2а-1279/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря2016 года г. Сортавала
Сортавальский городской суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
с участием:
представителя Администрации Сортавальского муниципального района Кораблевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Администрации Сортавальского муниципального района к Государственной жилищной инспекции по Республике Карелия о признании незаконным предписания от 22.09.2016,
установил:
Администрация муниципального образования «Сортавальский муниципальный район» (далее - Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ответчик, ГЖИ РК, жилищная инспекция) о признании недействительным предписания № 556 от 22.09.2016 об устранении нарушений действующего законодательства, полагая, что ненормативный правовой акт Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, принятый по результатам документальной проверки, не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца Кораблева Т.В., действующая на основании доверенности, иск поддержала и пояснила, что Администрация как собственник и наймодатель жилого помещения – квартиры <Адрес обезличен>, обязана в силу ст. 65 ЖК РФ осуществлять капитальный ремонт указанной квартиры. Оспариваемым предписанием на Администрацию возложена обязанность в течение 20 рабочих дней организовать и обеспечить выполнение работ по ремонту печи (в том числе устранения нарушения печной кладки внутри печи, замене треснувших кирпичей в печной кладке, частичному ремонту дымохода печи). Кораблева Т.В. указывает, что жилое помещение по договору социального найма было передано Ивановой Г.В., которая является нанимателем указанной квартиры. В силу п. 9 Приложения №7 к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» в перечень работ, относящихся к текущему ремонту, включены работы по устранению неисправностей печей и очагов. Указывает, что выявленные ГЖИ РК работы, которые необходимо провести в квартире <Адрес обезличен>, относятся к текущему ремонту, а соответственно являются обязанностью нанимателя жилого помещения.
Представитель административного ответчика ГЖИ РК Краузе Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила отзыв на административный иск, в котором указала, что не согласна иском, просила отказать в удовлетворении требований Администрации. В обоснование своей позиции указала на то, что по результатам рассмотрения обращения гражданки Ивановой Г.Е. по вопросу ненадлежащего состояния муниципальной квартиры <Адрес обезличен>, в адрес Администрации выдано предписание от 22.09.2016 №556. Ссылаясь на ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 30, 39, 60, 65 ЖК РФ, договор социального найма, Постановление Правительства РФ №25 от 21.01.2006 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», указывает на то, что наймодатель в данном случае обязан обеспечить выполнение работ, указанных в предписании в жилом помещении за свой счет, так как необходимость проведения ремонта в жилом помещении вызвана неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданки Ивановой Г.Е., проживающей по адресу: <Адрес обезличен> от 30.08.2016 № 5074, на основании распоряжения № 607 от 21.09.2016 и.о. руководителя – Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия проведена внеплановая документарная проверка исполнения Администрацией требований, установленных жилищным законодательством, в отношении многоквартирного дома № 5 в пос. Рюттю Сортавальского района.
В ходе проверки в адрес Администрации направлен запрос от 06.09.2016 N 8931 о предоставлении документов по техническому состоянию квартиры <Адрес обезличен>. Администрацией представлен акт обследования указанного выше жилого помещения от 12.09.2016.
По результатам проверки жилищной инспекцией составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 22.09.20165 N 607. В адрес Администрации направлено предписание № 556 от 22.09.2016, которым предписано в квартире № <Адрес обезличен> в течение 20 рабочих дней с момента получения предписания организовать и обеспечить выполнение работ по ремонту печи (в том числе устранения нарушения печной кладки внутри печи, замене треснувших кирпичей в печной кладке, частичному ремонту дымохода печи).
Администрация муниципального образования «Сортавальский муниципальный район», полагая, что ненормативный правовой акт ГЖИ РК, принятый по результатам проверки, не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы, обратилась в суд с настоящим заявлением.
Исходя из положений статей 2, 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 12, 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пунктов 1, 3 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, пункта 1 Положения «О Государственной жилищной инспекции Республики Карелия», утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.10.2011 N 281-П, жилищная инспекция является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим на территории Республики Карелия функции регионального государственного жилищного надзора за соблюдением установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
На основании пункта 10 Положения «О Государственной жилищной инспекции Республики Карелия», утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.10.2011 N 281-П в целях выполнения своих функций жилищная инспекция имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений жилищного законодательства, а также привлекать виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предписание - это мера реагирования на нарушение закона, которая представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для лица, которому оно выдано.
По смыслу действующего законодательства предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (часть 2 статьи 30 ЖК РФ).
В силу части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно части 4 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возложено на собственника.
Как видно из материалов дела, квартира № <Адрес обезличен> находится в муниципальной собственности и предоставлена в пользование гражданке Ивановой Г.Е., в письменной форме договор социального найма с которой заключен не был. В отсутствие подписанного между сторонами договора социального найма, суд приходит к выводу о необходимости руководствоваться положениями Типового договор социального найма жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Из представленного Акта обследования жилого помещения, квартиры № <Адрес обезличен>, следует, что присутствует нарушение печной кладки внутри печи. Требуется замена треснувших кирпичей в печной кладке, частично ремонт дымохода печи. Печная тяга имеется. Металлическая обшивка печи окрашена, необходимость замены установить не представляется возможным.
Пунктом 1 Договора социального найма жилого помещения установлено, что наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 указанного договора наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения, к которому относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Если выполнение указанных выше работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имуществ в многоквартирном доме либо оборудования в нем, либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя.
Исходя из пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 Жилищного кодекса в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса, пунктов 28 и 31 Правил содержания, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации), которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в Российской газете от 23.10.2003 N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Кроме того, ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
На основании статьи 20 Жилищного кодекса полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований, - государственную жилищную инспекцию, положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2013 N 493 (с последующими изменениями).
Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В силу п. 9 Приложения №7 к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» в перечень работ, относящихся к текущему ремонту, включены работы по устранению неисправностей печей и очагов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поименованные в оспариваемом предписании ГЖИ РК работы относятся к текущему ремонту и должны осуществляться в квартире самим нанимателем, а в отношении общего имущества – управляющей компанией.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Администрации Сортавальского муниципального района к Государственной жилищной инспекции по Республике Карелия о признании незаконным предписания №556 от 22.09.2016 удовлетворить.
Признать незаконным предписание Государственной жилищной инспекции в адрес администрации Сортавальского муниципального района №556 от 22.09.2016 года.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2016 года.