Дело №2-1144/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2018 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи

Ж.В. Афанасьевой,

при секретаре

О.А. Крутиковой,

с участием

помощника Оренбургского транспортного прокурора

В.В. Бессоновой,

представителя ответчика

Ю.Н. Кофановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Оренбургского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к государственному унитарному предприятию Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» о признании бездействия по невыполнению мер к внесению изменений в план транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Аэропорт г. Оренбурга» незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Оренбургский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с иском к ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург», указав в обосновании, что в марте 2018 года проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург».

Установлено, что субъектом транспортной инфраструктуры не приняты меры для проведения дополнительной оценки уязвимости аэропорта в соответствии с приказом № 87 и требованиями Приказа № 227.

Планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург», утвержденным 29.06.2012 г., не предусмотрено наличие таких технических средств, как химическая аппаратура, наличие которой предусмотрено положениями Приказа № 227.

Неисполнение требований законодательства о транспортной безопасности ставит под угрозу устойчивое и безопасное функционирование объекта транспортной инфраструктуры, чем затрагиваются интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Впоследствии исковые требования изменил, окончательно просил признать незаконным бездействие ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» по непринятию мер к внесению изменений в план транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Аэропорт г. Оренбурга» и возложить обязанность на ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» внести изменения в план транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Аэропорт г. Оренбурга».

В судебном заседании помощник Оренбургского транспортного прокурора Бессонова В.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Кофанова Ю.Н. в судебном заседании возражала против исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве, представленном в суд. Пояснила, что наличие досмотрового оборудования в Аэропорту г. Оренбурга соответствует требованиям законодательства о транспортной безопасности, оснований для проведения дополнительной оценки уязвимости и разработки дополнительного плана обеспечения транспортной безопасности не имеется, что подтверждается письмом контролирующего органа – УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора.

Представители третьих лиц– УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора и Федерального агентства воздушного транспорта в судебное заседание не явились – извещены надлежащим образом о времени и месте его проведения.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что помощником Оренбургского транспортного прокурора Бессоновой В.В. в исполнение плана работы Уральской транспортной прокуратуры на первое полугодие 2018 года проведена проверка исполнений требований законодательства о транспортной безопасности в ГУП Оренбургской области «Аэропорт «Оренбург», результаты которой отражены в акте от 26.03.2018 года, в котором среди прочего указано, что какие-либо меры для проведения дополнительной оценкиуязвимости Аэропорта субъектом транспортной инфраструктуры, в соответствии с вновь вступившими в силу с 23.07.2015 г. требованиями Приказа № 227, не приняты и не принимаются; планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург», утвержденным 29.06.2012, не предусмотрено наличие таких технических средств, как химическая аппаратура, предусмотренная положениями Приказа № 227.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" – далее Федеральный закон от 09.02.2007 №16-ФЗ).

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: 1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; 2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; 3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; 4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; 5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; 6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;7) подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; 8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности; 9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности; 10) сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности (ч. 2 ст. 2 указанного Федерального закона).

В соответствии ч. 1 и ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

Согласно ч. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности. (части 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ).

Порядок, проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" (Зарегистрирован в Минюсте России 21.05.2010 N 17321) (далее - Порядок), в соответствии с которым оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее - оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В случаях, определенных требованиями по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, утвержденными в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", в установленные данными требованиями сроки проводится дополнительная оценка уязвимости. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, и (или) потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в трехмесячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений. (пункт 9 Порядок).

Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта (далее - объекты транспортной инфраструктуры) и транспортных средств воздушного транспорта (далее - транспортные средства) утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 N 886 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта" (далее – Требования).

В соответствии с п. п. 18 и 19 п. 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня вступления в силу таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры категории или изменению утвержденного плана обеспечения безопасности объекта, обеспечивается проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев со дня вступления в силу таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекта транспортной инфраструктуры. При переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права его использования на ином законном основании обеспечивается проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление в Федеральное агентство воздушного транспорта на утверждение ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и согласии субъекта транспортной инфраструктуры с утвержденными результатами ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры субъект транспортной инфраструктуры обеспечивает внесение изменений в утвержденные результаты ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся смены субъекта транспортной инфраструктуры); обеспечить внесение изменений в план обеспечения безопасности объекта, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, и их представление на утверждение в Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.

Из анализа вышеприведенных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере обеспечения транспортной безопасности со стороны субъекта транспортной инфраструктуры – ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург», следует, что обязанность по обеспечению проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и внесению изменений в план обеспечения безопасности объекта, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры возникает в случаях, установленных вТребованиях, то есть при изменений положений данных Требований, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства либо при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры категории или изменению утвержденного плана обеспечения безопасности объекта.

В материалах дела имеется утвержденный 29.06.2012 года Росавиацией (Федеральным агентством воздушного транспорта) план обеспечения транспортный безопасности аэропорта Оренбург, категория объекта 2.

Оренбургским транспортным прокурором не представлено доказательств того, что произошли изменения конструктивных, технических и технологических характеристик аэропорта г. Оренбурга, приведших к изменению его категории. Кроме того, Оренбургским транспортным прокурором не указаны, какие изменения в вышеуказанных Требованиях, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства повлекли необходимость в проведении дополнительной оценки уязвимости.

Доводы истца –Оренбургского транспортного прокурора о том, что пунктом 48 Приказа Минтранса России от 23.07.2015 N 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2016 N 41529), на субъекта транспортной инфраструктуры – ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» возложена обязанность по использованию химической аппаратуры, основаны на неверном толковании указанной нормы права.

Так, пунктом 48 Правил установлено, что при проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в соответствии с Требованиями, в случаях определенных планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, используются рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть (далее - средства досмотра).

Таким образом, в данном пункте не содержится исчерпывающего перечня оборудования, которое может быть использовано при проведении досмотров (дополнительных и повторных), основная и конечная цель их использования – это возможность обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.

Из вышеуказанных норм следует, что объект транспортной инфраструктуры должен быть обеспечен оборудованием, позволяющим обеспечить обнаружение взрывчатых веществ.

Стороной ответчика представлены доказательства того, что на территории аэропорта г. Оренбурга при досмотрах применяются газоанализатор взрывчатых веществ Пилот-М и переносной детектор следов химических веществ SABRE 4000, технические характеристики которых позволяют обнаружить пары взрывчатых и химических веществ.

Отсутствие в необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости и разработчики дополнительного плана обеспечения транспортной безопасности ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» также подтверждается ответом территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор за обеспечением транспортной безопасности – УГАН НОТБ ПФО РОСТРАНСНАДЗОРА №5-2947 от 24.07.2018г., представленного в материалы дела.

Из указанного ответа следует, что наличие досмотрового оборудования в ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт Оренбург» в соответствии с требованиями п. 84 Приказа Минтранса России №227 соответствует требованиям законодательства о транспортной безопасности.

Более того, вступившим в законную силу решением Оренбургского районного суда оренбургской области от 06.04.2018 года отказано в иске Оренбургского транспортного прокурора к ГУП «Международный аэропорт Оренбург» о возложении обязанности обеспечить наличие газоаналитической и химической аппаратуры, обеспечивающей обнаружение взрывчатых веществ. При этом суд исходил из того, что ответчик оснащен необходимой аппаратурой для обнаружения взрывчатых веществ и осуществление ответчиком безопасности в воздушной сфере подтверждена представленными доказательствами.

Кроме того предъявляя исковые требования Оренбургский транспортный прокурор не указал какие именно изменения должны быть внесены ответчиком в план транспортной безопасности и каким образом внесение указанных изменений может повлиять на обеспечение безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Таким образом, учитывая, что отсутствуют доказательства не исполнения или ненадлежащего исполнения ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» требований законодательства о транспортной безопасности, ввиду отсутствия, предусмотренной действующим законодательством, необходимости в проведении дополнительной оценки уязвимости ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург», и соответственно, в отсутствии необходимости внесения изменений в план транспортной безопасности аэропорта, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Оренбургского транспортного прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.09.2018 ░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

2-1144/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Оренбургский транспортный прокурор
Ответчики
ГУП Оренбургской области "Аэропорт Оренбург"
Другие
УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора
Федеральное агенство воздушного транспорта
Суд
Оренбургский районный суд Оренбургской области
Дело на сайте суда
orenburgsky.orb.sudrf.ru
09.04.2018Передача материалов судье
09.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2018Судебное заседание
01.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.05.2020Передача материалов судье
01.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.05.2020Дело оформлено
01.05.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее