Дело № 2-3108/2019
55RS0007-01-2019-003967-80
Решение
Именем Российской Федерации
19.09.2019 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А. при помощнике судьи Миллер Л.В., секретаре судебного заседании Ахуновой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корнеева Е.А. к Министерству имущественных отношений Омской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,
Установил:
Корнеев Е.А. обратился в суд с иском к Министерству образования Омской области и Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, указывая, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, Распоряжением Министерства образования Омской области истец включен в соответствующие списки, однако жилье до настоящего времени не представлено. Своего жилья не имеет (л.д. 4-7).
С учетом уточненной редакции иска, просил обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить истцу благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм специализированного найма во внеочередном порядке (л.д.71-74).
С учетом уточной редакции иска процессуальное положение Министерства образования Омской области изменено с ответчиков на третьих лиц в порядке ст. 43 ГПК РФ.
Судом к участию в деле привлечено Министерство строительства и ЖКК Омской области изменено в порядке ст. 43 ГПК РФ.
В судебном заседании истец участия не принимал, извещен надлежащим образом, в заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 67).
Представитель истца по доверенности Парфенова О.Г. (л.д. 14) в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме с учетом уточненной редакции иска, указав, что жилое помещение которое было закреплено за истцом является жилым помещением опекуна, закрепление действовало на период до совершеннолетия истца. В настоящее время истец имеет постоянную и временную регистрацию в жилых помещениях дальних родственников, своего жилья не имеет как на территории г. Омска, так в Омской области. Также просила взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства и ЖКК Омской области, Министерства образования Омской области, участия не принимали, извещены надлежащим образом; первыми представлен отзыв на исковое заявление, в котором изложена позиция по несогласию с иском (л.д. 85-86).
Суд, с учетом осведомленности ответчика о существе спора, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Корнеев Е.А. родился ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8,91,92); мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9); отец записан со слов матери (л.д.28-30).
Постановлением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ истец был определен под опеку, закреплено жилое помещение опекуна по адресу: <адрес> (л.д.11).
Постановлением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ истец был принята на регистрационный учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей – сирот и оставшихся без попечения родителей (л.д.10).
Распоряжением Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.44-46).
Согласно сведений Управления Росреестра по Омской области и БУОО «ОЦКОиТД» истец, собственником жилых помещений не является, право на приватизацию не использовал (л.д.24,27). Из ответа Департамента жилищной политики Администрации г. Омска и Администрации Омского муниципального района Омской области следует, что на учете нуждающихся в жилом помещении истец не состоит, договор социального найма не заключался (л.д.47-48, 95-96).
Истец имеет постоянную регистрацию у родственников по адресу: <адрес> и временную по адресу: <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79-80). Названные жилые помещения истцу не принадлежат.
Не доверять представленным доказательствам у суда оснований не имеется.
Обсуждая доводы иска, суд учитывает следующее.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Положениями ст. 8 названного закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 г.) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По информации Министерства образования Омской области истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории <адрес>, числится под номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).
Таким образом, судом установлено, что истец состоит в списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; возраста 18 лет истец достиг ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п (в редакции от 03.10.2018), уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области (п. 2).
Согласно п. 10 названного Порядка, в случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление об обязании предоставить ребенку-сироте жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.
Решение о предоставлении детям-сиротам жилого помещения принимается Министерством имущества в течение 10 рабочих дней с момента получения сведений о детях-сиротах, представляемых в соответствии с п. 10 настоящего Порядка (п. 11 Порядка).
Поскольку судом установлено, что истец до настоящего времени жильем не обеспечен; учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и отсутствие жилья, а также принимая во внимание положения утвержденного Правительством Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, суд полагает, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области в соответствии с указанным выше Порядком.
При этом, как следует из анализа приведенных выше положений действующего законодательства, право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке у истца отсутствует как по специальному законодательству, так и исходя из положений ст. 49 и ст. 57 ЖК РФ. Соответственно, оснований для предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке у суда не имеется.
В указанной связи, суд находит требования о предоставлении истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, подлежащими удовлетворению.
В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд исходит из следующего.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.
При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что подтверждается чеком-ордером ПАО «Сбербанк России» (л.д.2), с учетом положений ст. 98 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика сумму уплаченной государственной пошлины в указанном размере в пользу истца.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2012 ░░░░ №284- ░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.09.2019 ░.