Дело

(УИД 26RS0-22)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 июня 2024 года                                                                                     <адрес>

Пятигорский городской суд <адрес>

в составе судьи Бондаренко М.Г.,

при помощнике ФИО4,

с участием:

представителя истца – помощника прокурора <адрес> края ФИО6 (служебное удостоверение ТО от ДД.ММ.ГГГГ, выданное сроком до ДД.ММ.ГГГГ),

представителя ответчика Администрации <адрес>ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на один год,

представителя ответчика ФИО2ФИО8, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации <адрес>, ФИО2, ФИО1,

о применении последствий недействительности ничтожных сделок, о признании объекта самовольной постройкой, возложении обязанности осуществить его снос, возложении обязанности освободить земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации <адрес>, ФИО2, ФИО1 о применении последствий недействительности ничтожной сделки к договорам аренды земельного участка с кадастровым номером 26:33:090207:193, заключенным ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, заключенным ФИО1 и администрацией муниципального образования города-курорта Пятигорска, а также договору мены от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному ФИО1 и ФИО2, в виде возврата сторон в первоначальное положение, обязав ФИО5 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу вернуть земельный участок с кадастровым номером 26:33:090207:193 администрации <адрес>; указать в решении суда, что оно является основанием для исключения из ЕГРН записи о праве аренды ФИО2 в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:33:090207:193; признать самовольной постройкой здание индивидуального жилого дома с кадастровым номером 26:33:090207:1204; возложить на ФИО5 обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить снос самовольно взведенного жилого дома с кадастровым номером 26:33:090207:1204; возложить на ФИО5 обязанность освободить в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу от строительных отходов земельный участок с кадастровым номером 26:33:090207:193; в случае неисполнения в указанный судом срок установленного решением суда обязательства в соответствии со статьей 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации возложить на ФИО5 обязанность внесения денежной суммы (судебной неустойки) за каждый день неисполнения решения суда с учетом установления прогрессивной шкалы, а именно за первые 5 дней просрочки 200 000 рублей, исходя из расчета 40 000 рублей в день, за вторые 5 дней просрочки 250 000 рублей, исходя из расчета 50 000 рублей в день, и так далее, то есть с увеличением каждые 5 календарных дней стоимости одного календарного дня просрочки на 10 000 рублей. Уплату судебной неустойки возложить на ответчика в бюджет <адрес> на расчетный счет 40 в отделение Ставрополь, <адрес>, БИК 040702001, ИНН 2632033540 КПП 263201001.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО6 доводы искового заявления поддержал в полном объеме, просил удовлетворить иск.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации <адрес> по доверенности ФИО7 исковые требования не признала, поддержала письменные возражения, просила в иске отказать, в том числе по основанию пропуска срока исковой давности.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 по доверенности ФИО8 исковые требования прокурора не признал, поддержал письменные возражения на иск, просил в удовлетворении исковых требований отказать по изложенным в них доводам, в том числе по основанию пропуска срока исковой давности.

В судебное заседание ответчики ФИО2, ФИО1 не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания от ответчиков в суд не поступало.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика по представленным в дело доказательствам.

Заслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, исследовав представленные в условиях состязательности процесса письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требования закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.

В соответствии с положением ст. 10 Земельного кодекса РФ, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п.п.7 п.1 ст.39.13 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов путем заключения договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с п.п.14 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Сообщение о приеме заявлений о предоставлении спорного земельного участка было опубликовано органом местного самоуправления в периодическом издании «Пятигорская правда» выпуск от ДД.ММ.ГГГГ По истечению месяца со дня опубликования сообщения заявлений о предоставлении спорного земельного участка в адрес органа местного самоуправления не поступило.

С учетом отсутствия иных заявлений, заинтересованным лицом были проведены кадастровые работы по образованию земельного участка с учетом сложившейся застройки соответствующего района города.

По результатам кадастровых работ был образован земельный участок общей площадью 1175 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.

Земельный участок с кадастровым номером 26:33:090207:193 поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ и площади земельного участка по <адрес> и предоставлении его в аренду ФИО1 для строительства индивидуального жилого дома».

На основании указанного постановления между ФИО1 и муниципальным образованием городом-курортом Пятигорском ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка сроком по ДД.ММ.ГГГГ для индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка на 3 года в целях завершения строительства расположенного в границах участка объекта незаверенного строительства с кадастровым номером 26:33:090207:647, по окончанию строительства которого ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования города-курорта Пятигорска и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:33:090207:193 на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, сроком по 17.11.2071

Оценивая довод истца о том, что при вынесении Постановления от ДД.ММ.ГГГГ и заключении договора аренды земельного участка были нарушены требования федерального законодательства, регламентирующие равную возможность граждан на приобретение прав аренды земельных участков, а также права социально уязвимой категории граждан на первоочередное получение права аренды земельного участка, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ (в редакции на 2009 год) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ (в редакции на 2009 год) Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

На основании поступившего заявления заинтересованного лица орган местного самоуправления предпринял меры по реализации требований п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ (в редакции на 2009 г.), а именно опубликовал соответствующее сообщение в периодическом издании – газете «Пятигорская Правда» (выпуск от ДД.ММ.ГГГГ).

В связи с отсутствием заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка необходимость проведения отсутствовала, в связи с чем суд не усматривает нарушения порядка предоставления земельного участка ФИО1 в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Отклоняется также довод истца о том, что при опубликовании сообщения в периодическом издании органом местного самоуправления была размещена неверная информация, а именно сведения о площади земельного участка (1170 кв. м вместо фактических 1175 кв. м), а также сведения о его адресе (расположение в районе <адрес>, а не <адрес> при фактической удаленности улиц более чем на 500 метров).

Как прямо указано в п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ (в ред. на 2009 г.), договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином (заинтересованным лицом) в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка в данном случае мог быть и был произведен только после процедуры опубликования сообщения о приеме заявлений на аренду земельного участка.

Кадастровые работы были проведены заинтересованным лицом только после окончания месячного срока с даты опубликования соответствующего сообщения в периодическом издании, в связи с чем была уточнена площадь земельного участка.

С учетом того, что на момент обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении земельного участка спорный земельный участок не был поставлен на государственный кадастровый учет, судом принимается во внимание довод администрации <адрес> о том, что в сообщении в периодическом издании было указано ориентировочное местоположение, за ориентир были взяты адреса соседних участков, стоящих на кадастровом учете и имеющих адреса.

Судом также установлено, что в соответствии п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ (в ред. 2009 г.) содержит исчерпывающий перечень требований к содержанию информационного сообщения органа местного самоуправления в периодическом печатном издании, согласно которым необходимость указания в сообщения возможности подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения отсутствовала.

Довод истца о ничтожности договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в связи с нахождением указанного земельного участка во второй зоне санитарной охраны города-курорта Пятигорска и в зоне отдыха и туризма в соответствии с Генеральным планом города-курорта Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ ГД отклоняется судом по следующим основаниям.

В соответствии с п. 17 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом курорта федерального значения, утвержденным в установленном порядке.

В соответствии с п. 24 Положения о курорте федерального значения Пятигорск (утв. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) предоставление земельных участков для строительства объектов санаторно-курортных организаций и других объектов в пределах территории курорта Пятигорск производится в соответствии с генеральным планом и проектами планировки территории курорта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие нахождение спорного земельного участка в зоне отдыха и туризма, в том числе и выписка из Генплана по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ссылку на которую сделал процессуальный истец в исковом заявлении.

Изучив в ходе судебного заседания фрагмент карты (схемы) функциональных зон Генерального плана муниципального образования города-курорта Пятигорска на период до 2030 года, утвержденный решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ГД в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 26:33:090207:234; 26:33:090207:632; 26:33:090207:231; 26:33:090207:236; 26:33:090207:232; 26:33:090227; 26:33:090207:230; 26:33:090207:237; 26:33:090207:210; 26:33:090207:204; 26:33:090207:203; 26:33:090207:202; 26:33:090207:193; 26:33:090207:220, с условным обозначением местоположения вышеуказанных земельных участков в зоне отдыха и туризма, суд приходит к следующему.

Документ не подписан должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченным на изготовление и выдачу подобного рода сведений из Генплана, не содержит о том, когда и кем он был изготовлен, в связи с чем не может быть принят судом во внимание в качестве доказательства обоснования позиции истца в силу ст. 55, ст. 71 ГПК РФ.

Кроме того, на основании п. 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ генеральные планы городских округов отнесены к документам территориального планирования муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом, в силу прямого указания в ч. 12 ст. 9 Грк РФ, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов

Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель в границах указанных зон.

Как следует из пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, части 3 статьи 23 Грк РФ, генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.

При этом согласно части 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

По смыслу приведенных норм, а также части 1 статьи 26, статей 41, 43 ГрК РФ положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования, применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством документации по планировке территории, а также принятия решений и совершения действий, указанных в части 1 статьи 26 ГрК РФ.

Согласно сведениям, предоставленным администрацией <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ, когда решением Думы <адрес> РД были утверждены «Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска» и по настоящее время, спорный земельный участок неизменно находился в зоне «Ж-1» - для индивидуального жилищного строительства.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим, в том числе территориальные зоны (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса), границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса).

Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса) предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса).

Данный подход конкретизирован в части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса, согласно которому границы территориальных зон устанавливаются с учетом как функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, так и сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Кроме того, должна учитываться возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков.

Исходя из п.1 ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти.

Правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем также призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки.

Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.

Регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развития территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

Таким образом, правилами землепользования и застройки определен правовой режим использования спорного земельного участка – «для индивидуального жилищного строительства» (зона Ж1), а принадлежность указанного земельного участка к зоне отдыха и туризма истцом не доказана.

На спорном земельном участке ФИО1, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, был возведен объект незаконченного строительства, который ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 26:33:090207:647.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:33:090207:193, площадью 1175 кв.м, с видом разрешенного использования - «для строительства индивидуального жилого дома», расположенный по адресу: <адрес>, сроком на три года, поскольку на указанном земельном участке был возведен и поставлен на кадастровый учет объект незавершенного строительства.

После окончания строительства объекта недвижимости с кадастровым номером 26:33:090207:647, ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете оконченного строительством индивидуального жилого дома на основании ч. 12 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О государственной регистрации недвижимости» с приложением декларации о данном объекте от ДД.ММ.ГГГГ и технического плана здания, выполненного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО9

Управлением Росреестра по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 26:33:090207:1204, право собственности на который было зарегистрировано за ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:33:090207:193, площадью 1175 кв.м, с видом разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес>, поскольку на указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом.

В соответствии с п. 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) на территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации.

В соответствии с письмом ФГУП СК «<адрес>водоканал»-«Кавминводоканал» ПТП Пятигорское, в районе расположения спорного земельного участка с кадастровым номером 26:33:090207:193 располагается действующий канализационный коллектор Д-500, проходящий по <адрес>.

Вопрос о возможности технического присоединения к указанной канализационной сети может быть рассмотрен после обращения собственника объекта капитального строительства за получением технических условий.

Таким образом, установлено, что спорный объект капитального строительства – индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 26:33:090207:1204, возведен на земельном участке, в непосредственной близости от которого имеется действующая централизованная система водоотведения (канализации).

Следовтельно, довод истца о размещении спорного объекта с нарушением режима второй зоне округа санитарной охраны города-курорта Пятигорска, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Судом отклоняется довод истца и о том, что объект капитального строительства с кадастровым номером 26:33:090207:1204 не соответствует требованиям п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 4.5 СП 55.1330.2016 «Свод правил. Дома жилые одноквартирные», поскольку состоит из 1 комнаты и 1 помещения вспомогательного использования, в связи с чем не подлежал кадастровому учету в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 40 Закона -Ф3, по следующим причинам.

В соответствии с п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Согласно п. 4.5 СП 55.1330.2016 «Свод правил. Дома жилые одноквартирные», дом должен включать жилые комнаты - одну или несколько (общую комнату или гостиную, спальню), а также вспомогательные помещения: переднюю, кухню (в том числе кухню-столовую и (или) кухню-нишу), ванные комнаты и (или) душевые, туалет (уборную) или совмещенный санузел, переднюю.

Технический план здания, выполненный кадастровым инженером ФИО9, прошел предусмотренную Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости» правовую экспертизу, был зарегистрирован в установленном законом порядке.

Истцом не представлено иных доказательств (заключение эксперта, специалиста), которые свидетельствовали бы о том, что спорный объект капитального строительства не имеет признаков жилого дома.

Также отклоняется довод истца о том, что действия ФИО1 явно свидетельствуют о целенаправленном осуществлении строительных работ по возведению на спорном земельном участке строения формально отвечающего признакам объекта индивидуального жилищного строительства, исключительно в целях незаконного получения права на заключение (продление) договора аренды в отношении земельного участка в порядке статьи 39.6 3К РФ без проведения торгов.

Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

ФИО1 был предоставлен в аренду земельный участок с видом разрешенного использования – «Для строительства индивидуального жилого дома».

В соответствии с целевым назначением земельного участка с кадастровым номером 26:33:090207:193, ФИО1 возвела объект капитального строительства – индивидуальный жилой дом, который впоследствии был поставлен на кадастровый учет и прошел государственную регистрацию.

Таким образом, фактические действия ФИО1 свидетельствуют о целенаправленном осуществлении ею строительных работы по возведению жилого дома на спорном земельном участке.

Доводы истца о том, что спорный объект капитального строительства – индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 26:33:090207:1204 в нарушение ст. 222 ГК РФ возведен без получения разрешительной документации (Уведомления), в связи с чем является самовольной постройкой, не нашли своего подтверждения.

Согласно п. 1.1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").

В силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков:

- возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;

- возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки;

- возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки;

- возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.

Данный перечень признаков самовольной постройки является исчерпывающим. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные признаки самовольной постройки (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 3 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке", возведение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве не является основанием для признания его самовольной постройкой (часть 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 12 статьи 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), часть 5 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Исходя из принципа пропорциональности, снос объекта самовольного строительства является крайней мерой государственного вмешательства в отношения, связанные с возведением (созданием) объектов недвижимого имущества, а устранение последствий допущенного нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.

В связи с этим следует иметь в виду, что необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки вследствие ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.

Само по себе отсутствие разрешения на строительство не относится к числу оснований удовлетворения иска о сносе строения, так как отсутствие разрешения на строительство, с учетом положений ст. 222 ГК РФ, не является безусловным основанием для сноса самовольно возведенного объекта недвижимости при отсутствии нарушений прав и законных интересов истцов, отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан, а также при отсутствии нарушений градостроительных, строительных, экологических и противопожарных норм и правил.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 заключен договор мены, по условиям которого к ФИО2, в том числе, перешло право собственности на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 26:33:090207:1204 по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 заключен безвозмедный договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, по которому к последнему перешло право аренды земельного участка с кадастровым номером 26:33:090207:193.

Переход к ФИО10 прав собственности и аренды по указанным договорам зарегистрирован в ЕГРН.

Истец не представил доказательств, свидетельствующих о том, что спорный объект капитального строительства возведен с нарушением градостроительных, строительных, экологических и противопожарных норм и правил, с нарушением прав и законных интересов третьих лиц, и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также не представлено доказательств того, что ответчик ФИО1 обязана была получить соответствующее разрешение.

Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ, после утверждения Думой <адрес> землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска и по настоящее время, спорный земельный участок неизменно находился в зоне «Ж-1» - для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, объект капитального строительства – индивидуальный жилой дом, возводился на земельном участке с видом разрешенного использования «для строительства индивидуального жилого дома», в территориальной зоне «Ж1», допускающей размещение подобного объекта.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом не доказан факт нарушения требований федерального законодательства или нормативно правовых актов муниципального уровня в действиях ответчиков.

При таких обстоятельствах, права и законные интересы неопределенного круга лиц в результате предоставления администрацией <адрес> в аренду ФИО1 земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 26:33:090207:193 нарушены не были.

Согласно ст. ст. 167, 168 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Из указанных норм закона следует, что сделки признаются недействительными в случаях, когда об этом прямо указано в законе, либо, когда сделка нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

Судом не установлено прямо предусмотренных законом оснований признания воспеваемых истцом сделок недействительными (ничтожными).

Доказательств, что оспариваемые сделки нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, либо повлекли неблагоприятные последствия, истцом не представлено.

Стороной ответчиков заявлено о применении к спору сроков исковой давности, при разрешении которого, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности в соответствии с п.1 ст.196 Гражданского кодекса РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного Кодекса.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ).

В силу п. 1 ст. 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года.

Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.

При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 4, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Таким образом, срок исковой давности по требованиям об истребовании недвижимого имущества (земельного участка) в пользу публичных образований подлежит исчислению с момента, когда его исполнительно-распорядительный орган узнал или должен был узнать о нарушении прав и выбытии недвижимого имущества из муниципальной собственности (иного вида владения).

Судом установлено, что на основании заявления ФИО1, в соответствии с требованиями ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, в городском периодическом печатном издании газета «Пятигорская правда» ( от ДД.ММ.ГГГГ), являющимся официальным источником опубликования администрации <адрес>, была опубликована информация о поступившем заявлении, а также о приеме заявлений от граждан о предоставлении в аренду указанного земельного участка.

Таким образом, процедура предоставления спорного земельного участка носила публичный и открытый для неопределенного круга лиц характер.

Кроме того, из информации, предоставленной администрацией <адрес> в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела следует, что с 2006 года на основании письма прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , регулярно копии всех принятых постановлений и распоряжений направлялись в прокуратуру <адрес> для своевременной проверки их на предмет соответствия требованиям Конституции РФ, федеральному и краевому законодательству.

С 2006 года копии всех постановлений и распоряжений направлялись ежемесячно в прокуратуру с сопроводительным письмом.

С 2012 года в прокуратуру <адрес> направляются реестры принятых органами местного самоуправления правовых актов, согласно письму первого заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является ненормативным правовым актом и обязательной публикации в СМИ не подлежало.

Соответственно, о принятии указанных актов, учитывая вышеуказанное взаимодействие между органами, истец узнал или должен был узнать не позднее месяца, следующего за датой принятия указанного ненормативного акта.

К требованию о сносе самовольной постройки, сохранение которой не создает угрозу жизни и здоровью граждан, применяется общий срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 196, пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

В материалах дела имеется копия акта осмотра земельных участков с кадастровым номерами 26:33:090207:234, 26:33:090207:231, 26:33:090207:232, 26:33:090207:210, 26:33:090207:203, 26:33:090207:194, 26:33:090207:199, 26:33:090207:632, 26:33:090207:237, 26:33:090207:202, 26:33:090207:193 по <адрес>.

Из указанного акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленного старшим помощником прокурора ФИО6 следует, что в границах данных земельных участков отсутствуют оконченные строительством объекты капитального строительства, в том числе, летние кухни. В границах земельных участков имеются многочисленные деревья.

Однако, из приложенной к данному акту осмотра фототаблицы следует, что на нескольких земельных участках имеются объекты незавершенные строительством.

Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, прокурору <адрес> было известно о существовании спорного земельного участка с кадастровым номером 26:33:090207:193 и объекта незавершенного строительством, расположенного на указанном земельном участке.

Указанные обстоятельства однозначно свидетельствуют о пропуске процессуальным истцом срока исковой давности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ, разъяснениями, изложенными в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной по делу, является самостоятельным основанием к вынесению решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░2, ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                             ░.<░░░░░>

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

2-2179/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор г. Пятигорска
Ответчики
Администрация г. Пятигорска
Маркова Татьяна Ивановна
Лобкова Александра Ивановна
Суд
Пятигорский городской суд Ставропольского края
Судья
Бондаренко М.Г.
Дело на сайте суда
piatigorsky.stv.sudrf.ru
05.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2024Передача материалов судье
12.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
05.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2024Дело оформлено
16.08.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.08.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.10.2024Судебное заседание
05.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее