Дело № 2а-2005/2020
УИД: 21RS0016-01-2020-002673-83
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2021 года п. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Кудряшовой Р.Г.,
при секретаре судебного заседания Семеновой А.А.,
с участием: помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Бельской А.А.,
административного ответчика – осужденного Майорова А.И., участвовавшего в рассмотрении дела путем использования систем видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения Исправительная колония №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии к Майорову Александру Ивановичу, освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л :
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» (далее ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Майорова А.И., освобождаемого из мест лишения свободы.
В обоснование заявленных требований указало, что Майоров А.И. отбывает наказание по приговору Козловского районного суда Чувашской Республики от 2 ноября 2020 года за преступление, предусмотренное ч.2 ст.314.1 УК РФ, совершенное в период административного надзора, в связи с чем просило установить в отношении него административный надзор сроком на 6 лет и возложить административные ограничения в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов вечера до 06 часов утра следующего дня; запрета пребывания в организациях общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции и имеющих зал обслуживания посетителей.
В судебное заседание представитель административного истца ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Майоров А.И. в судебном заседании исковые требования не признал, вместе с тем просил сократить срок административного надзора, считая его завышенным, а также сократить количество явок в орган внутренних дел для регистрации и не устанавливать другие административные ограничения, указанные в иске, ссылаясь на то, что административные ограничения создадут препятствия для реализации его трудовых и личных прав.
Помощник прокурора Бельская А.А. в заключении полагала возможным удовлетворить административный иск, поскольку он основан на требованиях Федерального закона об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи).
Как следует из материалов дела, решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 11 сентября 2019 года в отношении Майорова А.И., подлежащего освобождению из мест лишения свободы по отбытию наказания по приговору Козловского районного суда Чувашской Республики от 3 июля 2019 года за совершение преступления в период нахождения под административным надзором, за которое был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ был установлен административный надзор на срок 3 года с административными ограничениями: являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц для регистрации; запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов следующего дня.
Решением Козловского районного суда Чувашской Республики от 8 июня 2020 года в отношении Майорова А.И. установлено дополнительное ограничение в виде запрета пребывания в заведениях, где реализуется алкогольная продукция в розлив.
В период нахождения под административным надзором, который исчислялся с 28 ноября 2019 года, Майоров А.И. умышленно, неоднократно не соблюдал административные ограничения, установленные ему судом, а также совершил административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность, за что был осужден приговором Козловского районного суда Чувашской Республики от 2 ноября 2020 года по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ к 4 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Конец срока отбывания Майоровым А.И. наказания истекает 1 марта 2021 года.
Таким образом, Майоров А.И. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенные судимости за совершение в период нахождения под административным надзором преступлений, за которые осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, то есть относится к числу лиц, в отношении которых в силу п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ должен быть установлен административный надзор.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п.3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Предусмотренное ч. 2 ст. 314.1 УК РФ преступление относится к категории небольшой тяжести, судимость за которое погашается в соответствии с п. «в» ч. 3 ст.86 УК РФ по истечении трех лет после отбытия наказания.
Решая вопрос об установлении Майорову А.И. конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1, п.п.1.2 ч.2 ст.4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории.
В силу требований статей 1, 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установление административного надзора, а также связанных с этим временных ограничений прав и свобод лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость (поднадзорных лиц), являются целью и задачами указанного закона, направленными на предупреждение совершения поднадзорными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, и согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в связи с чем рассматриваться как ущемляющие права и законные интересы поднадзорных лиц не могут.
Из представленных материалов, личного дела осуждённого усматривается, что осужденный Майоров А.И. отбывает срок уголовного наказания в ФКУ ИК-6 с 15 декабря 2020 года, характеризуется отрицательно. Содержится в обычных условиях отбывания наказания, на профилактическом учете не состоит. Трудоустроен швеей. За время отбывания наказания в местах лишения свободы поощрений не имеет. Имеет 4 взыскания, которые в настоящее время не сняты в виде поощрения и не погашены по истечению срока давности. Мероприятия воспитательного характера, общие собрания осужденных посещает под контролем сотрудников администрации, однако из индивидуально-профилактических бесед правильные и должные выводы для себя не делает. В общественной жизни отряда и кружковой работе участия не принимает. Связь с родными и близкими не поддерживает. Вину в совершенном преступлении в суде признал.
Принимая во внимание обстоятельства совершения Майоровым А.И. преступления, имеющиеся сведения, характеризующие административного ответчика, его поведение как до совершения преступления, так и в период отбывания наказания, психологическую характеристику, суд считает необходимым установить в отношении Майорова А.И. административный надзор на срок 3 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, поскольку срок административного надзора в настоящем случае, согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ, исчисляется со дня постановки поднадзорного лица на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения, с возложением административных ограничений: являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения один раз в месяц для регистрации; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов вечера до 06 часов утра следующего дня.
Вместе с тем, суд считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении требования об установлении в отношении Майорова А.И. административного ограничения в виде запрета пребывания в организациях общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции и имеющих зал обслуживания посетителей, поскольку необходимости установления поднадзорному лицу данного вида ограничения из представленных суду материалов не усматривается.
Исходя из обстоятельств дела и степени опасности совершенного Майоровым А.И. преступления против правосудия, данных о личности Майорова А.И., неоднократно привлекавшегося в период нахождения под административным надзором, к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ, а также по ст.20.20 и ст. 20.21 КоАП РФ, установление в отношении него административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов вечера до 06 часов утра следующего дня, является целесообразным. При установлении вышеназванных административных ограничений суд также учитывает объем ограничений, установленных Майорову А.И. при административном надзоре ранее, которых оказалось недостаточно для предупреждения совершения им новых противоправных деяний.
Выбранные административные ограничения направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения. Назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи. Кроме того, ст. 12 Федерального закона предусмотрен механизм исполнения избранных Майорову А.И. ограничений, в том числе при решении вопросов о его трудоустройстве.
При этом, суд считает необходимым отметить, что в силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Таким образом, при выполнении установленных законом условий Майоров А.И. вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии к Майорову Александру Ивановичу, освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить в отношении Майорова Александра Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, административный надзор на срок 3 (три) года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Козловского районного суда Чувашской Республики от 2 ноября 2020 года.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В период административного надзора установить Майорову А.И. административные ограничения:
- являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения один раз в месяц для регистрации;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов вечера до 06 часов утра следующего дня.
В удовлетворении административного искового заявления в части установления Майорову А.И. административного ограничения в виде запрета пребывания в организациях общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции и имеющих зал обслуживания посетителей, отказать.
Разъяснить Майорову А.И., что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.
Предупредить Майорова А.И., в случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия судом решения через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение составлено 15 января 2021 года.
Председательствующий: судья Р.Г. Кудряшова