2-2268/2024
24RS0035-01-2024-001879-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 22 октября 2024 г.
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шеходановой О.К.
при секретаре Кваст Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баскакова Анатолия Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Минусинский городской суд к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии. Требования мотивированы тем, что Баскаков А.П. обратился в адрес ответчика с требованием произвести перерасчет размера пенсионного обеспечения со всеми коэффициентами с учетом индексации и валоризации без учета применения специального стажа по «Списку 1». 21.03.2024 ответчиком дан ответ на его обращение в соответствие с которым в перерасчете пенсии ему отказано, отказ мотивирован тем, что при установлении ему пенсии по старости выбран наиболее оптимальный вариант расчета пенсии с применением п. 9 ст. 30 Закона от 17.12.2001. Ему назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона № 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и рассчитана в соответствии со ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшим до 01.01.2015, в соответствии с которой размер страховой пенсии может рассчитываться по нескольким вариантам, при этом выбирается наиболее выгодный. Считает, что в данном случае ответчиком нарушены его права. В период с 01.04.1956 по 01.02.2012 он осуществлял свою трудовую деятельность, в 2012 году вышел на пенсию. В настоящее время при подсчете пенсии, заработанной до 2015 г. должны применяться нормы Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Размер трудовой пенсии зависит от среднего заработка, общего трудового стажа, сумм страховых взносов. Размер его трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2003 рассчитан с учётом стажа работы по Списку № 1 до 01.12.2001, исчисляемом в календарном порядке 27 лет 11 месяцев 29 дней, при требуемом стаже на соответствующих видах работ 5 лет, отношения среднемесячного заработка за 1984-1989 гг. к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Между тем, истец считает, что расчет его трудовой пенсии необходимо рассчитывать из общего трудового стажа, также считает, что перерасчет пенсии выполнен не был, что нарушает его права и законные интересы, полагает, что перерасчет пенсии должен быть произведен без учета применения периодов работ согласно «Списка №1», а эти периоды должны учитываться в календарном порядке до 01.01.2002. Согласно пенсионной реформы и ФЗ №173 весь стаж приобретенный до 2002 года учитывается в календарном порядке. Истцом приведён расчет пенсии, в соответствии с которым РП=СКх ЗР/ЗПх СЗП
30/ЗП=3,822 (максимально 1,2)
СЗП=1671
СК - СУМАРНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВСЕХ ПЕРИОДОВ ДО 2002 ГОДА 1956-1994= 38 лет
10 лет дающих право перехода на пенсию в возрасте 50 лет применяем 0,55
38 (весь стаж)-10 лет =28 лет
0,55x28=0,83
Максимальный коэффициент по зарплате 0,75 12x0,75x1671=1503 руб.
1503-450 (фиксированная пенсия)=1053 руб. - размер пенсии истца на 2002 год
1053x3,6784 (коэффициент с индексацией) =3873,355 руб. - это размер пенсии истца на 31.12.2009
В соответствие с вапоризацией 2010 года (ФЗ № 213)
Стаж х(СССР, РСФСР) был включен в стаж при оценки пенсионных прав граждан на 01.01.2002, согласно п.3. cт. 30 ФЗ №173 увеличивается на 1 % его стаж с 1956 по 1991 года + 10% за период с 1991 года по 2002 год.
35%+10%=45%
От расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 страховая часть пенсии равна 14 497 руб., она подлежит индексации с 2014 года по 2024 год. на 8.3%. 11.04%, 4%, 5,8%. 3,7%. 10,5%, 6,6%, 8.6%. 4.8%. 7,5%
Таким образом. 14 497руб * 8,3%,* 11,04%,* 4%. *5,8%,* 3,7%, *10,5%,* 6.6%.* 8,6%,* 4,8%.* 7,5%= 30 531 рубль - должен составлять размер пенсии истца на текущую дату. Размер его пенсии сейчас составляет 26 000 руб.
На основании изложенного, истец просит возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет его трудовой пенсии по старости со всеми коэффициентами с учётом индексации и валоризации без учета применения специального стажа по «Списку №1», исходя из представленного расчета, начиная с 01.01.2022 по дату вынесении решения суда.
В судебном заседании истец Баскаков А.В. заявленные требования подержал в полном объеме с учетом письменных возражений.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителей, ранее предоставил возражения на исковое заявление, согласно которого с 28.04.1990 Баскакову А.В. установлена пенсия по старости по Списку № 1 по законодательству Украины. С 01.03.2005 произведена постановка на учет прибывшего дела и назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на основании которого предусмотрено назначение досрочной трудовой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В соответствии с положениями пункта 9 статьи 30 Закона № 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). С 01.01.2015 при расчете пенсии применяются нормы вступившего в законную силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Размер пенсии складывается из фиксированной выплаты, установленной к страховой пенсии по старости в твердом размере, и страховой пенсии, размер которой определяется индивидуально. Размер страховой пенсии по старости зависит от продолжительности общего трудового стажа или стажа работы с тяжелыми условиями труда, размера учтенной заработной платы, суммы страховых взносов за период после 01.01.2002 и ИПК после 01.01.2015. Исходные данные для расчета страховой пенсии по старости по пункту 3, пункту 9 статьи 30 Закона № 173-ФЗ на 01.06.2024:
-стаж на соответствующих видах работ до 01.01.2002 - 27 лет 11 месяцев (с учетом льготного стажа), 35 лет 10 месяцев (по общему стажу)
стаж на соответствующих видах работ до 01.01.1991 (для валоризации) - 26 лет 4 месяца 25 дней (с учетом льготного стажа), 32 года 7 месяцев 21 день (по общему стажу)
- среднемесячный заработок ЗЛ, учитываемый за период с июня 1984 по май 1989 за 60 месяцев к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период (ЗР/ЗП) - 3,822 (учитывается в размере не свыше 1,2 на основании статьи 30 Закона № 173-ФЗ);
-среднемесячная заработная плата по стране — 1671,00;
-период ожидаемой выплаты (Т) -126 месяцев;
-прирост за счет суммы страховых начисленных страховых взносов с учетом индексации (ПК2) согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на 31.12.2014 составляет: - 453,42 руб. (для расчета учитывались суммы страховых взносов на 01.05.2007- 10275,44; на 01.06.2010 — 3528,00; на 01.07.2011 — 16746,64; на 01.08.2015 — 5197,60);
-в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах Федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан» СВН составил = 2/10/12*1209,60 (стоимость страхового года) = 34467,52. СВН применяется только для расчета пенсии по пункту 9 статьи 30 Закона № 173-ФЗ. С 01.01.2015 выплата пенсии производится в соответствии с Законом № 400-ФЗ. Индексируемая величина стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015, установленная части 10 статьи 15 Закона № 400-ФЗ, составляет 64,10 рубля. Стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) определена с 01.01.2024 — 133,05 рубля согласно Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж на основании статей 11, 12 Закона № 173-ФЗ:
Расчет размера страховой пенсии по старости (СПст) производится по формуле (статья 15 Закона № 400-ФЗ):
СПст = ИПК х С ПК.
ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) ИПКс (до 01.01.2015) + ИПКн (после 01.01.2015).
ИПКс = П (СЧ ТП по Закону № 173-ФЗ на 31.12.2014 без уч. ФБР) / СПКк + ?НП1 (иные периоды - УЗР, воен. сл. и др.) / К (=1)
ИПКн = СВфак/СВнормат *10.
П = ПК / Т.
ПК = сумма расчетного пенсионного капитала с учетом пенсионных прав ЗЛ (стажа и заработка), приобретенных до 01.01.2002 (ПК до 01.01.2002), и страховых взносов (ПК2) после 01.01.2002.
ПК до 01.01.2002 = (РП - БЧ на 01.01.2002)*Т
РП (расчетный размер пенсии пункт 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ) = СК*ЗР, где,
СК - стажевый коэффициент = 0,55 (в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ для мужчин, имеющих ОТС не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,1 за каждый полный год ОТС сверх указанных 20 лет, но не более чем на 0,20). ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Размер страховой пенсии по старости по пункту 9 статьи 30 Закона № 173-ФЗ:
РП = 0, 75 * 1,2 * 1671,00 = 1503,90
ПК до 01.01.2002 = 1503,90 (РП) - 450 (БЧ на 2002)) * 126 месяцев (Т) = 132791,40 С учетом индексации расчетный пенсионный капитал (ПК до 01.01.2002) = 132791,40 * 5,61481655 составил = 745599,35.
Учитываем в П сумму валоризации: в соответствии с нормами статьи 30.1 Закона № 173-ФЗ осуществлена валоризация величины РПК ЗЛ = 745599,35 (ПК до 01.01.2002) * 0,36 (коэффициент валоризации (1 % за каждый полный год «советского» стажа до 01.01.1991 и 10 % за трудовой стаж до 01.01.2002) = 268415,77
П = (745599,35 ПК до 01.01.2002) + 268415,77 (сумма валоризации) / 126 + 453,42 (ПК2)(прирост за счет страховых взносов) + 73,46 (СВН с учетом индексации) = 8574,61
ИПК назначения страховой пенсии:
ИПК (капитал + до 2015) = 8574,61/64,10 = 133,769
Периоды работы, в течение которых за гражданина уплачиваются страховые взносы в пенсионный фонд, называются страховыми. Наряду в ними существуют нестраховые периоды (далее — СВН) — когда гражданин не работал и за него работодатели не отчисляют взносы на обязательное пенсионное страхование, но его пенсионные права на страховую пенсию при этом формируются. К таким периодам относится период прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы.
29.11.2018 Баскаковым А.В. подано заявление №998576/18 о перерасчете пенсии в связи с увеличением индивидуального пенсионного коэффициента за период до 01.01.2015. По данному заявлению произведен перерасчет пенсии с 01.12.2018 (прохождение военной службы по призыву — 1,8 коэффициентов за год). ИПК (СВН за службу) = 4,015 Суммарный ИПК = 133,769 + 4,015 = 137,784 Сумма страховой пенсии = 137,784 * 133,05 = 18332,16 рублей.
Размер фиксированной выплаты (далее - ФВ) к страховой пенсии по старости по состоянию на 01.01.2024, установленный Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ, составляет - 8134,88 рубля.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по состоянию на 01.01.2024, установленный Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ, составляет 8134,88 рублей. Повышение ФВ лицам, достигшим возраста 80 лет в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 400-ФЗ составило 8134,88 рублей. Общий размер ФВ составил 16269,76 рублей.
Таким образом, размер пенсии к выплате на 01.06.2024 составляет — 34601,92 рублей (из них 16269,76 - фиксированная выплата к страховой пенсии + 18332,16 - страховая пенсия).
Размер страховой пенсии по старости по пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ производится следующим образом:
РП = 0, 70 * 1,2 * 1671,00 = 1403,64
ПК до 01.01.2002 = 1403,64 (РП) - 450 (БЧ на 2002)) * 126 месяцев (Т) = 120158,64 С учетом индексации расчетный пенсионный капитал (ПК до 01.01.2002) =
120158,64 * 5,61481655 составил = 674668,72 Учитываем в П сумму валоризации:
В соответствии с нормами статьи 30.1 Закона № 173-ФЗ осуществлена валоризация величины РПК ЗЛ = 674668,72 (ПК до 01.01.2002) * 0,42 (коэффициент валоризации (1 % за каждый полный год «советского» стажа до 01.01.1991 и 10 % за трудовой стаж до 01.01.2002) = 283360,86
П = (674668,72 ПК до 01.01.2002) + 283360,86 (сумма валоризации) / 126 + 453,42 (ПК2)(прирост за счет страховых взносов) = 8056,83 ИПК назначения страховой пенсии:
ИПК (капитал + до 2015) = 8056,83/64,10 = 125,692
Сумма страховой пенсии = 125,692 * 133,05 = 16723,26 рублей.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по состоянию на 01.01.2024, установленный Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ, составляет 8134,88 рублей. Повышение ФВ лицам, достигшим возраста 80 лет в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 400-ФЗ составило 8134,88 рублей. Общий размер ФВ составил 16269,76 рублей.
Размер пенсии, рассчитанный по пункту 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, к выплате на 01.06.2024 составляет — 32993,08 рублей (из них 16269,76 - фиксированная выплата к страховой пенсии + 16723,32 - страховая пенсия).
Таким образом, расчет пенсии по пункту 9 статьи 30 Закона № 173-ФЗ является наиболее выгодным. В расчетах, предоставленных Баскаковым А.В., допущена ошибка в части исчисления стажа работы для учета валоризации в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 30.1 Закона № 400-ФЗ, а именно, сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж до 31.12.1990:
Дата приема Дата увольнения вид стажа Продолжительность СТС
01.04.1956 15.02.1958 УЧЁБАТРС 0/0/0
21.02.1958 23.12.1958 РАБОТА 0/10/3
24.12.1958 01.10.1959 РАБОТА 0/9/8
06.10.1959 17.08.1962 СЛУЖПРИЗВ 2/10/12
28.08.1962 30.05.1964 РАБОТА 1/9/3
09.07.1964 30.01.1965 СПИСОК 1 0/6/22
31.01.1965 29.08.1965 СПИСОК 1 0/6/29
30.08.1965 10.01.1980 СПИСОК 1 14/4/11
11.01.1980 03.08.1982 СПИСОК 1 2/6/23
02.09.1982 25.12.1984 СПИСОК 1 2/3/24
26.12.1984 31.12.1990 СПИСОК 1 6/0/6
На основании изложенного, при расчете размера валоризации по пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ следует считать стаж 32 года 7 месяцев 21 день, что соответствует 42%, а по пункту 9 статьи 30 Закона № 173-ФЗ — 26 лет 4 месяца 25 дней, что соответствует 36%. Таким образом, расчет размера пенсии истцом исчислен по нормам не соответствующим пенсионному законодательству. В связи с вышеизложенным, ответчик считает, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального обеспечения. Государственные пенсии в силу статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель, исходя из конституционных требований, руководствуясь принципами социального государства, равенства и справедливости, вправе закрепить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая введение для некоторых категорий граждан льготных условий пенсионного обеспечения в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность. Такое регулирование должно обеспечивать учет и оценку - с опорой на обоснованные критерии - особых условий труда, неблагоприятных факторов и особенностей трудового процесса, которые положены в основу предоставления права на льготное пенсионное обеспечение, а также должно гарантировать реализацию этого права.
До 1 января 2002 г. правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На основании статьи 16 данного Закона пенсия устанавливалась в размере 55 процентов заработка (раздел VII Закона) и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 10, 11 и 12 Закона).
При назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона увеличение ее размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии. Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка.
Согласно части 1 статьи 17 указанного Закона Российской Федерации N 340-1 минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда.
Размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.
Статьей 18 указанного Закона Российской Федерации N 340-1 было предусмотрено, что максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии (часть первая статьи 17 Закона), а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах (пункт "а" статьи 12 Закона), - трех с половиной размеров.
Статьей 7 того же Закона предусматривалась индексация пенсии не реже одного раза в три месяца или компенсация в связи с повышением стоимости жизни.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", вступивший в силу с 01 февраля 1998 года, определил в Законе от 20 ноября 1990 года N 340-1 два самостоятельных порядка определения размера пенсии при назначении и перерасчете пенсий.
Был сохранен действующий порядок и введен новый порядок с применением индивидуального коэффициента пенсионера.
Статьей 1 указанного Федерального закона устанавливалось, что государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в связи с ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 г.) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 1 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона N 173-ФЗ, имея в виду следующее: расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 названной статьи; в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
При этом территориальные органы ПФР обязаны осуществлять выбор наиболее выгодного для пенсионера порядка определения размера индивидуального пенсионного коэффициента.
Исходя из изложенного, трудовая (страховая) пенсия по старости является индивидуализированной выплатой, компенсирующей застрахованному лицу предполагаемую утрату его заработной платы, иных выплат и вознаграждений в связи с наступлением такого страхового случая, как нетрудоспособность вследствие старости. Соответственно, размер трудовой (страховой) пенсии по старости должен определяться с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению данной пенсии.
Из материалов дела следует, что с 28.04.1990 Баскакову А.В. установлена пенсия по старости по Списку №1 по законодательству Украины. С 01.03.2005 произведена постановка истца на учет и назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому установлено право на досрочное назначение трудовой пенсии мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 календарных лет на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Общий трудовой стаж Баскакова А.В. на дату назначения пенсии, исчисленный в целях конвертации пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 в календарном порядке составил 32 лет 7 месяцев 21 день, с учетом льготного стажа 26 лет, стажевый коэффициент - 0,70 по п. 3 ст. 30 ФЗ №173 и 0,75 по п. 9 ст. 30 ФЗ №173.
04.03.2024 году истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете трудового стажа.
21.03.2024 было отказано в перерасчете трудового стажа и размера трудовой пенсии, в связи с тем, что перерасчет размера трудовой пенсии по старости с изменением варианта валоризации с п. 9 ст. 30 на п. 3 ст.30 ФЗ №173, приведет к уменьшению размера пенсии.
При таких обстоятельствах, проверяя расчет размера пенсии Баскакова А.В. суд исходит из следующего.
Статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ закреплено несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года, что позволяет указанным лицам выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии, и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав.
В случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названной выше статье.
Указанные положения пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ устанавливают календарный порядок исчисления общего трудового стажа, при этом расчетный размер пенсии не подлежит ограничению.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
На основании части 3 статьи 30 указанного Закона расчетный размер трудовой пенсии по старости при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрен дифференцированный подход при расчете пенсии с предоставлением права выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу. При этом в указанных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами.
Пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи с применением вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Из разъяснений, приведенных в подпункте 7 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 года у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 ФЗ-173).
В соответствии с подпунктом первым пункта первого статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (55 лет для женщин), следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Таким образом, при расчета пенсии истца по п. 9 ст. 30 ФЗ №173, в расчет вместо общего трудового стажа истца применен его стаж на соответствующих видах работ, и с учетом льготного стажа 26 лет и стажевого коэффициента - 0,75 (максимальный) и процента валоризации 36 % (стаж до 1991 года 26 лет +10 %), размер пенсии составляет 34601,92 руб.
При расчете пенсии истца по п. 3 ст. 30 ФЗ №173 в расчет применен стажевый коэффициент - 0,70 (35 лет 10 мес. 5 дней при требуемом 20 лет), процент валоризации 42 % (стаж до 1991 года 32 года +10%), и размер пенсии составляет 32 993,08 руб.
Таким образом, проводя сравнительный анализ размера государственной пенсии по страховой пенсии, рассчитанной по пункту 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и рассчитанной по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, суд исходит их того, что размер пенсии истца с применением пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ составляет 32 993,08 руб., тогда как размер пенсии с применением пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ составляет 34601,92 руб., и приходит к выводу, что страховая пенсия по старости рассчитана Баскакову А.В. ответчиком по наиболее выгодному для него варианту в соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", также ответчиком истцу произведен перерасчет пенсии с учетом прохождения военной службы по призыву.
При расчете пенсии ответчиком были соблюдены нормы законодательства на момент выхода истца на пенсию и действующего законодательства, согласно пенсионного дела истец вышел на пенсию с 01.03.2005 (в Российской Федерации) в соответствии с пунктом пп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому установлено право на досрочное назначение трудовой пенсии мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 календарных лет на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Проверяя доводы истца и представленное пенсионное дело Баскакова А.В., расчет размера пенсии, представленный ответчиком, и представленный истцом, суд приходит к выводу, что неправильного назначения размера пенсии ответчиком не допущено, размер пенсии был назначен истцу согласно требованиям действующего на момент ее назначения законодательства, и в дальнейшем размер индексировался с учетом требований закона. Представленный истцом расчет пенсии, не может быть принят судом, поскольку не соответствует действующему законодательству, истцом неверно произведен расчет пенсии по старости, а также применен неверный процент валоризации.
Представленный расчет пенсии истца суд признает соответствующим пенсионному законодательству.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанности произвести истцу перерасчет трудовой пенсии по старости со всеми коэффициентами с учётом индексации и валоризации без учета применения специального стажа по «Списку №1», исходя из представленного расчета, начиная с 01.01.2022 по дату вынесении решения суда, у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Баскакова Анатолия Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о перерасчете пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд.
Председательствующий О.К. Шеходанова
Мотивированный текст решения суда составлен 05.11.2024.