Дело № 2-5476/2024
УИД 23RS0031-01-2024-003305-50
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 26 июня 2024 года
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
судьи: Климчук В.Н.,
при секретаре: Сагайдак А.С.
с участием: истца, - Шевцова П.В.; представителя ответчика, - ООО "ГлавСтрой", по доверенности Папаковой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шевцова П. В. к ООО "ГлавСтрой" о защите прав потребителя,
установил:
Шевцов П.В. обратился с исковым заявлением к ООО "ГлавСтрой" о взыскании денежных средств в размере 178 200 рублей, т.е. уменьшение на 90% стоимости выполненных работ, взыскании штрафа в размере 89 100 рублей за отказ добровольно вернуть денежные средства.
В обоснование указывая, 12.01.2024 истец заключил с ответчиком договор №5 на проверку стеллажей. Считает, что ООО ГЛАВСТРОЙ выполнило услуги с меньшим качеством, чем это предполагает законодательство и договором и требует соизмеримо уменьшить стоимость услуг на 90%. ООО «Главстрой» обязано выплатить Шевцову П.В. 90 % от уплаченных им сумм (уменьшить стоимость выполненных работ) по следующим основаниям. Претензия №1: Аккредитация ООО «ГЛАВСТРОЙ» выдана независимым органом по аккредитации ЦСАМ, при этом в ГОСТ Р 55525-2017 указано о необходимости получения аккредитации в Росаккредитации и соответственно нахождении компании в реестре ФСА https://pub.fsa.gov.ru/ral На основании изложенного считает, что услуга оказана с меньшим качеством, чем это предполагает законодательство. Просит снизить цену договора на 20% Претензия №2: компания ООО «ГЛАВСТРОЙ» сообщила и предоставила в качестве подтверждения письмо общества по защите прав потребителей №4908/0М-2023 от 22.03.2023, что они единственные в России получили аккредитацию на право полного технического освидетельствования стеллажей за рамками действующих стандартов, в т.ч. на неразборные стеллажи с монолитно сварочным соединением и фактически являются монополистами в данной узкой области, тж. ГОСТ Р 55525-2017 и ГОСТ Р 57381-2017 по своей области применения (сборно-разборные) не дают права проводить полное техническое освидетельствование неразборных стеллажей и истец действительно при поиске компаний не нашел ни у кого таких пунктов в области аккредитации, однако в дальнейшем, при общении с другими лабораториями истцу указали, что и обычная область аккредитации ГОСТ Р 55525-2017 и ГОСТ Р 57381-2017 была бы достаточной для полного технического освидетельствования неразборных монолитных стеллажей и истцу бы выдали положительные заключения. Соответственно данное утверждение ограничило конкуренцию и ввело в заблуждение, а истец мог найти компанию, которая бы провела проверку дешевле. В целом истец получил худший, чем ожидал результат, просит снизить цену договора на 10% Претензия №3: лаборатория ООО «ГЛАВСТРОЙ» при статических испытаниях стеллажей использовала вместо калиброванного груза аттестованную испытательную установку (Патент 126834, 213832), при этом в п.10.3.2. ГОСТ Р 55525-2017 ничего не сказано, про техническую возможность применения каких-либо установок, соответственно законность применения такого аппарата ставится под сомнение. В целом истец считает, что получил худший, чем ожидал результат, просит снизить цену договора на 10%. Претензия клиента №4: ООО ГЛАВСТРОЙ убедило, что нельзя применять товар, который хранится на стеллажах в качестве испытательного груза, при этом испытания товаром обошлись бы в разы дешевле, что уменьшило бы сумму договора. Я обратился за консультацией в компании ООО «Техновик», ООО «Фест Логистик», ООО «Эко Склад», ООО «Логистик Групп», ООО «Сервис для Склада», ООО «Шельф Групп», ООО «Склад Инженеринг», ООО «ПРОММАШТЕСТ» и все эти лаборатории, подтвердили, что испытания взвешенным на калиброванных весах товаре, который хранится на стеллажах (вода, соки, крупы) и это абсолютно законное мероприятие и что самое главное обошлось бы мне в среднем в 2-3 раза дешевле, чем проведение испытаний установкой компанией ООО ГЛАВСТРОЙ или калиброванным грузом с паспортом. Товар у меня на стеллажах тарирован - паллеты с водой, соками, крупы, прочий товар, который можно было безопасно взвесить и поставить на стеллаж в качестве испытательной нагрузки и провести испытания им. Во время испытаний я довел вышеуказанные сведения до компании ООО ГЛАВСТРОЙ и попросил их провести испытания мои товаром, чтобы сократить издержки и стоимость, на что получил категорический отказ и утверждение, что такие испытания не законные и приведут к аннулированию протоколов. Считаю их отказ был не обоснованным. В целом это я считаю получил худший (более дорогой способ проверки), чем мог, это были излишние требования и необоснованные расходы, прошу снизить цену договора на 10%. Претензия клиента №5: компания ООО ГЛАВСТРОЙ ввела в заблуждение меня и уговорила провести полное техническое освидетельствование гравитационных, шатловых, архивных и неразборных полочных стеллажей, на которые нет в настоящий момент ГОСТов или иной нормативно-правой базы, которая бы требовала каких-либо проверок, что соответственно привело к удорожанию договора на 20% и необоснованным тратам, которые истец мог не совершать и сэкономить средства, не нарушая законодательство и не проводя никаких проверок, т.к. в паспорте на эти стеллажи отсутствует какая-либо информация и требования о необходимости полного технического освидетельствования и статических испытаний. В целом истец получил худший, чем ожидал результат, просит снизить цену договора на 10%. Претензия клиента №6: на фронтальные и набивные стеллажи в паспорте не было четких требований к проведению статических испытаний стеллажей, при этом в п.10.3.2 ГОСТ Р 55525-2017 указано: В процедуру полного технического освидетельствования рекомендуется включать статические испытания стеллажей на воздействие вертикальной нагрузки. Необходимость проведения статических испытаний стеллажей при проведении полного технического освидетельствования определяет эксплуатирующее предприятие. Соответственно истец мог сам принять решение делать испытания или нет, а компания ГЛАВСТРОЙ убедила истца, что это статические испытания обязательная процедура, если нет подтверждающих документов об обратном, чем ввела истца в заблуждение и испытания можно было не делать, что привело к необоснованному удорожанию договора. В целом истец получил худший, чем ожидал результат, просит снизить цену договора на 10% Претензия клиента №7: ООО ГЛАВСТРОЙ ввела в заблуждение, что за отсутствие полного технического освидетельствования и испытаний стеллажей, либо за фиктивное их проведение предусмотрена административная ответственность, которая в максимальном варианте предусматривает до 90 суток приостановки деятельности или дисквалификации, а для должностных лиц предусмотрена ответственность вплоть до уголовной. В целом истец получил худший, чем ожидал результат, просит снизить цену договора на 10%. Претензия клиента №8: ООО ГЛАВСТРОЙ отказалось восстанавливать паспорт на основании полного технического освидетельствования стеллажей от своего лица, а заказала дубликат у производителя - завода стеллажного оборудования, что привело к затягиванию сроков и не обоснованному ожиданию. При этом п.5.3 ГОСТ Р 55525-2017 "Комплектность. В случае утраты эксплуатационной документации ее восстановление проводят только путем обращения к предприятию-изготовителю, либо по результатам расчетов несущей способности. Т.к. в договоре есть пункт о восстановлении паспорта, то сама компания ГЛАВСТРОЙ должна была сделать расчеты и выдать паспорт от себя и нести ответственность за выданный документ, в том числе в части гарантий, если паспорт окажется не качественно изготовленным по содержанию. В целом истец получил худший, чем ожидал результат, просит снизить цену договора на 90%. Считает, содержание приведенных претензий свидетельствует о нарушении прав, как потребителя, следовательно, ответчик, в соответствии с положениями Закона "О защите прав потребителей" несет ответственность в виде уплаты неустойки (пени), штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 12.01.2024 между истцом и ответчиком был заключен договор предметом: по договору исполнитель (ответчик) обязуется по заданию заказчика (истец) оказать услуги по полному техническому освидетельствованию и испытанию стеллажей на объекте заказчика.
Полное техническое освидетельствование проводится для всех типов стеллажей объекте, в т.ч. в соответствии с ГОСТ 55525-2017, ГОСТ Р 57381-2017 и иными нормами действующего законодательства, правил и норм и включает:
статические испытания вертикальной нагрузкой стеллажей в соответствии с п. 10.3.2 ГОСТ Р 55525-2017 с помощью испытательной установки (Патент 126834, 213832);
визуальный осмотр всех стеллажей на объекте с использованием измерительного (и/или дефектоскопического) оборудования. Проверяется каждая вертикальная стойка, каждая горизонтальная балка и прочие элементы всего объема стеллажей;
исследования скрытых зон (требование п. 10.3.2. ГОСТ Р 55525-2017, в случае, если стеллажи не разгружены) - проводится дополнительная проверка стеллажей инспекционным телескопическим эндоскопом скрытых и не доступных для визуального в контроля зон стеллажей (области закрытые паллетами с товаром).
измерение отклонений от плоскостей вертикальных стоек и рам стеллажей:
Сх -отклонение от плоскости YOZ в направлении X;
Су - отклонение от плоскости XOZ в направлении Y;
измерение расстояний от верхней плоскости балок последнего уровня до верхнего края стойки (для фронтальных стеллажей);
визуальный контроль сварных соединений;
поиски и идентификация поврежденных элементов и общий анализ состояния стеллажей;
проверка моментов затяжки болтовых соединений и анкерных болтов, с использованием динамометрического ключа;
выдача исполнительной документации и протоколов с результатами испытаний полного технического освидетельствования. В протоколах описываются результаты проверки каждого элемента стеллажа, а в случае отклонений - по каждому случаю проводится отдельное описание поврежденного элемента, его местонахождение (ряд, уровень, адрес элемента), возможность дальнейшего использования и необходимые мероприятия по восстановлению эксплуатационных свойств стеллажа;
адрес и наименование объекта: Россия, <адрес> объем стеллажей -согласно технического задания.
Исходя из протокола согласования договорной цены на оказываемые услуги цена с НДС 20% составляет 198 000 рублей.
Ответчик выполнил работы и предоставил истцу протоколы полного технического освидетельствования стеллажей на объект: Шевцов П. В. Складские помещения: <адрес>.
В соответствии с положениями статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения между потребителем и изготовителем, исполнителем при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Согласно ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
В силу абз. 5 ч. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарат) в письме № 696-ОГ/03 от 26.04.2018, разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", аккредитация осуществляется на основании принципа добровольности.
Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме N 2307-ОГ/08 от 28.03.2017 разъяснил следующее: ГОСТ Р 55525-2017 и ГОСТ Р 57381-2017 являются документами стандартизации добровольного применения и не включены в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 с изменениями от 29.09.2015 N 1033.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", аккредитация осуществляется на основании принципа добровольности.
Согласно главы 10 ст. 46 переходные положения Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 года N 184-ФЗ до вступления в силу соответствующих технических регламентов (которые для стеллажей отсутствуют) устанавливает область применения нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти подлежащих обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
На основании вышеизложенного к сфере защиты и безопасности здоровья граждан и сохранности имущества можно отнести раздел ГОСТ Р 55525-2017 и ГОСТ Р 57381-2017 в части необходимости проведения процедуры полного технического освидетельствования и испытаний стеллажей, но не требования к определенному органу по выдаче аккредитации. При этом необходимость испытательной лаборатории иметь соответствующую ее деятельности аккредитацию не ставится под сомнение: РД ССПБ-2 раздел 3 п.2 Официальным признанием технической компетентности в проведении испытаний испытательной лаборатории является ее аккредитация. ГОСТ Р 51000.3-96 п. 2.7 Аккредитация (испытательной лаборатории) - официальное признание полномочным органом компетентности (способности) лаборатории проводить конкретные испытания или конкретные виды испытаний в определенной области деятельности.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", определяет довольно узкий перечень исследований, когда аккредитация в Росаккредитации является обязательной.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными настоящим Федеральным законом лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации: юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия (за исключением работ, выполняемых органами государственной власти по оценке соответствия, работ, выполняемых органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) по подтверждению соответствия морских судов и речных судов (за исключением маломерных судов), авиационной техники, объектов гражданской авиации); юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю; экспертов, экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий, в частности: юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 17.12.1997 года N 149-ФЗ "О семеноводстве", Градостроительным кодексом Российской Федерации. Данный федеральный закон также применяется в случае обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений в отношении исполнения на добровольной основе требований, исследования, испытания и измерения, с заявлениями об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В разъяснении Минпромторга России N ПГ-10-2243 от 30.03.2018, указано, что стеллажи сборно-разборные и полочные относятся к складскому оборудованию и на них не распространяются требования технических регламентов и они не подлежат обязательному подтверждению соответствия.
На основании вышеизложенного обязательная сфера действия Федерального закона от 28.12.2013 года N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", а именно ст. 1 п. 1, к стеллажам не применимы.
При этом п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 года N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", допускает получение аккредитации в Росаккредитации в случае обращения юридических лиц на добровольной основе.
На основании вышеизложенного отсутствуют обязательные требования к получению аккредитации в Росаккредитации.
Эти обстоятельства подтверждаются письмом Росаккредитации за N 23558/05-АБ от 29.08.2017, где указано, что в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", аккредитация осуществляется на основании принципа добровольности. При отсутствии аккредитации лаборатории в Росаккредитации такая лаборатория выдает протоколы без ссылки на Федеральную службу по аккредитации, при этом у такой лаборатории отсутствует обязанность передавать в Федеральную службу по аккредитации сведения о выданных протоколах посредством ФГИС ФСА, на основании п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
На основании вышеизложенного - для сферы полного технического освидетельствования стеллажей аккредитация в Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитации) является добровольной, а следовательно получение аналогичной аккредитации в другом уполномоченном органе не является нарушением действующего законодательства и требований п. 10.3.2 ГОСТ Р 55525-2017 и п. 10 ГОСТ Р 57381-2017.
Относительно применении ООО "Главстрой" вместо калиброванного груза аттестованную испытательную установку (Патент N) при статических испытаниях стеллажей в соответствии с п. 10.3.2 ГОСТ Р 55525-2017 следует обратиться к разъяснению Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Краснодарском крае (ФБУ "Краснодарский ЦСМ") письмо N 27/13.09-1625 от 03.08.2017, в котором указано, что применение аттестованных в установленном порядке специализированных испытательных установок вместо калиброванного груза, при проведении статических испытаний стеллажей в соответствии с п. 10.3.2 ГОСТ Р 55525-2017, возможно при соблюдении условий проведения испытаний и требований к ним.
Дополнительные основания считать возможным применение испытательной установки (Патент N) ООО "Главстрой" является ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения (с изменением N 1) п. 16 ГОСТ 16504-81 дает определение: средство испытаний - техническое устройство, вещество и (или) материал для проведения испытаний. Пункт 17 ГОСТ 16504-81 Испытательное оборудование - средство испытаний, представляющее собой техническое устройство для воспроизведения условий испытаний.
На основании вышеизложенного аттестованная испытательная установка (Патент N) компании ООО "Главстрой" является техническим устройством для воспроизведения условий испытаний, и соответственно применение данного оборудования не является нарушением требований к проведению статических испытаний в соответствии с п. 10.3.2 ГОСТ Р 55525-2017.
При оценке доводов о недостоверной и вводящей потребителя в заблуждение информацию ООО "Главстрой" об обязательности включения процедуры статических испытаний стеллажей при полном техническом освидетельствовании в соответствии с п. 10.3.2 ГОСТ Р 55525-2017 следует руководствоваться разъяснением в письме N 15-2/ООГ-2169 от 15.04.2015 Минтруда России, в котором определено, что с 01.07.2015 вступили в силу Правила по охране труда при погрузо-разгрузочных работах и размещению грузов, утвержденные приказом Минтруда России от 17.09.2014 года N 642н. При этом в п. 3 Правил определено, что в случаях, когда требования охраны труда, предъявляемые к производственным помещениям, организации рабочих мест, эксплуатации оборудования и инструмента, а также при организации и осуществлении технологических процессов не предусмотрены Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, а также требованиями технической документации заводов - изготовителей оборудования и инструмента. В разъяснении Роструда Нижегородской области (письмо N 10-6296-17-ОБ от 29.06.2017) указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 215 Трудового кодекса РФ на каждое эксплуатируемое оборудование (в том числе стеллажи) должна быть разработана и быть в наличии необходимая техническая документация. В этих документах должна содержаться информация о порядке и сроках проведения технического освидетельствования оборудования.
Рассматривая вопрос о проведении полного технического освидетельствования стеллажей (на которые в настоящий момент нет соответствующих стандартов), следует обратить внимание на тот факт, что указанные стеллажи (гравитационные, шаттловые и сварные неразборные) изготовлены на базе стандартных стеллажей, с добавлением специфических технических конструкций, например - базой для гравитационного стеллажа стал набивной стеллаж, соответствующий ГОСТ Р 55525-2017, главное отличие которого состоит в добавлении уклонных направляющих с роликами, а при изготовлении шаттловых стеллажей за основу был взят фронтальный стеллаж, соответствующий ГОСТ Р 55525-11017 с добавлением автоматизированной системы обработки паллет, неразборные сварные стеллажи от сборно-разборных отличаются способом соединения деталей.
Следует принять во внимание официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости https://rostrud.gov.гu/, в разделе ОНЛАЙИНСПЕКЦИЯ, опубликован ответ на вопрос № 179347 по запросу от 12.04.2023: «Вопрос: В настоящий момент действующими стандартами п.10 ГОСТ Р 55525-2017 и ГОСТ Р 57381-2017 определены требования к ежегодному полному техническому освидетельствованию стеллажей. В области их применения, написано, что правила не распространяется на стеллажи специального назначения, стеллажи, несущие нагрузки от зданий и штабелирующих устройств (кранов-штабелеров) - но, на 90% это такие же стеллажи, а зачастую более сложные и опасные. В паспортах на подобные стеллажи написано, что регламенты проверки проводятся в соответствии с действующим законодательством.
Минтруд в письме 15-2/ООГ-2169 от 15.04.2015 разъяснял, что все паспорта на стеллажи производитель должен изготавливать только на базе действующих стандартов и соответственно требования к безопасности должны быть учтены в каждом паспорте на каждый выпущенный стеллаж. Госстандарт и Ростехнадзор переадресуют вопрос в Роструд. т.к. сфера проверки стеллажей на безопасность находится в рамках статей Трудового кодекса Частью 1 ст. 214 ТК РФ, Абзац 19 ст. 214 ТК РФ, Абзац 1 ст. 213.1 ТК РФ. По смыслу вышеизложенного прошу высказать свое мнение - правильно ли я понимаю, что проверка стеллажей, которые, по формальным причинам не попадают под точную область применения ГОСТов или по которым нет четких разъяснений в паспорте, кроме необходимости соблюдать законодательство проверять нужно, и использовать ГОСТы применительно, выбирая только т.е. положения действующих стандартов, которые подходят к данным стеллажам в соответствии с их техническими особенностями. Ответ: Да, правильно. Правовое обоснование: в силу абзаца 4 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требования охраны труда".
Кроме того, частью 1 ст. 214 ТК РФ установлено, работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Абзацем 19 ст. 214 ТК РФ установлено, обязанность работодателя заключается также в принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников.
Согласно абзацу 1 ст. 213.1 ТК РФ, проекты организации строительства (реконструкции) объектов капитального строительства должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.
На архивные стеллажи, которые изготавливаются и эксплуатируются в соответствии с ГОСТ Р 56356-2015, также распространяются требования к проведению полного технического освидетельствования стеллажей, в соответствии с ГОСТ Р 57381-2017, т.к. архивные стеллажи является разновидностью полочных стеллажей и полностью попадают под все критерии его области применения, согласно п.1 ГОСТ Р 57381-2017.
Юридическое лицо и его ответственные сотрудники должны действовать законно и обосновано, соответственно, любое решение должно опираться не на субъективное мнение владельца стеллажей, а на официальные документы, такие как паспорт стеллажа или официальные разъяснения от завода-изготовителя стеллажного оборудования
Статические испытания стеллажей являются одним из основных способов проверки стеллажа на безопасность. При испытаниях стеллаж нагружается максимальной разрешенной (номинальной) нагрузкой, при этой процедуре выявляется заводской брак и износ металла. В процессе эксплуатации стеллаж подвергается многочисленным циклам загрузки и разгрузки, в металле накапливается напряжение, а в сварных швах со временем образуются микротрещины, т.е. происходит так называемый процесс накопления усталости металла и вовремя выявить данный фактор можно исключительно статическими испытаниями, в противном случае узнать о потере несущей способности стеллажа можно будет только после его обрушения. На основании вышеизложенного, статические испытания необходимо в обязательном порядке включать в процедуру полного технического освидетельствования. Исключить статические испытания можно только на основании письменного ответа заявителю (эксплуатирующему стеллажи), полученного от завода-изготовителя и/или в исключительных случаях, когда затраты на испытания составляют непропорционально высокую стоимость относительно цены самих стеллажей (десять и более процентов), а сами стеллажи эксплуатируются в щадящем режиме и не имеют признаков износа и механических повреждений, при этом все вышеперечисленные основания и расчеты должны быть обоснованы и отражены в разработанной и согласованной программе испытаний (п.13 Таблицы ГОСТ 16504-81).
Таким образом, в случае, если в паспорте нет четкого указания о необходимости проведения статических испытаний, следует обратиться за официальным разъяснением к заводу-изготовителю стеллажей и только после получения официального подтверждения о возможности исключения статических испытаний из процедуры полного технического освидетельствования стеллажей принимать соответствующее мотивированное решение.
При отсутствии официального разъяснения (разрешения) об исключении статических ш:пытаний стеллажей, следует руководствоваться рекомендациями ГОСТ Р 55525-2017 и включать статические испытания в процедуру полного технического освидетельствования.
Включение статических испытаний в процедуру полного технического освидетельствования считает необходимой мерой Государственная инспекция труда в г. Москва в письме-разъяснении № 77/10-3412-ОВ/18-1299 от 21.01.2021: испытание стеллажей относится к обязательным внутренним правилам, закрепленных внутренними инструкциями организации. Схожая позиция у Государственной инспекции труда в г. Воронеже в письме 36/10-2280-21-ОБ от 03.08.2021: ответственность за необеспечение безопасности работника при работе со стеллажами ложится на работодателя. Работодателю необходимо принять все зависящие меры для снижения рисков возникновения травматизма в том числе проводить статические испытания стеллажей на безопасность.
Согласно разъяснения Государственной инспекции труда в Краснодарском крае в письме 23/7-13733-19-ОБ/1 от 25.11.2019 собственник стеллажного оборудования, заказывая заведомо услугу фиктивного испытания стеллажей, нарушает требования трудового законодательства и норм охраны труда. За нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до пяти тысяч рублей, на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от двух до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. При несчастном случае на производстве с тяжелым или смертельным исходом причиной, которого стало нарушение порядка проведения статических испытаний стеллажей, должностные лица привлекаются к уголовной ответственности по ст. 143 УКРФ. При этом ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ определено, совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 статьи 5.27 1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа На должностных лиц от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию от 1 года до 3 лет., на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток., на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
При рассмотрении вопроса о восстановлении паспорта на основании полного технического освидетельствования стеллажей следует обратиться к ГОСТ Р 55525-2017 п. 5.3 Комплектность. В комплект поставки стеллажей должны входить детали и сборочные единицы, указанные в спецификации на поставку. К каждому комплекту стеллажей должны быть приложены паспорт, инструкция по монтажу и руководство по эксплуатации по ГОСТ 2.601. Упаковка стеллажей должна обеспечивать надежное транспортирование и хранение, а также возможность проведения разгрузки механизированным способом. При отгрузке стеллажей предприятие-изготовитель осуществляет маркировку грузовых мест идентификационными табличками с указанием наименования предприятия-изготовителя, даты изготовления, номера заказа на производстве, габаритов и массы единицы груза, а также номера места в соответствии с отгрузочными документами. При дополнительной поставке элементов стеллажей предоставление эксплуатационной документации оговаривают в договоре на поставку. В случае утраты эксплуатационной документации ее восстановление проводят только путем обращения к предприятию-изготовителю, либо по результатам расчетов несущей способности.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт) 4469-ОГ/ОЗ от 07.12.2021, согласно ГОСТ Р 55525-2017 «Складское оборудование. Стеллажи сборно-разборные. Общие технические условия» к каждому комплекту стеллажей должны быть приложены паспорт и инструкция по эксплуатации, которые выполняет разработчик технической документации (изготовитель).
На основании вышеизложенного дубликат паспорта на общих основаниях имеет право выдавать только производитель стеллажей. Возможность выдачи дубликатов на основании расчетов несущей способности является альтернативным способом, когда в обычном прядке не получилось найти изготовителя стеллажей. При этом лицо должно действовать добросовестно и не злоупотреблять правом альтернативного способа восстановления паспорта и предпринять все возможные исчерпывающие способы поиска фактического производителя стеллажей. Примером таких действий может быть объявление в газете Коммерсант о поиске поставщика стеллажей, а также направление всем известным в России заводам-изготовителям стеллажей официальный запрос с просьбой идентифицировать стеллажи как их продукцию и только в случае получения отрицательных результатов, когда поиски завода-изготовителя не удались, то возможно применение альтернативного способа восстановления паспорта на основании расчетов несущей способности. При этом подтвердить добросовестность в поиске завода-изготовителя, приложив подтверждающие официальные запросы и полученные ответы, т.к. существует риск, что реальный завод-изготовитель продолжает осуществлять свою деятельность и оригинальный паспорт для этих стеллажей, может содержать сведения, которые могут противоречить данным из восстановленного на основании расчетов паспорта, т.к. только расчеты по нагрузкам не дают сведений о всех качественных характеристиках изделия, правил его использования, ремонта, эксплуатации и срока службы.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, то требование истца о взыскании денежных средств в размере 178 200 рублей, т.е. уменьшение на 90% стоимости выполненных работ и требование о взыскании штрафа, как производное от основного, подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Шевцова П. В. к ООО "ГлавСтрой" о защите прав потребителя оставить без удовлетворения.
Мотивированное решение будет изготовлено в окончательной форме в течении пяти дней.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Краснодара.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара В.Н. Климчук
мотивированное решение изготовлено: 03 июля 2024 года
Судья Советского
районного суда г. Краснодара В.Н. Климчук