Решение по делу № 2-1125/2024 от 12.01.2024

                        74RS0004-01-2024-000227-06

                        Дело № 2-1125/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск                                 04 апреля 2024 года

Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи:                 Бычковой Э.Р.,

секретаре:                             Тарасовой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района в интересах неопределенного круга лиц к Колосову А.Ю. о возложении обязанности устранить нарушения,

установил:

прокурор Красноармейского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Колосову А.Ю. о возложении обязанности ликвидировать отходы производства и потребления с земельного участка с кадастровым номером в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; разработать проект рекультивации земельного участка данного земельного участка; провести рекультивацию указанного земельного участка в течение 6 месяцев со дня согласования проекта рекультивации земель.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, в результате которой выявлено, что Колосову А.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, географические координаты: широта , долгота , с видом разрешенного использования – для ведения товарного сельхозпроизводства, который не используется по целевому назначению. На данном земельном участке расположена не санкционированная свалка: бурты почвы от 4-7 м с твердыми бытовыми отходами, общая площадь свалки составила кв.м. Данный участок не используется для ведения сельскохозяйственного производства и не обрабатывается доступными агротехническими способами, противопожарная минерализованная полоса отсутствует. Мероприятия по производству плодородия земель сельскохозяйственного назначения на земельном участке не проводятся.

В судебном заседании истец – и.о.прокурора Красноармейского района Челябинской области Герман А.С. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить, пояснив, что ответчик как собственник спорного земельного участка, не использует принадлежащий ему земельный участок по целевому назначению, сельхозпроизводство не ведется, и никогда ответчиком не велось, земельный участок захламлен горами бытового мусора, который не вывозится, со временем только увеличивается, чем наносит вред окружающей среде.

Ответчик Колосов А.Ю., представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской и Курганской областям в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Конверт с извещением, направленный в адрес ответчика возвращен в суд с отметкой «истек срок хранения».

Информация о дате, времени и месте слушания гражданского дела заблаговременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Челябинска в разделе «Судебное делопроизводство».

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Изучив и оценив письменные материалы дела, выслушав лица, участвующего в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий его жизнедеятельности; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).

В силу ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.

Исходя из положений ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с п. 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Колосов А.Ю. является собственником земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью кв.м., географические координаты: широта , долгота , расположенного по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельхозпроизводства.

Также установлено, что в ходе выездной проверки Управления Россельхознадзора по Челябинской и Курганской областям ДД.ММ.ГГГГ на указанном земельном участке с выявлено нарушение земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в наличии несанкционированной свалки: бурты почвы от 4-7 метров высотой с твердыми бытовыми отходами, общая площадь свалки составляет кв.м. Нарушение зафиксировано протоколом осмотра территории -ВО от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом инструментального обследования от ДД.ММ.ГГГГ, а также фото-таблицами.

Данные обстоятельства также подтверждаются рапортом заместителя прокурора Красноармейского района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, фото-таблицами, из которых следует факт размещения несанкционированной свалки. Выявленные площадки складирования отходов заполнены строительным мусором, пластмассовыми и стеклянными банками, бутылками, бумагой, полиэтиленом, пластмассой, пищевыми отходами и прочими отходами.

Таким образом, установлено, что на принадлежащем ответчику земельном участке размещена несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов. Данное обстоятельство приводит к ухудшению экологической обстановки, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причиняет ущерб окружающей среде, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, в связи с чем на указанного ответчика должна быть возложена обязанность по ликвидации образовавшейся свалки.

Разрешая требования истца в части возложения обязанности на ответчика разработать проект рекультивации принадлежавшего ему земельного участка, а также провести его рекультивацию суд приходит к следующему.

В силу ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

Согласно п. 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (п. 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель).

Согласно пункту 10 Правил рекультивации проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Согласно п. 2 ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

С учетом положений вышеперечисленных норм права, регулирующих спорные правоотношения, а также учитывая факт размещения на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ответчику несанкционированной свалки, которая приводит к деградации спорного земельного участка, суд полагает необходимым возложить на Колосова А.Ю. обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, географические координаты: широта , долгота , с видом разрешенного использования – для ведения товарного сельхозпроизводства, а также провести в течение этого же срока со дня согласования проекта рекультивации земли - рекультивацию территории земельного участка принадлежащего ответчика, на котором размещена несанкционированная свалка.

Указанный срок для проведения перечисленных выше мероприятий суд полагает разумным.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Красноармейского района Челябинской области к Колосову А.Ю. в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора Красноармейского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Колосову А.Ю. удовлетворить.

Обязать Колосова А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ликвидировать отходы производства и потребления с земельного участка с кадастровым номером в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Колосова А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Колосова А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером в течение 6 месяцев со дня согласования проекта рекультивации земель.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд города Челябинска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                        Э.Р. Бычкова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-1125/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Красноармейского района в интересах неопределённого круга лиц
Ответчики
Колосов Андрей Юрьевич
Другие
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитварному надзору по Челябинской и Курганской областям
Суд
Ленинский районный суд г. Челябинск
Судья
Бычкова Э.Р.
Дело на странице суда
lench.chel.sudrf.ru
12.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2024Передача материалов судье
18.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.02.2024Предварительное судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
04.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее