Дело №а-1278/2019 г.
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
24 апреля 2019 года г. Липецк
Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Ситниковой Н.Е.,
при секретаре Коротневой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Усманского района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области о признании информации запрещенной к распространению,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Усманского района Липецкой области, действующий РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Управлению Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РїРѕ Липецкой области Рѕ признании информации распространяемой РЅР° сайте РІ информационно-коммуникационной сети В«Рнтернет» РїРѕ адресу <данные изъяты> распространение которой РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено. Р’ обоснование заявленных требований указал, что РІ С…РѕРґРµ мониторинга сети Рнтернет выявлен сайт, РЅР° странице которого размещена информация СЃ предложением услуг РїРѕ приобретению различных медицинских справок, РІ том числе медицинских справок для получения, замены прав Р“РБДД (справок РѕС‚ нарколога, психиатра, терапевта), больничных листов «задним числом», справок РЅР° РѕСЂСѓР¶РёРµ формы 002-Рћ/РЈ. справок РѕС‚ врача РІ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ форме Рё РґСЂСѓРіРёС… официальных документов. РџСЂРѕСЃРёС‚ признать информацию, размещенную РЅР° Рнтернет - сайте <данные изъяты> информацией, распространение которой РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Определением суда к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В судебное заседание участники процесса не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, причина неявки участвующих в деле лиц суду не известна.
Р’ письменном заявлении представитель административного истца заместитель РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Усманского района Липецкой области Р¤РРћ2, представитель административного ответчика Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РїРѕ Липецкой области Р’СЂРёРѕ руководителя Управления Р¤РРћ3 просили Рѕ рассмотрении дела РІ РёС… отсутствие.
В силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле.
Рзучив материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
В соответствии с 4.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Пунктом 4 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Р’ силу части 13 статьи 2 Федерального закона в„– 149-ФЗ сайт РІ сети В«Рнтернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин Рё РёРЅРѕР№ информации, содержащейся РІ информационной системе, доступ Рє которой обеспечивается посредством информационно телекоммуникационной сети В«Рнтернет» РїРѕ доменным именам Рё (или) РїРѕ сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет».
В соответствии с п.1 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.9 ФЗ от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Часть 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу п.5 ст.15 ФЗ от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В п.3 ст.78 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что медицинская организация имеет право выдавать справки, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.7 «Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений», утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.05.2012 г. №441н, справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков. Данные действия влекут ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), одними из основных принципов противодействия коррупции, являются комплексное использование политических, организационных, информационнопропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, а также приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что подделка официальных документов является коррупционным проявлением, способствует созданию причин Рё условий для совершения коррупционных преступлений Рё правонарушений, признание информации, размещенной РЅР° СЃРїРѕСЂРЅРѕРј Рнтернет-ресурсе запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р Р¤, является необходимым условием для применения мер противодействия коррупции.
Статьей 15.1 Федерального закона в„– 149-ФЗ предусмотрено, что РІ целях ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено», РІ который включаются, РІ том числе, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Основаниями для включения РІ реестр сведений, указанных РІ части 2 настоящей статьи, является, РІ том числе, вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что прокуратурой района РІ рамках осуществления надзорной деятельности был осуществлен мониторинг сети В«Рнтернет» РІ целях выявления сайтов, РЅР° которых размещены сообщения Рѕ реализации поддельных документов.
РР· акта осмотра Рнтернет-сайта РѕС‚ 26.02.2019 Рі. помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° района Р¤РРћ4 следует, что РЅР° Рнтернет-странице сайта, размещенного РїРѕ адресу: <данные изъяты> размещена информация Рѕ получении медицинских справок без посещения медицинских специалистов.
На указанных ресурсах имеется информация о том, как заказать справку или больничный лист без присутствия заказчика, указана стоимость справки, можно выбрать каким образом, где и в какое время ее получить. На сайте можно купить следующие справки: больничный лист, справка для академического отпуска, справка о беременности, справка от врача, справка формы 095у, справка формы 086у, справка для получения и замены водительского удостоверения, справка освобождение от физкультуры, справка формы 027у, справка на оружие, рецепт от врача на лекарство, справка 302н. На главной странице сайта имеются вкладки: главная, цены, больничный лист, отзывы, контакты.
Рнформация, размещенная РЅР° данном сайте, способствует РІ том числе, формированию Сѓ несовершеннолетних пользователей представления Рѕ возможности Рё допустимости приобретения Р·Р° деньги документов.
Рнтернет-ресурс является сайтом, предназначенным для передачи информации посетителям сети Рнтернет. Страница сайта РЅРµ требует регистрации Рё РЅРµ содержит иных элементов ограничения доступа. Отображение электронного текста страницы РјРѕР¶РЅРѕ копировать, хранить Рё передавать РїРѕ линиям СЃРІСЏР·Рё глобальной сети Рнтернет.
Ознакомиться с содержанием указанного сайта и скопировать информацию в электронном варианте и в дальнейшем ею воспользоваться может любой интернет-пользователь.
Таким образом, свободный доступ Рє названной информации способствует формированию РІ обществе мнения Рѕ возможности получения медицинских справок, оказывают РїСЂСЏРјРѕРµ негативное воздействие РЅР° нравственность граждан-пользователей сети В«Рнтернет», РІ том числе несовершеннолетних, создает СѓРіСЂРѕР·Сѓ нарушения федерального законодательства Рѕ выдаче справок.
Согласно Правил создания, формирования Рё ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ информационно-телекоммуникационной сети Рнтернет Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ информационно-телекоммуникационной сети Рнтернет, содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено» (утв. постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 26.10.2012 РіРѕРґР° в„–1101) создание, формирование Рё ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой РЅР° надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций. (Роскомнадзор).
Р’ силу Рї.5 указанных Правил, основанием для включения РІ единый реестр, является, РІ том числе, вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
РџРѕ делам Рѕ признании информации, размещенной РЅР° сайте РІ сети В«Рнтернет», запрещенной информацией РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения РЅР° таком сайте РІ сети В«Рнтернет» запрещенной информации.
Oт установления данного факта зависит возникновение у уполномоченного органа права на включение сайтов в реестр для последующей блокировки доступа к ним.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действии нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Учитывая, что предоставление возможности доступа к информации о приобретении поддельных документов, является информационным пособничеством преступной деятельности, распространение информации на сайте <данные изъяты>/, где размещены вышеуказанные информационные материалы, противоречит целям и задачам действующего законодательства.
В целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц и во исполнение действующего законодательства, информацию, содержащуюся на сайтах <данные изъяты>/, необходимо признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Учитывая, что указанные выше материалы, предназначенные для всеобщего пользования, содержат информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд считает, что требования прокурора Усманского района Липецкой области подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Усманского района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области о признании информации запрещенной к распространению удовлетворить.
Признать информацию, размещенную РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» РЅР° сайте, <данные изъяты>, информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Обязать Федеральную службу РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций включить сайт <данные изъяты>, содержащие указанную информацию РІ «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено».
Направить судебное решение для исполнения в Управление Роскомнадзора по Липецкой области.
Решение, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецком областном суде путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) Н.Е. Ситникова
Решение в окончательной форме изготовлено 29.04.2019 года.