городских лесов (ГЛ), определяются лесохозяйственным регламентом Самарского лесничества, утверждаемым нормативным правовым актом администрации г.о. Самара, лесным законодательством Российской Федерации.
В таблице 1.2 Лесохозяйственного регламента Самарского лесничества г.о. Самара определены виды разрешенного использования лесов на территории Самарского лесничества, в том числе и для квартала №, а именно:
- заготовка древесины;
- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
- осуществление рыболовства, за исключением любительского рыболовства;
- осуществление научно-исследовательской, образовательной деятельности;
- осуществление рекреационной деятельности;
- выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
- выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
- строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
- осуществление религиозной деятельности.
Земельный участок № по <адрес> (в том числе участок с кадастровым номером №) и расположенный на нем жилой дом по фактическому виду использования (индивидуальное жилищное строительство) несоответствуют видам разрешенного использования, предусмотренным Лесохозяйственным регламентом Самарского лесничества г.о.Самара.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по сведениям ЕГРН соответствует Лесохозяйственному регламенту Самарского лесничества г.о.Самара.
При проведении обследования объекта на местности установлено, что жилой дом, расположенный на участке № по <адрес>, оборудован следующими коммуникациями:
- электроснабжение – центральное;
- газоснабжение - центральное;
- водоснабжение - автономное (скважина);
- канализация - автономная (септик).
Столб и линия электропередачи расположены внутри фактических границ участка № Магистральный газопровод проходит вдоль северо-восточной границы участка №, а в непосредственный ввод трубы для газоснабжения обследуемого домовладения расположен в фактических границах участка №
При проведении обследования территории на местности установлено, что на земельном участке № вдоль северо-западной, юго-западной и юго-восточной сторон, имеются древесные насаждения:
- тополя - естественного происхождения;
- дуб - естественного происхождения;
- ели - искусственного происхождения (благоустройство участка).
Отнесение древесных насаждений к категории сплошных лесных выходит за рамки познаний эксперта, в связи с чем, по данному вопросу ответ дан частично.
Лесным участком являемся земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в cooтветствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ (ст.7 ЛК РФ).
Лесничеством но сути является участок леса как хозяйственная единица.
Лес - целостная совокупность лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи внутренней и с внешней средой (Стандарт отрасли лесоводство. Термины и определения. ОСТ 56-108-98).
При проведении обследования объекта на местности экспертом не выявлено нахождение в границах домовладения № по <адрес> лесного участка, входящего в состав лесничества.
Обследуемые земельный участок расположен на территории, застроенной индивидуальными жилыми домами.
Признаки расположения обследуемого земельного участка на территории сквера, парка, леса, городского леса, городского сада, особо охраняемой природной территории, территории общею пользования, рекреационной зоны невыявлены.
На земельном участке № по <адрес> отсутствует пруд, озеро, водохранилище. Ближайший водный объект (озеро) находится на расстоянии около 400 м от обследуемого участка.
Признаков использования территории, на которой расположен исследуемый участок, в целях отдыха граждан и туризма не выявлено, так как участок расположен внутри массива, застроенного индивидуальными жилыми домами.
При определении и утверждении границ лесного участка (в части квартала №) не были учтены, либо учтены не в полном объеме материалы землеустройства, имеющиеся в ГФД, в то время как использование данных материалов было предусмотрено Лесохозяйственным регламентом, что стало следствием включения в границы лесного участка, индивидуальных домовладений, и наложения с фактическими границами участка № по <адрес>.
Несоответствие утвержденных границ лесного участка фактической ситуации на местности и графическим материалам, подтверждающим существование границ домовладений 15 и более лет, повлекло в последующем внесение в ЕГРП некорректных сведений о земельном участке с кадастровым номером №, что свидетельствует о допущенной реестровой ошибке.
Выявленная реестровая ошибка стала следствием определения границ лесного участка без учета материалов землеустройства и включения в его границы территорий индивидуальных домовладений.
С целью исправления выявленной реестровой ошибки следует исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № в части наложения на границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 3261 кв.м, в координатах, указанных в схеме расположения №, и установить границы земельного участка № площадью 3278 кв.м, в координатах, указанных в схеме расположения №.
Выявленные нарушения при определении границ земельного участка с кадастровым номером № и в чем они выражаются, описаны в исследовательской части по вопросу №, а вариант устранения указан исследовательской части по вопросу №.
В соответствии с ч. 13 ст. 3.8 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в принятии решения о предвари тельном согласовании предоставления земельного участка. указанного в пункте 2 настоящей статьи, или о предоставлении такого земельного участка при отсутствии иных оснований, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и пунктом 12 настоящей статьи, не может быть отказано только по причине отсутствия в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположен жилой дом, вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусматривающих возможность размещения жилых домов в границах такой территориальной зоны, а также несоответствия площади образуемого земельного участка предельным размерам и предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом.
Действующими Правилами застройки и землепользования г.о.Самара неустановлен максимальный размер для земельных участков с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство».
Согласно ч. 2 ст. 3.8 указанного Закона до 1 марта 2031 года гражданин, который использует для постоянного проживания возведенный до 14 мая 1998 года жилой дом, который расположен в границах населенного пункта и право собственности на который у гражданина и иных лиц отсутствует, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который не предоставлен указанному гражданину и на котором расположен данный жилой дом.
Документы, являющиеся подтверждением соответствия жилого дома, указанному в ч.2 ст.3.8 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», перечислены в ч.5 данной статьи, а также в ст.9.3 Закона Самарской области «О земле» от 11 марта 2005 года № 94-ГД. Означенные в указанных нормах закона документы в материалы гражданского дела не представлены, однако, материалами дела подтверждается, что жилой дом, расположенный в границах земельного участка № возведен до 14 мая 1998 года,что подтверждается не только техническим паспортом, но и городским планшетом (с отметкой на 1997г.), на котором нанесен контур жилого дома по местоположению и конфигурации соответствующий фактически существующему на местности.
Кроме того жилой дом частично расположен на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем на праве собственности истцам, они используют жилой дом для постоянного проживания, он подключен к городским инженерным сетям (электроснабжение, газоснабжение).
С учетом того, что требования, предусмотренные вышеуказанной ч.2 ст. 3.8 в данном случае соблюдены, установление границ земельною участка с видом разрешенною использования «индивидуальное жилищное строительство» не противоречит нормам действующею законодательства.
При проведении сравнительного анализа выявлена разница в заявленных истцами координатах относительно материалов полевых измерений, проведенных экспертом, на величину, превышающую допустимую погрешность измерений, в связи с чем, при установлении границ исследуемого участка следует учесть координаты характерных точек, указанные в схеме расположения №.
Допрошенный судом эксперт <данные изъяты> заключение поддержала, дополнила, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет с реестровой ошибкой, при сплошном формировании его границ не учтено сложившееся землепользование истцов и жилая застройка их участка с 1990, то есть более 30 лет, выявленная реестровая ошибка стала следствием определения границ лесного участка без учета материалов землеустройства и включения в его границы территорий индивидуальных домовладений. При определении и утверждении границ лесного участка (в части квартала №) не были учтены, либо учтены не в полном объеме материалы землеустройства, имеющиеся в ГФД, в то время как использование данных материалов было предусмотрено Лесохозяйственным регламентом, что стало следствием включения в границы лесного участка, индивидуальных домовладений, и наложения с фактическими границами участка № по <адрес>. Жилой дом и участок истцов расположен в жилой застройке, рядом расположены жилые дома, проведены коммуникации, есть проезды, дороги, проходы, дворы, элементы обустройства общего пользования жилым массивом, лесных участков нет, лес не расположен, деревья растут на участках как элементы благоустройства, не сплошным образом. При определении контура лесного участка (в части квартала №) из него были исключены только те участки, сведения о которых содержались в ЕГРН, что подтверждает то, что жилая застройка изначально не должна была быть включена в границу земельного участка с кадастровым номером № и, применительно к истцам, была включена только в связи с тем, что не была оформлена существующая уже более 30 лет жилая застройка, подлежащая оформлению в соответствии со специальными правилами, предусмотренными ст. 3.8 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Оснований усомниться в выводах экспертного заключения у суда не имеется, поскольку они достоверны и объективны, последовательны и не противоречивы, согласуются как между собой, так и с другими доказательствами по делу, в частности с заключением <данные изъяты> от <дата> № в котором по тем же основаниям сделан вывод о реестровой ошибке при формировании земельного участка с кадастровым номером №.
Эксперт обладает необходимой квалификацией, имеет соответствующее образование, что подтверждено документально, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со ст. 307 УК РФ.
Сомнений в правильности или обоснованности экспертного заключения не имеется.
Выводы эксперта надлежащим образом мотивированы, основаны на объективной оценке обстоятельств дела.
Эксперт <данные изъяты> подробно ответила на заданные ей вопросы, не оставив сомнений в объективности полученных данных.
Нарушений положений Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" экспертом не допущено.
В связи с чем, суд принимает заключение эксперта <данные изъяты> от <дата> № в качестве надлежащего доказательства по гражданскому делу.
Достаточные и убедительные доказательства, опровергающие выводы судебного эксперта суду не представлены.
С ходатайством о проведении по делу дополнительной или повторной экспертизы стороны к суду не обращались, оснований для проведения таких экспертиз суд не усматривает.
Суд допросил эксперта в судебном заседании и она исчерпывающим образом ответила на вопросы, подтвердила объективность и достоверность своего заключения.
Выводы эксперта сделаны на основе объективных данных с достаточной степенью достоверности.
В связи с чем, сомнения в правильности или обоснованности заключения эксперта отсутствуют.
Оснований для признания заключения эксперта недопустимым доказательством по гражданскому делу не имеется.
С результатами судебной экспертизы стороны согласились и не оспаривали.
Согласно ч. ч. 1, 1.1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - уточнение границ земельного участка)
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.
Как следует из статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются:
1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно положениям ч.ч. 1-3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Согласование местоположения границ проводится, в частности, с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Земельный участок сформирован, границы существуют на местности более 15 лет, что подтверждается перечисленными выше доказательствами, заключением судебной экспертизы, показаниями свидетеля <данные изъяты> который подтвердил, что истцы пользуются домом со времени постройки, постоянно проживают в нем, в доме есть все необходимое для проживания, коммуникации и обустройство, участок благоустроен, границы сформированы более 15 лет, не изменялись.
Споров о границах участка не имеется, препятствия для его кадастрового учета не усматриваются.
Жилой дом истцов возведен до 14 мая 1998 года на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта г. Самара, право собственности жилой дом у истцов отсутствует, истцы используют жилой дом для постоянного проживания, земельный участок никому не предоставлялся, права на него в ЕГРН не зарегистрированы, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от <дата>, от <дата> №.
В соответствии с градостроительным обоснованием <данные изъяты> от 2024 земельный участок указанной площади необходим для рационального обслуживания и эксплуатации жилого дома и построек вспомогательного использования, а также площадок и проходов.
Как следует из представленных суду доказательств, земельный участок расположен в жилой застройке населенного пункта г. Самара, относится к категории земель населенных пунктов, что подтверждается представленной департаментом градостроительства г.о. Самара выпиской из ИСОГД от <дата> № №, лесным участком, участком земель лесного фонда не является и к такой категории земель не относится, что подтверждается информацией, представленной Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от <дата> № № согласно которой земельный участок истцов к землям лесного фонда не относится, в государственном лесном реестре не содержится, находится вне береговой полосы, вне прибрежной защитной полосы, вне водоохранной зоны водных объектов.
Лес на территории участка отсутствует, что также видно из фототаблиц, на которых запечатлена жилая застройка, многочисленные жилые дома, службы и коммуникации, проезды, проходы, дворы, элементы озеленения, деревья располагаются на участках декоративным не сплошным образом, являются элементом благоустройства.
Таким образом, лес отсутствует, включение участка истцов в состав земельного участка с кадастровым номером № является следствием реестровой ошибки, причиной тому послужило игнорирование сложившегося землепользования и жилой застройки, существующей более 30 лет, что противоречит правилам межевания и установлено экспертным путем. При определении контура лесного участка (в части квартала №) из него были исключены только те участки, сведения о которых содержались в ЕГРН, что подтверждает то, что жилая застройка изначально не должна была быть включена в границу земельного участка с кадастровым номером № и потому земельный участок истцов не должен был быть включен в состав данного участка.
Данные обстоятельства подтверждаются и тем фактом, что часть жилого дома расположена на принадлежащем истцам с <дата> на праве общей совместной собственности земельном участке площадью 100 кв.м с кадастровым номером № по указанному адресу из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства.
Из представленного Управлением Росреестра по Самарской области архива правоустанавливающих документов по адресу: <адрес> и последующих межеваний с уточнением адресной части следует, что на указанной территории гражданам выделялись земельные участки под существующие жилые дома и хозяйственные постройки, разрешенное использование таких земельных участков: индивидуальное жилищное строительство.
В связи с чем, разрешенное использование земельного участка истцов имеет тот же вид: для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается экспертным путем.
Кроме того, как прямо предписано законом, в предоставлении гражданам земельного участка в собственность бесплатно по указанному основанию не может быть отказано только по причине отсутствия в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположен жилой дом, вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусматривающих возможность размещения жилых домов в границах такой территориальной зоны, а также несоответствия площади образуемого земельного участка предельным размерам и предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом (ч. 13 ст. 3.8 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В связи с чем, правила землепользования и застройки истцами не нарушены.
Таким образом, установлено, что земельный участок соответствует всем условиям, указанным в ст. 3.8 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", из оборота не изъят и в обороте не ограничен, в отношении него не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, запрет на его передачу в частную собственность федеральным законом не установлен, к землям лесного фонда не относится, лесным участком не является, лесные насаждения на нем отсутствуют, участок, как и многие другие по соседству, застроен жилыми домами, является частью жилого массива с коммуникациями, центральными сетями снабжения и обустройством, является частью застроенного жилого района, как это видно из публичной кадастровой карты в составе заключения судебной экспертизы.
В связи с чем, истцы до 1 марта 2031 года имеют право на предоставление данного земельного участка, на котором расположен данный жилой дом, в собственность бесплатно.
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, сторона ответчика суду не представила.
В связи с чем, суд признает за истцами право общей совместной собственности на земельный участок из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> контуром площадью 3 278 кв.м в координатах характерных точек границ, согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы.
В целях исправления реестровой ошибки, допущенной при межевании земельного участка с кадастровым номером №, суд исключает из ЕГРН сведения о его координатах характерных точек границ, конфигурации и площади в части наложения на земельный участок истцов по адресу: <адрес> по контуру согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы.
Как следует из п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).
В соответствии со статьей 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно заключению судебной экспертизы жилой дом общей площадью 548 кв.м по адресу: <адрес> расположен на земельном участке контуром площадью 3 278 кв.м и не выходит за его границы, нормативные отступы соблюдены.
Заключениями специализированных организаций подтверждается, что строительство жилого дома в полной мере соответствует всем строительным, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и правилам, пригоден для использования по своему назначению, его эксплуатация не создает угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушает прав и законных интересов других лиц, что подтверждается перечисленными выше доказательствами и что не было опровергнуто стороной ответчика, не представившей доказательства обратного, не просившей назначить по делу судебную строительно-техническую экспертизу, необходимость в которой при наличии представленных истцом доказательств, отсутствует.
Встречный иск о сносе строения сторона ответчика не предъявила, ранее с таким иском не обращалась.
Правопритязаний на жилой дом кроме истцов никто не имеет, требований к ним не предъявляет.
В соответствии с п. 1.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Документы, необходимые для реализации введенного Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" уведомительного порядка строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренные ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ представлены истцами, исследованы судом и являются достаточными для признания за ними в судебном порядке права общей совместной собственности на жилой дом общей площадью 548 кв.м по адресу: <адрес>
Таким образом, требования истцов основаны на законе, подтверждаются представленными в дело доказательствами, совокупность которых является достаточной для удовлетворения иска по указанным основаниям.
В связи с чем, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Смирнова В. О., Смирновой Е. В. к департаменту управления имуществом г.о. Самара, администрации г.о. Самара о признании права собственности на жилой дом и земельный участок, исправлении реестровой ошибки, исключении сведений из ЕГРН удовлетворить.
Признать за Смирновым В. О., СНИЛС №, Смирновой Е. В., СНИЛС № право общей совместной собственности на жилой дом общей площадью 548 кв.м по адресу: <адрес> и земельный участок под ним контуром площадью 3 278 кв.м из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> в координатах характерных точек границ земельного участка:
Номер точки |
X |
Y |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Исправить реестровую ошибку, допущенную при межевании земельного участка с кадастровым номером № исключив из ЕГРН сведения о его координатах характерных точек границ, конфигурации и площади в части наложения на земельный участок Смирнова В. О., Смирновой Е. В. по адресу: <адрес> в координатах характерных точек границ:
Номер точки |
X |
Y |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Волков
Мотивированное решение суда составлено 29.05.2024 года.