Решение по делу № 2-70/2024 (2-5436/2023;) от 14.06.2023

Дело № 2-70/2024

УИД: 05RS0038-01-2023-005806-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2024 года <адрес>

Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре судебного заседания ФИО1, с участием представителя истца – старшего помощника прокурора <адрес> ФИО6, представителя ответчика ООО «Вейнерский сад» ФИО7, действующего на основании доверенности, представителя третьего лица ФИО8, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования городской округ с внутригородским делением «<адрес>» к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>», ООО «Вейнерский сад», ЖСК «Вейнерский сад», третьим лицам – Администрации ГОсВД «<адрес>», Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании разрешительных документов не соответствующими закону, возводимого капитального объекта самовольной постройкой и его сносе,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования городской округ с внутригородским делением «<адрес>» к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>», ООО «Вейнерский сад», ЖСК «Вейнерский сад», третьим лицам – Администрации ГОсВД «<адрес>», Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании разрешительных документов не соответствующими закону, возводимого капитального объекта самовольной постройкой и его сносе, в обоснование исковых требований ссылаясь на то, что <адрес> проведена проверка исполнения требований градостроительного законодательства при возведении объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>

Установлено, что Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выдано разрешение на строительство 3-этажного индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером

Указанное разрешение на строительство признано недействительным решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО4 в интересах ФИО5 (собственник соседнего земельного участка) в связи с тем, что объемно-планировочное решение проекта индивидуального жилого дома позволяет сделать вывод о том, что планируемое строительство относится к многоквартирному жилому дому и документально «завуалировано» под индивидуальный жилой дом.

ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>» ЖСК «Вейнерский сад» выдан градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) № с кадастровым номером , согласно которому данный земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж2 Зона многоквартирной среднеэтажной жилой застройки (4-5 этажей).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> ООО «Вейнерский сад» выдано разрешение на строительство на возведение 5-ти этажного гостиничного комплекса с апартаментами и подземным паркингом.

В силу требований части 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты должны отвечать критериям законности и обоснованности.

Проведенная проверка показала, что вышеуказанные ГПЗУ и разрешение на строительство выданы с существенными нарушениями требований градостроительного законодательства и подлежат отмене.

Указанный ГПЗУ от ДД.ММ.ГГГГ № РФ выдан с нарушением требований пункта 6 части 3 и части 9 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения» (далее-Приказ). В частности, на чертеже ГПЗУ отсутствуют:

- топографическая основа в масштабе 1:500, 1:1000 или 1:2000 с отображением всех существующих объектов и сетей (п. 24);

- минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства (п.п. 5 п. 26).

Более того, в ГПЗУ вся территория земельного участка указана как место допустимого размещения объекта, в то время как градостроительный регламент территориальный зоны Ж2, установленный п. 14 ст. 37 Правил землепользования и застройки <адрес> (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей в период выдачи градостроительного плана ДД.ММ.ГГГГ) предусматривает обязательные отступы от границ земельного участка 3 м., с учетом отсутствия утвержденной документации по планировке территории и красных линий;

- точки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа (п.п. 10 п. 26).

Подраздел 2.3 ГПЗУ заполнен в нарушение пункта 42 Приказа и не содержит цифровых и текстовых показателей, утвержденных в составе правил землепользования и застройки.

ООО «Центр региональной экспертизы Республики Дагестан» ДД.ММ.ГГГГ выдано положительное заключение экспертизы проектной документации по объекту: 5-этажный гостиничный комплекс с апартаментами и подземным паркингом, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно представленным техническим условиям, объект строительства, т.е. гостиничный комплекс, не обеспечивается необходимыми мощностями по газу и электричеству. В соответствии с заключением указанной экспертизы проектной документации, для объекта требуется мощность электроснабжения 202 кВт, в то время как в технических условиях указывается максимальная мощность 156 кВт. Аналогично по газу, требуется 111 м3/ч, а ресурсоснабжающая организация может предоставить 103,4 м3/ч.

Кроме того, изучение проекта показало, что по факту застройщиком возводится многоквартирный дом под видом гостиничного комплекса.

Так, к заявлению о выдаче разрешения на строительство приложены технические условия, выданные ЖСК «Вейнерский сад», на строительство иного объекта - многоквартирного жилого дома.

В силу требований п. 6.2.1 «СП 257.1325800.2020. Свод правил. Здания гостиниц. Правила проектирования» (утверждены Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 922/пр) в жилую группу помещений входят: номера гостиницы, общие санузлы для проживающих в номерах без туалета, подсобные помещения поэтажного обслуживания.

В гостиницах (кроме гостиниц категории «без звезд» и для гостиниц категорий «одна звезда», «две звезды» и «три звезды» с числом номеров 15 и менее) следует предусматривать служебные помещения для персонала: столовую или помещение для приема пищи, санузлы, раздевалки, помещения для отдыха, подсобные помещения (6.4.1. «СП 257.1325800.2020. Свод правил. Здания гостиниц. Правила проектирования»).

Вместе с тем проект гостиничного комплекса не содержит подсобные помещения поэтажного обслуживания и служебные помещения для персонала.

Согласно п. 16 ст. 37 Правил землепользования и застройки <адрес> (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей в период выдачи градостроительного плана ДД.ММ.ГГГГ) для нежилых зданий парковочные места могут предусматриваться в подземных паркингах в количестве не более 85% от расчетного количества парковочных мест; не менее 15% от расчетного количества парковочных мест должно располагаться на открытых парковках на земельном участке.

В то же время проектная документация на строительство гостиничного комплекса с апартаментами не предусматривает размещение на земельном участке парковочных мест на открытых парковках.

Консоли здания и балконы строящегося объекта, в связи с его размещением по границам земельного участка, выходят за границы земельного участка (более 1 м.) на территорию общего пользованию.

Кроме того, проведенной отделом контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД установлено, что по факту застройщиком самовольно возведено 2 этажа над блоком 1.

Распоряжением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в разрешение от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Вейнерский сад» на строительство 5 этажного гостиничного комплекса с апартаментами и поземным паркингом по адресу: <адрес>, 14, внесены изменения в части увеличения этажности здания на 2 этажа.

Указанные изменения выполнены на основании выданного МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>» ГПЗУ от ДД.ММ.ГГГГ №РФ

При внесении указанных изменений органом местного самоуправления не соблюдено следующее:

- п. 3 ст. 37 ПЗЗ <адрес> - максимальный процент застройки для строительства многоквартирных жилых домов и объектов гостиничного обслуживания (гостиниц) - 40%;

- п. 12 ст. 37 ПЗЗ <адрес> - максимальная высота иных видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных регламентом, - 40 метров;

- п. 14 ст. 37 ПЗЗ <адрес> - отступы от границ земельных участков со стороны улиц и проездов - 3 метра;

- п. 16 ст. 37 ПЗЗ <адрес> - для нежилых зданий парковочные места могут предусматриваться в подземных паркингах в количестве не более 85% от расчетного количества парковочных мест; не менее 15% от расчетного количества парковочных мест должно располагаться на открытых парковках на земельном участке.

Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 11 статьи 51 ГрК РФ определено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления или уполномоченная организация в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

- проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

- проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.

- выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Исходя из взаимосвязанных положений статей 7, 14, 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 3, пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки поселения, городского округа относится к вопросам местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления поселения, городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Правила землепользования и застройки являются комплексным нормативным правовым актом, разработанным исполнительными органами местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального и регионального градостроительного законодательства, местных нормативных правовых актов при участии депутатов представительного органа местного самоуправления и иных заинтересованных лиц (входящих в комиссию по подготовке проекта), а также мнением местного населения, выраженным путем проведения публичных слушаний, что следует из положений статей 1, 3, 8, 30-40 ГрК РФ.

В соответствии с Генеральным планом развития городского округа с внутригородским делением «<адрес>», утвержденным Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне Ж2 - Зона многоквартирной среднеэтажной жилой застройки (4-8 этажей).

Согласно части 3 и 5 статьи 37 ПЗЗ <адрес> максимальный процент застройки для иных предусмотренных регламентом видов разрешенного использования для земельных участков площадью свыше 1000 м2 составляет 40 %.

В соответствии с выданным разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ площадь застройки 5 этажного гостиничного комплекса должна составлять 1588 кв. м., при этом согласно справке об обследовании земельного участка с кадастровым номером государственного инспектора по использованию и охране земель РД, фактическая площадь застройки составляет 1684 кв.м.

В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является здание, возведенное без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка.

В силу требований статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Предъявление настоящего искового заявления в защиту интересов муниципального образования городской округ «<адрес>» обусловлено тем, что строительство объектов капитального строительства с нарушением градостроительного законодательства, строительных норм и правил портит архитектурный облик <адрес>, причиняет также вред охраняемым законам интересам муниципалитета, которые заключаются в подрыве авторитета органов местного самоуправления, призванных регулировать отношения в сфере градостроительной деятельности, создавать здоровую и безопасную среду проживания населения, обеспечивать равную защиту прав и охраняемых законом интересов субъектов градостроительной деятельности в вопросах градостроительства, формировать базу правового регулирования градостроительства в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и общества, эффективно формировать систему расселения и размещения коммерческих объектов, рациональной планировки, застройки и благоустройства городов.

Кроме того, строящиеся здания в последующем будут являться местом пребывания неограниченного круга лиц, и должны отвечать требованиям градостроительного законодательства, строительным нормам и правилам по соответствию качества строительства, безопасности и эксплуатационной конструктивной надежности здания.

Из изложенного следует, что заявление прокурором подается в суд в целях предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования городской округ с внутригородским делением «<адрес>».

На основании изложенного в иске просит суд: признать не соответствующим закону и недействительным градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № РФ, выданный ЖСК «Вейнерский сад» на земельный участок с кадастровым номером ; признать не соответствующим закону и недействительным разрешение от ДД.ММ.ГГГГ на строительство 5-этажного гостиничного комплекса здания на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, пер Ульяновский, <адрес>, выданное МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» ООО «Вейнерский сад»; признать не соответствующим закону и недействительным Распоряжение МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Р-8 «О внесении изменений в разрешение на строительство 5 этажного гостиничного комплекса с апартаментами и поземным паркингом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Вейнерский сад» по адресу: <адрес>, 14» в части увеличения этажности здания на 2 этажа; признать не соответствующим закону и недействительным градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № РФ- 3567, выданный ООО «Вейнерский сад» на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000044:37; признать возведенный ООО «Вейнерский сад» на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, пер. Ульяновский, <адрес> капитальный объект самовольной постройкой; обязать ООО «Вейнерский сад» снести самовольно возведенный на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, пер. Ульяновский, <адрес>, объект капитального строительства.

В судебном заседании представитель истца – ст. помощник прокурора <адрес> ФИО6 исковые требования поддержал, по изложенным в иске основаниям заявленные требования просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Вейнерский сад» ФИО7, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица – Администрации ГОсВД «<адрес>» ФИО8, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, заявленные требования прокуратуры просила удовлетворить.

Ответчики - ЖСК «Вейнерский сад», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» <адрес>, третье лицо – Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РД, будучи извещены о времени, дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направили, сведений об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения явившихся представителей сторон, допросив эксперта, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 статьи 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.3 указанной статьи каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Согласно ч. 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Согласно ч.2 указанной статьи, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам) законам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ (далее - О прокуратуре Российской Федерации) прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, установленном процессуальным законодательством.

На основании ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1. настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Выдача разрешения на строительство осуществляется органами местного самоуправления (статья 8 Градостроительного кодекса РФ), за исключением случаев, указанных в части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. Основанием выдачи разрешения является заявление с приложенными к нему документами в соответствии с перечнями, указанными в части 7 либо части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

<адрес> проведена проверка исполнения требований градостроительного законодательства при возведении объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000044:37, расположенном по адресу: <адрес>, пер. Ульяновский, <адрес>.

Установлено, что Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выдано разрешение на строительство 3-этажного индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000044:37.

Указанное разрешение на строительство признано недействительным решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО4 в интересах ФИО5 (собственник соседнего земельного участка) в связи с тем, что объемно-планировочное решение проекта индивидуального жилого дома позволяет сделать вывод о том, что планируемое строительство относится к многоквартирному жилому дому и документально «завуалировано» под индивидуальный жилой дом.

ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>» ЖСК «Вейнерский сад» выдан градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) № РФ-3180 с кадастровым номером 05:40:000044:37, согласно которому данный земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж2 Зона многоквартирной среднеэтажной жилой застройки (4-5 этажей).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> ООО «Вейнерский сад» выдано разрешение на строительство на возведение 5-ти этажного гостиничного комплекса с апартаментами и подземным паркингом.

В силу требований части 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты должны отвечать критериям законности и обоснованности.

Обращаясь в суд с иском, истец ссылается на то, что проведенная проверка показала, что вышеуказанные ГПЗУ и разрешение на строительство выданы с существенными нарушениями требований градостроительного законодательства и подлежат отмене.

Указанный ГПЗУ от ДД.ММ.ГГГГ № РФ-3180 выдан с нарушением требований пункта 6 части 3 и части 9 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения» (далее-Приказ). В частности, на чертеже ГПЗУ отсутствуют:

- топографическая основа в масштабе 1:500, 1:1000 или 1:2000 с отображением всех существующих объектов и сетей (п. 24);

- минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства (п.п. 5 п. 26).

Более того, в ГПЗУ вся территория земельного участка указана как место допустимого размещения объекта, в то время как градостроительный регламент территориальный зоны Ж2, установленный п. 14 ст. 37 Правил землепользования и застройки <адрес> (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей в период выдачи градостроительного плана ДД.ММ.ГГГГ) предусматривает обязательные отступы от границ земельного участка 3 м., с учетом отсутствия утвержденной документации по планировке территории и красных линий;

- точки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа (п.п. 10 п. 26).

Подраздел 2.3 ГПЗУ заполнен в нарушение пункта 42 Приказа и не содержит цифровых и текстовых показателей, утвержденных в составе правил землепользования и застройки.

ООО «Центр региональной экспертизы Республики Дагестан» ДД.ММ.ГГГГ выдано положительное заключение экспертизы проектной документации по объекту: 5-этажный гостиничный комплекс с апартаментами и подземным паркингом, расположенного по адресу: <адрес>, 14.

Согласно представленным техническим условиям, объект строительства, т.е. гостиничный комплекс, не обеспечивается необходимыми мощностями по газу и электричеству. В соответствии с заключением указанной экспертизы проектной документации, для объекта требуется мощность электроснабжения 202 кВт, в то время как в технических условиях указывается максимальная мощность 156 кВт. Аналогично по газу, требуется 111 м3/ч, а ресурсоснабжающая организация может предоставить 103,4 м3/ч.

Кроме того, изучение проекта показало, что по факту застройщиком возводится многоквартирный дом под видом гостиничного комплекса.

Так, к заявлению о выдаче разрешения на строительство приложены технические условия, выданные ЖСК «Вейнерский сад», на строительство иного объекта - многоквартирного жилого дома.

В силу требований п. 6.2.1 «СП 257.1325800.2020. Свод правил. Здания гостиниц. Правила проектирования» (утверждены Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 922/пр) в жилую группу помещений входят: номера гостиницы, общие санузлы для проживающих в номерах без туалета, подсобные помещения поэтажного обслуживания.

В гостиницах (кроме гостиниц категории «без звезд» и для гостиниц категорий «одна звезда», «две звезды» и «три звезды» с числом номеров 15 и менее) следует предусматривать служебные помещения для персонала: столовую или помещение для приема пищи, санузлы, раздевалки, помещения для отдыха, подсобные помещения (6.4.1. «СП 257.1325800.2020. Свод правил. Здания гостиниц. Правила проектирования»).

Вместе с тем проект гостиничного комплекса не содержит подсобные помещения поэтажного обслуживания и служебные помещения для персонала.

Согласно п. 16 ст. 37 Правил землепользования и застройки <адрес> (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей в период выдачи градостроительного плана ДД.ММ.ГГГГ) для нежилых зданий парковочные места могут предусматриваться в подземных паркингах в количестве не более 85% от расчетного количества парковочных мест; не менее 15% от расчетного количества парковочных мест должно располагаться на открытых парковках на земельном участке.

В то же время проектная документация на строительство гостиничного комплекса с апартаментами не предусматривает размещение на земельном участке парковочных мест на открытых парковках.

Консоли здания и балконы строящегося объекта, в связи с его размещением по границам земельного участка, выходят за границы земельного участка (более 1 м.) на территорию общего пользованию.

Кроме того, проведенной отделом контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД установлено, что по факту застройщиком самовольно возведено 2 этажа над блоком 1.

Распоряжением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в разрешение от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Вейнерский сад» на строительство 5 этажного гостиничного комплекса с апартаментами и поземным паркингом по адресу: <адрес>, 14, внесены изменения в части увеличения этажности здания на 2 этажа.

Указанные изменения выполнены на основании выданного МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>» ГПЗУ от ДД.ММ.ГГГГ №РФ.

При внесении указанных изменений органом местного самоуправления не соблюдено следующее:

- п. 3 ст. 37 ПЗЗ <адрес> - максимальный процент застройки для строительства многоквартирных жилых домов и объектов гостиничного обслуживания (гостиниц) - 40%;

- п. 12 ст. 37 ПЗЗ <адрес> - максимальная высота иных видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных регламентом, - 40 метров;

- п. 14 ст. 37 ПЗЗ <адрес> - отступы от границ земельных участков со стороны улиц и проездов - 3 метра;

- п. 16 ст. 37 ПЗЗ <адрес> - для нежилых зданий парковочные места могут предусматриваться в подземных паркингах в количестве не более 85% от расчетного количества парковочных мест; не менее 15% от расчетного количества парковочных мест должно располагаться на открытых парковках на земельном участке.

В последующем, распоряжением Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «<адрес>» от 04.11.2022г. №Р-10 Об отмене распоряжения Управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ. № «О внесении изменений в разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. », выше исследованное распоряжение Управления архитектуры и градостроительства от 05.10.2022г. №Р-8 «О внесении изменений в разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. » отменено и признано недействительным.

В целях правильного и объективного рассмотрения возникшего между сторонами спора, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. по делу назначена судебная комплексная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, поручив ее проведение экспертам Общества с ограниченной ответственностью «Экспертный центр «Главэксперт» (ОГРН ), расположенном по адресу: <адрес>, на разрешение экспертов поставив следующие вопросы:

Соответствует ли возведенный объект капитального строительства следующим требованиям:

- требованиям технических регламентов;

- санитарно-эпидемиологическим требованиям;

- экологическим требованиям;

- требованиям пожарной безопасности;

- требованиям промышленной безопасности или иной безопасности;

- строительных и градостроительных норм и правил.

Соответствует ли указанный объект капитального строительства градостроительным регламентам, установленным для данной категории земель Правилами землепользования и застройки <адрес>.

Возводится ли с выходом за границу земельного участка с кадастровым номером данный объект капитального строительства? Если да, то какова площадь возведенного капитального объекта с выходом за границы земельного участка и может ли это быть обусловлено реестровой или кадастровой ошибкой?

Какова фактическая этажность объекта капитального строительства, возведенного на земельном участке с кадастровым номером ?

Какова фактическая площадь застройки?

Представляет ли возведенный объект недвижимости угрозу жизни и здоровья граждан?

Соответствует возведенный объект недвижимости, проектной документации? Если нет, то возможно ли его привести в соответствие и что необходимо для этого?

Соответствует возведенный объект недвижимости требованиям, предъявляемым к гостиничным комплексам? Если нет, то возможно ли его привести в соответствие и что необходимо для этого?

По результатам выполненной судебной экспертизы, в суд представлено заключение экспертов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которого усматривается следующее: «По первому вопросу: Соответствует ли возведенный объект капитального строительства следующим требованиям: - требованиям технических регламентов; - санитарно-эпидемиологическим требованиям; - требованиям пожарной безопасности; - требованиям промышленной или иной безопасности; - градостроительных норм и правил?

Возводимый объект капитального строительства по адресу: <адрес> соответствует требованиям: Градостроительных норм и правил:

1. «Правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>»» (в редакции с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) – п.6. ст.33, п.1 ст.37;

2. «Правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>»» (в редакции с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) – п.6.ст.33; п.1, п.12, п.16 ст.37;

3. «Правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>»» (в редакции с изменениями Д от ДД.ММ.ГГГГ) – п.6.ст.33; часть 1 п.20 ст. 33.1; п.1, п.7, п.12, п.16 ст.37. Строительных норм и правил 1. СП 257.1325800.2020 «Здания гостиниц. Правила проектирования» - п.6.1.3, 2. СП 54.13330.2022 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные» - п.5.12; 3. СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» - п.4.26; 4. СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений» - п.8.2, п.8.9 5. СП 50-101-2004 «Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений» - п.11.2.6, п.12.2.1; 6. СП 63.13330.2018 «СНиП 52-01-2003. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения» - п.6.1.6 7. СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах» - п.6.1.2 – п.6.1.4, п.6.1.5, п.6.2.2, п.6.4.1-п.6.4.3, п.6.5.1-п.6.5.4, п.6.6.3, п.6.6.4, п.6.8.1, п.6.8.9, п.ДД.ММ.ГГГГ, п.ДД.ММ.ГГГГ, п.ДД.ММ.ГГГГ, п.ДД.ММ.ГГГГ, п.6.14.4, п.6.14.16. Противопожарных норм и правил 1. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям» - п.4.5, п.4.11, п.5.2.4, п.8.1.1, п.8.1.9, п.ДД.ММ.ГГГГ; 2. СП 2.13130 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» - п.6.7.1; 3. СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» - п.4.3.3, п.4.3.6, п.4.4.1, п.4.4.3, п.7.2.1.

Возводимый объект капитального строительства по адресу: <адрес>, пер. Ульяновский, 14 не соответствует требованиям: Градостроительных норм и правил: 1. Градостроительный кодекс РФ – ст.51 (отсутствует разрешение на возведение семиэтажного гостиничного комплекса); 2. «Правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>»» в редакции с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) – ст.33 п.7 (части выступающих частей строения в уровне 2 - 7 этажей расположены за пределами границ земельного участка с кадастровым номером ), п.5 ст.37 (превышен нормируемый процент застройки земельного участка на 3,57%), п.8 ст.37 (превышено допустимое количество этажей). п.14 ст.37 (не соблюдены нормируемые отступы от межевых границ земельного участка) 3. «Правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>»» в редакции с изменениями Д от ДД.ММ.ГГГГ) – ст.33 п.7 (части выступающих частей строения в уровне 2 - 7 этажей расположены за пределами границ земельного участка с кадастровым номером ), п.3 ст.37 (превышен нормируемый процент застройки земельного участка на 23,57%), п.14 ст.37 (не соблюдены нормируемые отступы от межевых границ земельного участка), 4. СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» - п.7.6 (превышен коэффициент застройки). Строительных норм и правил 1. СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий» - п.6.26 (по периметру наружных стен отсутствует бетонная отмостка); 2. СП 63.13330.2018 «СНиП 52-01-2003. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения» - п.10.3.1, п.10.3.2 (нарушен защитный слой арматуры); 3. СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» - п.5.16.16 (нарушена толщина защитного слоя арматуры). Противопожарных норм и правил 1. СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» - п.4.2.9 (в уровне типовых этажей при площади этажа более 300 м2 имеется по одному эвакуационному выходу, необходим расчет пожарных рисков). Рассматриваемый объект не завершен строительством, отсутствуют внутренние перегородки, заполнение оконных и дверных проемов, инженерное обеспечение и внутренняя отделка, в связи с чем определить соответствие возводимого строения санитарным нормам и правилам, а также требованиям промышленной безопасности не представляется возможным.

По второму вопросу: Соответствует ли указанный объект капитального строительства градостроительным регламентам, установленным для данной категории земель Правилам землепользования и застройки <адрес>?

Объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>, пер. Ульяновский, 14 соответствует требованиям «Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>»» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, соответствующей дате выдачи градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № РФ-3180 и в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, соответствующей выдаче градостроительного плана земельного участка № РФ3567 от ДД.ММ.ГГГГ – ст.33 п.6, ст.37 п.1, п.12, п.16.

Объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>, пер. Ульяновский, 14 соответствует требованиям «Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>»» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, соответствующей выдаче градостроительного плана земельного участка № РФ от ДД.ММ.ГГГГ – ст. 33.1 часть 1 п.20, ст.37 п.7. Объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>, пер. Ульяновский, 14 не соответствует требованиям «Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>»» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, соответствующей дате выдачи градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № РФ и в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, соответствующей выдаче градостроительного плана земельного участка № РФ3567 от ДД.ММ.ГГГГ - ст.33 п.7 (вынос консолей балконов и эркеров в уровне 2-5 этажей частично расположены за пределами границ земельного участка с кадастровым номером ), п.14 (не соблюдены нормируемые отступы от границ земельного участка в размере 3,0 м).

Объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>, пер. Ульяновский, 14 не соответствует требованиям «Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>»» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, соответствующей дате выдачи градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № РФ-3180 - ст.37 п.5 (превышен нормируемый процент застройки), п.8 (превышено допустимое количество надземных этажей над Блоком 1).

Объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>, пер. Ульяновский, 14 не соответствует требованиям «Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>»» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, соответствующей выдаче градостроительного плана земельного участка № РФ3567 от ДД.ММ.ГГГГ - ст.37 п.3 (превышен нормируемый процент застройки).

По третьему вопросу: Возводится ли с выходом за границу земельного участка с кадастровым номером данный объект капитального строительства? Если да, то какова площадь возведенного объекта с выходом за границы земельного участка и может ли это быть обусловлено реестровой или кадастровой ошибкой?

Объект незавершенного строительства на земельном участке с кадастровым номером возводится с выходом за границы земельного участка в уровне первого этажа по левому и заднему фасадам Блока 1, площадь застройки объекта с выходом за границы земельного участка составляет 2 м2; в уровне второго этажа с выходом за границы земельного участка по правому, переднему, левому и заднему фасадам, площадь застройки объекта с выходом за границы земельного участка составляет 110 м2. Наличие реестровой ошибки в определении места расположения границ земельного участка с кадастровым номером не установлено.

По четвертому вопросу: Какова фактическая этажность объекта капитального строительства, возведенного на земельном участке с кадастровым номером ?

На момент проведения осмотра объект незавершенного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, пер. Ульяновский, 14, состоящий из трех блоков в своем составе имеет: - Блок 1 – 8 этажей, в том числе 1 подземный, количество надземных этажей 7 единиц; - Блок 2 – 6 этажей, в том числе 1 подземный, количество надземных этажей 5 единиц; - Блок 3 – 6 этажей, в том числе 1 подземный, количество надземных этажей 5 единиц. По пятому вопросу: Какова фактическая площадь застройки? В соответствии с требованиями п.А.8 СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06- 2009 Общественные здания и сооружения» площадь застройки объекта незавершенного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, пер. Ульяновский, 14 составляет 1 684 м2. В соответствии с требованиями п. 9 приложения 2 к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ N П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места» площадь застройки объекта незавершенного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, пер. Ульяновский, 14 составляет 1 936 м2.

По шестому вопросу: Представляет ли возведенный объект недвижимости угрозу жизни и здоровья граждан?

Объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Ульяновский, 14 не представляет угрозы жизни и здоровью граждан, угроза уничтожения либо повреждения имущества других лиц отсутствует.

По седьмому вопросу: Соответствует ли возведенный объект недвижимости, проектной документации? Если нет, то возможно ли его привести в соответствие и что необходимо для этого?

В незавершенном строительством объекте недвижимости имеются отклонения от данных проектной документации на «7 этажный гостиничный комплекс с апартаментами и подземным паркингом, расположенный по адресу: <адрес>, 14». На данной стадии строительства приведение объекта в соответствие с данными проектной документации возможно путем: 1. Путем уточнения местоположения границ земельного участка и получения разрешения от органа местного самоуправления на отклонение от разрешенных параметров строительства в соответствии с требованиями ст.40 Градостроительного кодекса РФ, путем проведения публичных слушаний, в части сокращения нормируемых отступов от границ земельного участка и расположения выступающих частей здания на высоте более 4,50 м за пределами границ земельного участка; либо путем уточнения местоположения границ земельного участка, демонтажа выступающих за границы земельного участка частей здания, а так же получения разрешения от органа местного самоуправления на отклонение от разрешенных параметров строительства в соответствии с требованиями ст.40 Градостроительного кодекса РФ, путем проведения публичных слушаний в части сокращения нормируемых отступов от границ земельного участка. 2. Получения новых технических условий на подключение инженерных коммуникаций с последующим внесением изменений в проектную документацию в соответствии с требованиями части 3.8 ст.49 Градостроительного кодекса РФ; 3. Для устранения конструктивных отклонений объекта незавершенного строительством от данных проектной документации на существующей стадии строительства объекта необходимо внесение изменений в проектную документацию и повторное получение положительного заключения экспертизы проектной документации в соответствии с требованиями ст.49 Градостроительного кодекса РФ.

По восьмому вопросу: Соответствует ли возведенный объект недвижимости требованиям, предъявляемым к гостиничным комплексам? Если нет, то возможно ли его привести в соответствие и что для этого необходимо?

На существующей стадии строительства объекта незавершенного строительством, в условиях полного отсутствия внутренних перегородок и инженерного обеспечения определить соответствие объекта требованиям предъявляемым к гостиничным комплексам эксперту не представляется возможным.

Допрошенный в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи эксперт ФИО9 пояснила, что выводы заключения экспертизы и само исследование проведено с учетом действующей документации – разрешения на строительство 5-тиэтажного гостиничного комплекса с апартаментами и подземным паркингом, поскольку в материалах дела имелись данные об отмене разрешения на строительство 7-тиэтажного гостиничного комплекса. Вопрос соответствия возведенного строения проектной документации, представленной на 7-ми этажное строение, экспертами не разрешался.

Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. по делу постановлено: «В удовлетворении административного искового заявления ООО «Вейнерский сад» к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» о признании незаконным распоряжение Управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №Р-10 «Об отмене распоряжения Управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ № Р-8 «О внесении изменений в разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ », отказать».

В связи с указанными показаниями эксперта, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена дополнительная судебная комплексная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, поручив ее проведение тем же экспертам ООО «Экспертный центр «Главэксперт», поставив перед экспертами следующие вопросы: 1. Соответствует ли возведенный объект капитального строительства требованиям градостроительных и строительных норм и правил, разрешению на строительство от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, внесенными распоряжением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Р-8, проектной документации 7-ми этажного гостиничного комплекса с апартаментами и подземным паркингом? 2. Возводится ли данный объект капитального строительства с выходом за границу земельного участка с кадастровым номером с учетом данных градостроительного плана земельного участка от от 23.09.2022г., и положительного заключения повторной экспертизы проектной документации на 7ми этажный гостиничный комплекс с апартаментами и подземным паркингом, расположенным по адресу: <адрес>, 14?

По выполнению дополнительной судебной экспертизы, в суд представлено заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ., согласно выводам которого следует, что: «1. возводимый объект капитального строительства по адресу: <адрес>, пер. Ульяновский, 14 соответствует требованиям: Градостроительных норм и правил: 1. «Правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>»» (в редакции с изменениями Д от ДД.ММ.ГГГГ) – часть 1, часть 2 ст.6, часть 6 ст.33; часть 1 п.20 ст. 33.1; часть 1, часть 8, часть 12, п.16 ст.37. Строительных норм и правил 1. СП 257.1325800.2020 «Здания гостиниц. Правила проектирования» - п.5.3, п.6.1.3; 2. СП 54.13330.2022 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные» - п.5.12; Продолжение заключения экспертов по гражданскому делу Ведущий эксперт-строитель ФИО9 52 3. СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» - п.4.26; 4. СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений» - п.8.2, п.8.9 5. СП 50-101-2004 «Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений» - п.11.2.6, п.12.2.1; 6. СП 63.13330.2018 «СНиП 52-01-2003. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения» - п.6.1.6; 7. СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах» - п.6.1.2 – п.6.1.4, п.6.1.5, п.6.2.2, п.6.4.1-п.6.4.3, п.6.5.1-п.6.5.4, п.6.6.3, п.6.6.4, п.6.8.1, п.6.8.9, п.ДД.ММ.ГГГГ, п.ДД.ММ.ГГГГ, п.ДД.ММ.ГГГГ, п.ДД.ММ.ГГГГ, п.6.14.4, п.6.14.16. Разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, внесенными распоряжением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Р-8, в части: - размещения строения на земельном участке относительно его границ; - возводимого количества этажей. Проектной документации на «7 этажный гостиничный комплекс с апартаментами и подземным паркингом, расположенный по адресу: <адрес>, 14»: 1. Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» листы 3-5; 2. Раздел 3 «Архитектурные решения» листы 2, 6-13; 3. Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» книга 1 листы 4-112, 114; 4. Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» книга 2 листы 4-38, 51-78, 93-113, 121-128; 5. Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» книга 3 листы 4-58, 60-107, 109; 6. Раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» листы 4-9, 12-24; 7. Раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» листы 1- 4 не выполнено на рассматриваемой стадии строительства. Возводимый объект капитального строительства по адресу: <адрес>, пер. Ульяновский, 14 не соответствует требованиям: Градостроительных норм и правил: 1. «Правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>»» в редакции с изменениями Д от ДД.ММ.ГГГГ) – ст.33 п.7 (выступающие части (балконы, эркеры) строения в уровне 2 - 7 этажей расположены за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 05:40:000044:37), п.3 ст.37 (превышен нормируемый процент застройки земельного участка на 23,57%, согласно части 5 ст.37 «Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>»» в редакции с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, соответствует дате выдаче разрешения на строительство (без внесенных изменений), нормируемый процент застройки превышен на 3,57%), п.14 ст.37 (не соблюдены нормируемые отступы от межевых границ земельного участка), 2. СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» - п.7.6 (превышен коэффициент застройки). Строительных норм и правил 1. СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий» - п.6.26 (по периметру наружных стен отсутствует бетонная отмостка); 2. СП 63.13330.2018 «СНиП 52-01-2003. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения» - п.10.3.1, п.10.3.2 (нарушен защитный слой арматуры); 3. СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» - п.5.16.16 (нарушена толщина защитного слоя арматуры). Разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, внесенными распоряжением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Р-8, в части увеличения площади застройки здания с 1589,1 м2 до 1684 м2, т.е. на 94,9 м2, что связано с конструктивными его изменениями. Определить соответствие данных о строительном объеме, общей площади, объеме и максимальной высоте строения, представленных в разрешении на строительство от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, внесенными распоряжением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Р-8 эксперту не представляется возможным в связи с не завершением в полном объеме строительно-монтажных работ. Проектной документации на «7 этажный гостиничный комплекс с апартаментами и подземным паркингом, расположенный по адресу: <адрес>, 14»: 2. Раздел 1 «Общая пояснительная записка»: - <адрес> застройки здания на 94,9 м2, увеличение площади застройки здания возникло в следствие переноса плиты перекрытия над подвалом в осях 1-4/1/А-Б с отм.-0,640 на отм. -0,100; - Технические условия на подключение инженерных коммуникаций выданы на 5-ти этажный жилой многоквартирный дом; 2.Раздел 2. «Схема планировочной организации земельного участка»: - <адрес> застройки здания на 94,9 м2, увеличение площади застройки здания возникло в следствие переноса плиты перекрытия над подвалом в осях 1-4/1/А-Б с отм.-0,640 на отм. -0,100; - В осях 14-15/Е-Ж в уровне первого этажа возведена кирпичная стена, не обозначенная на поэтажном плане; - В уровне 2-5 этажей отсутствуют бельевые помещения; 4. Раздел 4. «Конструктивные и объемно-планировочные решения» (Книга 1): - В осях 14-15/Е-Ж в уровне первого этажа возведена кирпичная стена, не обозначенная на плане; 5. Раздел 4. «Конструктивные и объемно-планировочные решения» (Книга 2): - в монолитной железобетонной стене цокольного этажа Блока 3 перенесен проем для въезда в подземный паркинг с осей А/1-2 в оси А/3-4; - ригели на отм.-0,640 в осях 1-5/А-Б перенесены на отм -0,100; - Диафрагма жесткости Дм-4 в уровне 1-5 этажей перенесена с осей А/3-5 в оси А/1-2; 6. Раздел 4. «Конструктивные и объемно-планировочные решения» (Книга 3): - В диафрагме жесткости Дм-2 Блока 2 в уровне 1-го этажа устроены два дверных проема, произведено их усиление металлоконструкциями; - В уровне 1-го этажа Блока 2 произведен перенос внутренних кирпичных стен с осей И-К/7-8 в оси И-К/8, осей Ж-И/6 в оси Ж-И/7, с осей И-К/10-11 в оси ИК/10, с осей Ж-И/12 в оси Ж-И/11, данные стены не участвуют в работе каркаса здания и их перенос не оказывает влияния на его несущую способность и устойчивость; - В уровне подземного паркинга Блока 2 в осях 5/1-13/А/1-Д/2 не выполнено проектирование основных несущих и ограждающих конструкций, предусмотренных Разделом 3. «Архитектурные решения», Подразделом 1. «Система электроснабжения», Подразделом 2. «Система водоснабжения», Подразделом 3. «Система водоотведения», Подразделом 4. «Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха, тепловые сети», Разделом 9. «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»; 7. Раздел 9. «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»: - Противопожарные расстояния до смежных строений по правому и заднему фасадам не соответствуют проектным данным; 8. Раздел 10. «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов»: - Предусмотренный проектом пандус для въезда в подземный паркинг отсутствует. По второму вопросу: Возводится ли данный объект капитального строительства с выходом за границу земельного участка с кадастровым номером 05:40:000044:37 с учетом данных градостроительного плана земельного участка от от ДД.ММ.ГГГГ, и положительного заключения повторной экспертизы проектной документации на 7ми этажный гостиничный комплекс с апартаментами и подземным паркингом, расположенным по адресу: <адрес>, 14? С учетом данных градостроительного плана земельного участка от от ДД.ММ.ГГГГ и положительного заключения повторной экспертизы проектной документации на 7-ми этажный гостиничный комплекс с апартаментами и подземным паркингом, расположенным по адресу: <адрес>, 14, а также требований п.А.8 СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» объект капитального строительства возводится с выходом за левую границу земельного участка с кадастровым номером на расстояние до 0,12 м, за заднюю границу на расстояние 0,14 – 0,16 м в месте расположения Блока 1, общая площадь заступа за границы земельного участка составляет 2 м2».

Оснований не доверять данным заключениям судебных экспертиз у суда не имеется, поскольку они выполнены квалифицированными специалистами, имеющими соответствующие специальности и квалификацию, доказательств, указывающих на недостоверность проведенных обследований спорных объектов строительства и исследования, либо ставящих под сомнение выводы заключений экспертов от 15.03.2024г., от 23.08.2024г., суду не представлено.

Суд, с учетом полноты заключений экспертов от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. сделанных в них выводов, считает допустимыми и достоверными доказательствами.

В силу части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации допускается отклонение параметров объекта капитального строительства высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.

Перечень оснований, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими.

Вместе с тем частью 7 статьи 52 указанного Кодекса отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации обусловлено необходимостью, выявленной в процессе строительства объекта, и соблюдением порядка изменения проектной документации.

Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).

В связи с установленными обстоятельствами, подлежат удовлетворению требования о признании не соответствующим закону и недействительным Распоряжение МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в разрешение на строительство 5 этажного гостиничного комплекса с апартаментами и поземным паркингом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Вейнерский сад» по адресу: <адрес> в части увеличения этажности здания на 2 этажа, с признаниеим не соответствующим закону и недействительным градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № РФ, выданный ООО «Вейнерский сад» на земельный участок с кадастровым номером

Вместе с тем, оснований для удовлетворения требования о признании не соответствующим закону и недействительным градостроительного плана земельного участка от 27.11.2020г. № РФ, выданного ЖСК «Вейнерский сад» на земельный участок с кадастровым номером ; признании не соответствующим закону и недействительным разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство 5-этажного гостиничного комплекса здания на земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес>, выданного МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» ООО «Вейнерский сад»; признании возведенного ООО «Вейнерский сад» на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> капитального объекта самовольной постройкой, обязании ООО «Вейнерский сад» снести самовольно возведенный на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, объект капитального строительства, суд, предусмотренных законом оснований не усматривает, исходя из следующего.

Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» следует, что в силу положений пункта 1 статьи 222 ГК РФ возведение постройки в отсутствие необходимого в силу закона разрешения на строительство является признаком самовольной постройки.

Вместе с тем исходя из принципа пропорциональности снос объекта самовольного строительства является крайней мерой государственного вмешательства в отношения, связанные с возведением (созданием) объектов недвижимого имущества, а устранение последствий допущенного нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.

В связи с этим следует иметь в виду, что необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки вследствие ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.

Согласно п. 31 указанного Постановления, при установлении возможности устранения нарушений, допущенных при возведении (создании) самовольной постройки, суд принимает решение, предусматривающее оба возможных способа его исполнения, о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие с установленными требованиями, на что указывается в резолютивной части решения (абзац третий пункта 2, пункт 3.1 статьи 222 ГК РФ, статья 55.32 ГрК РФ, часть 5 статьи 198 ГПК РФ, часть 5 статьи 170 АПК РФ).

В таком решении должны содержаться выводы суда о допущенных при возведении (создании) постройки нарушениях, вместе с тем указание в резолютивной части конкретного перечня строительных работ, которые должен произвести ответчик для приведения постройки в соответствие с установленными требованиями, не является обязательным, поскольку исполнение решения суда в части приведения постройки в соответствие с установленными требованиями производится по правилам, предусмотренным главой 6 ГрК РФ.

Заключениями выше исследованных судебных экспертиз подтверждается, что возведенное ответчиком объект капитального строительства отвечает требованиями безопасности, не создает угрозу жизни и здоровья граждан при его вводе в эксплуатацию; указанными заключениями судебных экспертиз подтверждается возможность приведения в соответствие с данными Проектной документации путем уточнения местоположения границ земельного участка и получения разрешения от органа местного самоуправления на отклонение от разрешенных параметров строительства в соответствии с требованиями ст.40 Градостроительного кодекса РФ, путем проведения публичных слушаний, в части сокращения нормируемых отступов от границ земельного участка и расположения выступающих частей здания на высоте более 4,50 м за пределами границ земельного участка, либо путем уточнения местоположения границ земельного участка, демонтажа выступающих за границы земельного участка частей здания, а так же получения разрешения от органа местного самоуправления на отклонение от разрешенных параметров строительства в соответствии с требованиями ст.40 Градостроительного кодекса РФ, путем проведения публичных слушаний в части сокращения нормируемых отступов от границ земельного участка.

В силу ч.3 ст. 144 ГПК РФ следует, что в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.

Учитывая, что принятые по делу определением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ () обеспечительные меры в виде запрета Управлению Росреестра по РД осуществлять в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:40:000044:37 и объекта капитального строительства, расположенного на нем следующие действия: регистрацию права, регистрацию действий, связанных с отчуждением права (перерегистрации, перехода права собственности иным лицам, а также любые действия в их отношении); запрета ООО «Вейнерский сад» и иным лицам вести строительные работы на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, пер. Ульяновский, <адрес> случае их сохранения до исполнения решения суда будут препятствовать исполнению решения, вышеуказанные обеспечительные меры подлежат отмене по вступлению решения суда в законную силу.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора <адрес> ФИО2 (ИНН ) в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования городской округ с внутригородским делением «<адрес>» к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» (ИНН ), ООО «Вейнерский сад» (ИНН ), ЖСК «Вейнерский сад» (ИНН ), третьим лицам – Администрации ГОсВД «<адрес>» (ИНН ), Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (ИНН ) о признании разрешительных документов не соответствующими закону, возводимого капитального объекта самовольной постройкой и его сносе удовлетворить частично.

Признать не соответствующим закону и недействительным Распоряжение МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в разрешение на строительство 5 этажного гостиничного комплекса с апартаментами и поземным паркингом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Вейнерский сад» по адресу: <адрес>, 14» в части увеличения этажности здания на 2 этажа.

Признать не соответствующим закону и недействительным градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № РФ, выданный ООО «Вейнерский сад» на земельный участок с кадастровым номером .

Обязать ООО «Вейнерский сад» привести объект капитального строительства «7 этажный гостиничный комплекс с апартаментами и подземным паркингом» расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, пер Ульяновский, <адрес> соответствие с данными Проектной документации путем уточнения местоположения границ земельного участка и получения разрешения от органа местного самоуправления на отклонение от разрешенных параметров строительства в соответствии с требованиями ст.40 Градостроительного кодекса РФ, путем проведения публичных слушаний, в части сокращения нормируемых отступов от границ земельного участка и расположения выступающих частей здания на высоте более 4,50 м за пределами границ земельного участка, либо путем уточнения местоположения границ земельного участка, демонтажа выступающих за границы земельного участка частей здания, а так же получения разрешения от органа местного самоуправления на отклонение от разрешенных параметров строительства в соответствии с требованиями ст.40 Градостроительного кодекса РФ, путем проведения публичных слушаний в части сокращения нормируемых отступов от границ земельного участка.

Обязать ООО «Вейнерский сад» получить новые технические условия на подключение инженерных коммуникаций с последующим внесением изменений в Проектную документацию в соответствии с требованиями части 3.8 ст.49 Градостроительного кодекса РФ.

Обязать ООО «Вейнерский сад» (ИНН ) внести вышеуказанные изменения в Проектную документацию и повторно получить положительное заключение экспертизы проектной документации в соответствии с требованиями ст.49 Градостроительного кодекса РФ.

В удовлетворении в остальной части исковых требований заместителя прокурора <адрес> ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования городской округ с внутригородским делением «<адрес>» к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>», ООО «Вейнерский сад», ЖСК «Вейнерский сад», третьим лицам – Администрации ГОсВД «<адрес>», Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании не соответствующим закону и недействительным градостроительного плана земельного участка от 27.11.2020г. № РФ, выданного ЖСК «Вейнерский сад» на земельный участок с кадастровым номером ; признании не соответствующим закону и недействительным разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство 5-этажного гостиничного комплекса здания на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, пер Ульяновский, <адрес>, выданного МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» ООО «Вейнерский сад»; признании возведенного ООО «Вейнерский сад» на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, пер. Ульяновский, <адрес> капитального объекта самовольной постройкой, обязании ООО «Вейнерский сад» снести самовольно возведенный на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, пер. Ульяновский, <адрес>, объект капитального строительства, - отказать.

Принятые по делу определением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ () обеспечительные меры в виде запрета Управлению Росреестра по РД осуществлять в отношении земельного участка с кадастровым номером и объекта капитального строительства, расположенного на нем следующие действия: регистрацию права, регистрацию действий, связанных с отчуждением права (перерегистрации, перехода права собственности иным лицам, а также любые действия в их отношении); запрета ООО «Вейнерский сад» и иным лицам вести строительные работы на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> отменить по вступлению решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в мотивированной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                      Э.М. Атаев

2-70/2024 (2-5436/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Советского района г.Махачкалы
Ответчики
ЖСК "Вейнерский сад"
МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы"
ООО "Вейнерский сад"
Другие
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ по РД
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Судья
Атаев Эльдар Мавлетгереевич
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
14.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2023Передача материалов судье
19.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2023Подготовка дела (собеседование)
11.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2023Судебное заседание
21.03.2024Производство по делу возобновлено
08.04.2024Судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
13.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Судебное заседание
04.09.2024Производство по делу возобновлено
12.09.2024Судебное заседание
26.09.2024Судебное заседание
26.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее