РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 декабря 2020 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тугоревой А.В.,
при секретаре Шленской А.А.,
с участием представителя административного ответчика Моховой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Малыгина С.В. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 7 УФСИН России по РК о признании действий (бездействия) незаконными и обязании совершить определенные действия,
установил:
Малыгин С.В. обратился с административным исковым заявлением по тем основаниям, что административный ответчик, незаконно установив в коридоре возле камеры № 24 ПКТ репродуктор, 03.11.2020, после утренней зарядки произвел его пытку звуком с использованием указанного репродуктора. В результате данных действий ФКУ ИК-7 он испытал стресс, сильное волнение, испуг, тревогу, приведшие к эмоциональной нестабильности, обострению психического расстройства. На основании изложенного, просит признать данные действия административного ответчика незаконными, бесчеловечными, унижающими его достоинство, нарушающими его права; обязать ответчика не производить в будущем в отношении него такие действия и удалить из коридора возле его камеры незаконно установленный репродуктор.
Административный истец, участие которого в судебном заседании было обеспечено посредством ВКС, не явился, отказавшись проследовать в помещение ВКС. До судебного заседания суд разъяснил административному истцу в письменном виде положения ст. 45, 226 КАС РФ.
Учитывая, что явка административного истца в судебное заседание не является обязательной, учитывая сроки рассмотрения дела данной категории, отказ административного истца от участия в судебном заседании посредством ВКС, суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-7 в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что административный истец отбывает наказание в ФКУ ИК-7 в камере ПКТ. В ИК-7 в соответствии с распорядком дня проводятся радио-лекции либо транслируются радио-передачи. Уровень проигрываемой передачи, лекции находится в комфортном диапазоне для восприятия человеком. Жалоб со стороны спецконтингента на громкую трансляцию не поступало. Прокуратурой проводилась проверка данного факта по заявлению Малыгина С.В., нарушений не установлено.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно только при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 11, ч. 6 ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В соответствии со ст. 4 УИК РФ федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.
Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее – ПВР ИУ), которые устанавливают правила внутреннего распорядка в исправительных колониях.
Правила обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ (п. 3 ПВР ИУ).
В соответствии с п. 20 ПВР ИУ в каждом ИУ устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.
Распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя (п. 21 ПВР ИУ).
Распорядок дня на основе примерного распорядка дня осужденных (приложение № 6), а также распорядок дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, на основе примерного распорядка дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах (приложение № 7), утверждается приказом начальника ИУ, доводится до сведения администрации ИУ и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации (п. 22 ПВР ИУ).
Приложение № 7 к ПВР ИУ предусматривает примерный распорядок дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, в который входят, в том числе, воспитательные мероприятия - по отдельному графику.
В соответствии с ч. 4 ст. 94 УИК РФ осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.
В судебном заседании установлено, что Малыгин С.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК, по состоянию на 03.11.2020 отбывал наказание в камере ПКТ (справка ФКУ ИК-7 от 08.12.2020 № 11/ТО/34-6-9029).
Из справки ФКУ ИК-7 от 08.12.2020 № 11/ТО/34-6-9029 следует, что в коридорах помещений ШИЗО-ПКТ-ЕПКТ установлены источники звука (динамики) в количестве 9 штук; данные репродукторы установлены возле отсекающих решеток при входах в коридоры блоков; ближайший репродуктор от камеры № 24 ПКТ расположен на расстоянии 15,5 м..
В соответствии с распорядок дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, утв. приказом ФКУ ИК-7 от 09.12.2019 № 505, в период с 06.35 до 08.00 час. осуществляется следующее мероприятие – правовая радио-лекция, а с 08.00 до 09.00 час. – в том числе, прослушивание радиопередач.
14.10.2020 Малыгиным С.В. была подана жалоба в Карельскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по факту незаконной установки ФКУ ИК-7 репродуктора в помещении ШИЗО-ПКТ-ЕПКТ.
В ходе проведенной прокуратурой проверки нарушений в части установления репродукторов установлено не было.
Из ответа прокуратуры от 10.11.2020 № 12ож-2013 следует, что в ходе проводимых спецпрокуратурой ежемесячных проверок жалоб от осужденных по вопросу громкого звука не поступало.
Само по себе оборудование радиоточек вне камер помещения камерного типа не противоречит положениям ч. 4 ст. 94 УИК РФ. Установка 9 радиодинамиков в коридоре ПКТ с возможностью прослушивания радиопередач во всех камерах, обеспечивает реализацию права осужденных на прослушивание радиопередач, предусмотренное ст. 94 УИК РФ, в связи с чем, действия ФКУ ИК-7 в данной части не противоречат действующему законодательству, не нарушают права административного истца.
Учитывая изложенное, оснований для признания незаконными действий ФКУ ИК-7 по установке репродуктора в коридоре помещений ПКТ и возложения обязанности по удалению данного репродуктора не имеется.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав административным ответчиком путем пытки громким звуком репродуктора 03.11.2020. Указанные административным истцом обстоятельства опровергаются представленными доказательствами, в частности, материалами надзорного производства № 120ж-2013: жалобой Малыгина С.В. от 14.10.2020, письмом Карельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ от 09.10.2020, письмом Карельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ от 10.11.2020, фотографиями, объяснениями Д от 25.11.2020, справкой ФКУ ИК-7 от 25.11.2020, паспортом на оповещатель охранно-пожарный речевой (громкоговоритель) «Глагол-Н», а также письмом ФКУ ИК-7 от 04.12.2020 № 11/ТО/34-6-8937, распорядком дня. Иных доказательств Малыгиным С.В. не представлено, ходатайств об их истребовании не заявлено.
При указанных обстоятельствах, оснований для признания действий административного ответчика незаконными в указанной части не имеется.
Поскольку судебной защите подлежит нарушенное право, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Малыгина С.В. об обязании ФКУ ИК-7 в будущем не производить действия, нарушающие его права.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Малыгина С.В. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 7 УФСИН России по РК о признании действий (бездействия) незаконными и обязании совершить определенные действия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.В. Тугорева
Мотивированное решение составлено 30.12.2020.