Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
именем Российской Федерации
27 февраля 2020 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-220/2020 по административному исковому заявлению Трифонова Д.С. об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной рыночной стоимости,
с участием представителей административного истца по доверенности Оноприенко М.А., Мязитовой Г.Р.,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Трифонов Д.С. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил установить кадастровую стоимость: нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 1013,2 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 26 декабря 2017 года в размере 7 236 066 рублей и нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 19 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 26 декабря 2017 года в размере 197 565 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником вышеуказанных нежилых зданий, кадастровая стоимость которых превышает размер их рыночной стоимости, затрагивая его права и обязанности как плательщика налога на имущество.
В судебном заседании представители административного истца по доверенности Оноприенко М.А., Мязитова Г.Р. поддержали уточненные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, а также заинтересованные лица: Администрация муниципального района Шигонский Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Администрация Сызранского района Самарской области, Территориальное управление Росимущества по Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения, Администрация муниципального района Шигонский Самарской области, Территориальное управление Росимущества по Самарской области – письменные отзывы.
Заслушав представителей административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Трифоновым Д.С. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Трифонову Д.С. на праве собственности принадлежат:
- нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 1013,2 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>,
- нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 19 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанных нежилых зданий определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 по состоянию на 26 декабря 2017 года составляет: для нежилого здания с кадастровым номером № – 14 771 179 рублей 37 копеек, для нежилого здания с кадастровым номером № – 276 996 рублей 06 копеек.
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД административный истец уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, владеющего объектами недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых зданий и считая свои права нарушенными, 12 декабря 2019 года Трифонов Д.С. с пропуском срока обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
Р’ обоснование заявленных требований административный истец представил отчет РѕР± оценке рыночной стоимости в„– РѕС‚ 20 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 РіРѕРґР°, выполненный оценщиком общества СЃ ограниченной ответственностью «Независимый кадастровый центр» Р¤РРћ1
Указанным отчетом рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 26 декабря 2017 года в размере 6 843 785 рублей, нежилого здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 26 декабря 2017 года в размере 197 565 рублей.
В связи с тем, что указанным отчетом определение рыночной стоимости нежилых зданий произведено с выделением в ее составе НДС, что противоречит требованиям законодательства об оценочной деятельности, административным истцом представлен в суд также отчет об оценке № от 20 ноября 2019 года, в котором величина рыночной стоимости нежилых зданий определена без выделения в ее составе НДС, и она составила: для нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 26 декабря 2017 года - 7 236 066 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 26 декабря 2017 года в размере 197 565 рублей.
Кроме того, в ходе судебного заседания был допрошена эксперт Новикова М.Л., которая подтвердила выводы, сделанные в отчете об оценке.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 26 декабря 2017 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилых зданий.
Давая оценку представленному отчету, суд отмечает, что приведённые в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости нежилых зданий на основе качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранных оценщиком подходов. Суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что сторонами не приведено конкретных замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке № от 20 ноября 2019 года, рыночная стоимость нежилых зданий является достоверной.
Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 26 декабря 2017 года, на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости установленной отчетом об оценке.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
РР· материалов дела следует, что датой обращения административного истца РІ СЃСѓРґ является 12 декабря 2019 РіРѕРґР°, что следует отразить РІ резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
Требования Трифонова Д.С. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 1013,2 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 26 декабря 2017 года в размере 7 236 066 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 19 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 26 декабря 2017 года в размере 197 565 рублей.
Датой обращения Трифонова Д.С. в суд считать 12 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ Рў.Рђ.Р РѕРґРёРЅР°
Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2020 года.