Судья: Гречановская О.В. № 33-1694/2019
Докладчик: Галлингер А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«14» февраля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бугровой Н.М.,
судей: Галлингера А.А., Слепцовой Е.В.,
при секретаре Пензине К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Галлингера А.А. апелляционную жалобу Дайнеко А.С. на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 28 ноября 2018 года
по гражданскому делу по иску Дайнеко Анатолия Степановича к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в предоставлении санаторно-курортного лечения, обязании устранить нарушение прав истца,
УСТАНОВИЛА:
Дайнеко А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в предоставлении санаторно-курортного лечения, обязании устранить нарушение прав истца.
Требования мотивировал тем, что 10.01.2018 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в рамках Федерального закона «О государственной социальной помощи» в 2018 году. К заявлению истец предоставил все необходимые документы.
Истцу было выдано уведомление от 10.01.2018 № 4 о постановке на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
10.10.2018 истец обратился к ответчику с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение в 2018 году, в котором просил сообщить дату получения путевки на санаторно-курортное лечение в 2018 году.
Рассмотрев обращение истца от 10.10.2018, ответчик направил в адрес истца сообщение от 16.10.2018 № 0115/06-97, в котором указал, что истец состоит на учете в филиале для получения путевки на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания «Болезни опорно-двигательного аппарата». На момент рассмотрения обращения номер очереди истца 8824. О выделении путевки будет сообщено дополнительно.
Истец полагает, что данным сообщением ему было отказано в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, в связи с чем, просит признать незаконным указанное решение от 16.10.2018 № 01 15/06-97 об отказе в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2018 году и обязать Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал № 18 предоставить Дайнеко А.С. санаторно-курортную путевку на лечение в 2018 году с учетом времени следования к месту лечения и с учетом времени на обновление санаторно-курортной карты и справки на санаторно-курортное лечение.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 28 ноября 2018 года постановлено:
Исковые требования Дайнеко А.С. к Государственному учреждению -Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в предоставлении санаторно-курортного лечения в 2018 году, обязании предоставить истцу путёвку на санаторно-курортное лечение оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Дайнеко А.С. просит решение суда отменить. Указывает на то, что изначально право истца на получение набора социальных услуг установлено п. 8 ст. 23.1 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах», а реализуется перечисленными в решении суда законами РФ и приказами Минздрава РФ, то есть судом не сделан акцент на том, что нарушено право, определенное законом РФ «О ветеранах», и что статья 27 этого закона гарантирует судебную защиту прав ветерана. Суд первой инстанции неверно применил нормы материального права.
Суд не принял во внимание Определение от 8 февраля 2016г. № 3-КГ15-13 Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.
На апелляционную жалобу принесены возражения директором филиала № 18 ГУ КРО ФСС РФ Арлаковой Н.Н.
В заседание судебной коллегии явился истец Дайнеко А.С., который поддержал доводы апелляционной жалобы, просил судебную коллегию отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить его исковые требования в полном объеме.
В заседание судебной коллегии явился представитель ответчика Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Никитина Н.Ю., действующая на основании доверенности, которая просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999г. №178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004г. № 256.
Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014г. № 834н утверждена новая форма справки - форма № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение», действующая с 9 марта 2015 г.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме №070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012г. № 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме № 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004г. № 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013г. № 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Таким образом, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами. Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Разрешая требования Дайнеко А.С. о признании незаконными действий ГУ КРО ФСС РФ по непредоставлению ему путевки на санаторно-курортное лечение за 2018 год, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильно примененных и истолкованных положениях материального закона, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Так, судом установлено и следует из материалов дела, что Дайнеко А.С. является ветераном и имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О Ветеранах», что подтверждается удостоверением серии БК № 0328784, выданным Военным комиссариатом Кемеровской области от 01.01.2004 (л. д. 7).
10.01.2018 Дайнеко А.С. обратился в Филиал № 18 Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором просил предоставить путевку на санаторно-курортное лечение в 2018 году: путевку со сроком заезда с 25 октября до 01 декабря 2018г. в санаторий «Анжерский» или к морю.
Кроме того, истцом предоставлена справка № 400 по форме № 070/у от 03.07.2018.
10.01.2018 истцу выдано уведомление о постановке на учет по предоставлению Фондом социального страхования РФ государственной услуги по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение № 4 от 10.01.2018 (л. д. 8), в котором указано, что заявление о выделении путевки зарегистрировано 10.01.2018 за № 4.
Таким образом, Дайнеко А.С. поставлен в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение в 2018 году.
Сведений о снятии гражданина с учета суду не представлено.
10.10.2018 Дайнеко А.С. обратился к начальнику ГУ КРО ФСС Филиал № 18 с заявлением, в котором просил сообщить дату получения путевки на санаторно-курортное лечение в 2018г., а в случае отказа выделить путевку просил дать мотивированное решение (л. д. 11).
16.10.2018 ответчиком в адрес истца направлено уведомление № 01-15/06-97 (л.д. 9-10), в котором указано, что в связи с недостаточностью средств, выделяемых из федерального бюджета Фонду на приобретение путевок, создается очередность из числа обратившихся за путевками граждан льготной категории, на момент рассмотрения заявления очередь Дайнеко А.С. № 8824.
Таким образом, заявление Дайнеко А.С. от 10.01.2018 о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение было рассмотрено региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном законом порядке, он был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением, а в последующем будет обеспечен путевкой исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Не предоставление ответчиком истцу Дайнеко А.С. путевки на санаторно-курортное лечение в 2018 году не свидетельствует о лишении истца принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказе в предоставлении ему государственной социальной помощи.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий ГУ КРО ФСС РФ по не предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2018 год.
Доводы апелляционной жалобы Дайнеко А.С. направленные на оспаривание вывода суда о том, что ответчиком не допущено нарушений прав истца при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, судебной коллегией во внимание не принимаются, так как они основаны на неправильном толковании положений материального закона, регулирующих спорные отношения сторон.
Ссылки заявителя жалобы на иную судебную практику, в обоснование своих доводов, несостоятельны, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при рассмотрении дела, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. Более того, обжалуемое решение суда первой инстанции полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении от 8 февраля 2016г. № 3-КГ15-13 Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ по аналогичному вопросу.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно- курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1. Федерального закона № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Закон не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления путевок на санаторно-курортное лечение гражданам. Ежегодное предоставление путевок на санаторно-курортное лечение законодательством не предусмотрено, право на получение путевки заявителем не утрачено и может быть реализовано в установленном законодательством порядке, в последующем календарном периоде.
Кроме того, требования истца о предоставлении санаторно-курортной путевки за 2018 год противоречат конституционному принципу равенства граждан льготной категории, находящихся на очереди за получением указного вида социального обеспечения.
Право получения путевки Дайнеко А.С. по заявлению от 10.01.2018 не может быть реализовано без учета интересов граждан льготной категории, обратившихся в филиал № 18 ГУ КРО ФСС РФ с соответствующими заявлениями ранее и не получивших путевки на санаторно-курортное лечение за истекший период.
Следовательно, филиалом № 18 ГУ КРО ФСС РФ право Дайнеко Л.С. на предоставление санаторно-курортного лечения не было нарушено, а находится в процессе реализации.
В этой связи решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба истца - не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ч. 1 ст. 327.1, ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 28 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дайнеко А.С. – без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М. Бугрова
Судьи: А.А. Галлингер
Е.В. Слепцова