УИД 09RS0002-01-2024-000825-40
Дело № 2-917/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(заочное)
17 октября 2024 года город Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего – судьи Айбазовой И.Ю.,
при секретаре судебного заседания – Акбаевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к ФИО2 о включении в наследственную массу и признании права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО4 обратилась в суд с иском к ФИО2 о включении в наследственную массу и признании права собственности на недвижимое имущество.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что (дата обезличена) умер супруг ФИО4 – ФИО3. На дату открытия наследства истец являлся и является единственным наследником по закону первой очереди, который претендует на наследственное имущество. Завещание её супругом не составлялось. Другие наследники не претендуют и не возражают, против оформления наследственных прав на её имя. 21 ноября 2007 года она вступила в наследство, и ей было выдано свидетельство о праве собственности по закону. Однако, после его смерти она обнаружила документы на имущество, принадлежащее супругу на постройку -нежилая пристройка к гаражу узла связи - площадью 24 кв.м., а по наружному обводу 55,1 кв.м., расположенная по адресу: КЧР, (адрес обезличен ), северная сторона почты. Данное имущество принадлежало супругу на основании договора купли-продажи от 30 декабря 1994 года. На основании вышеизложенного истец просит суд включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО3, постройку-нежилую пристройку к гаражу узла связи – площадью 24 кв.м., а по наружному обводу - 55,1 кв.м., расположенную по адресу: КЧР, (адрес обезличен ), северная сторона почты; признать за истцом, право собственности в порядке наследования на постройку-нежилую пристройку к гаражу узла связи – площадью 24 кв.м., расположенную по адресу: КЧР, (адрес обезличен ), северная сторона почты.
Истец ФИО4 надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явилась, однако от неё в суд поступило заявление о рассмотрении гражданского дела по существу в её отсутствие.
Ответчик ФИО2 будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явился, не известил суд о причинах неявки.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования: АО «Почта России», ПАО «Ростелеком», ОАО «Южная телекоммуникационная компания», Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились и о причине своей неявки суд не известили.
Корреспонденция в порядке подготовки дела к судебному разбирательству и судебные извещения, направленные ответчику заказной почтовой корреспонденцией разряда «судебное» по адресу, указанному в исковом заявлении и являющемуся на момент производства по делу адресом пребывания ответчика на регистрационном учете по месту жительства, возвращены в суд с отметкой «истек срок хранения».
В соответствии с нормами части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Пленум Верхового Суда Российской Федерации в пункте 67 Постановления № 25 от 23 июня 2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
В пункте 68 Постановления № 25 от 23 июня 2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» Пленум Верхового Суда Российской Федерации разъяснил, что статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
В соответствии с нормами части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Содержание принципа состязательности сторон, установленного нормами статьи 56 ГПК РФ, определяет положение, согласно которому стороны сами обязаны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, при этом, от самих сторон зависит, участвовать ли им в состязательном процессе или нет, представлять ли доказательства в обоснование своих требований и возражений, а также в опровержение обстоятельств, указанных другой стороной, являться ли в судебные заседания.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
С учетом совокупности вышеизложенного, на основании статьи 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке заочного производства.
Суд, изучив материалы гражданского дела, оценивая в совокупности все представленные доказательства, признает иск ФИО4 обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим правовым и фактическим основаниям.
Статья 11 ГПК РФ предусматривает, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, Конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
Согласно части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение.
Судом установлено, что ФИО3, (дата обезличена) года рождения умер (дата обезличена), что подтверждается свидетельством о смерти (номер обезличен), выданным отделом записи актов гражданского состояния администрации Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (дата обезличена).
Из представленного свидетельства о браке, выданного 12 февраля 1970 года Эльтаркачским сельским (адрес обезличен ), судом установлено, что ФИО3 и ФИО4 вступили в брак (дата обезличена), о чем в книге регистрации актов гражданского состояния о браке была произведена запись за (номер обезличен) от 12 февраля 1970 года и жене присвоена фамилия ФИО8.
В соответствии с нормами части 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Таким образом, судом установлено, что истец ФИО4, приходится супругой ФИО3, умершему (дата обезличена), в соответствии с вышеприведенной нормой части 1 статьи 1142 ГК РФ является наследником первой очереди по закону наследодателя ФИО3
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что (дата обезличена) между ФИО2 и ФИО3 - главой крестьянского хозяйства «Боташ-2», содержащий подсобное хозяйство Усть-Джегутинского РУФПС, был заключен договор купли-продажи сарая с подвалом площадью 24 кв.м., построенный как пристройка к гаражу узла связи по цене 500 000 рублей. Указанную сумму денег ФИО2 получил, а ФИО3 принял объект. Указанный договор купли-продажи был заверен подписью и печатью Усть-Джегутинского почтового узла связи.
Истец ФИО4 обратилась по поводу оформления наследственных прав в отношении указанного помещения к нотариусу, но ей было отказано в совершении нотариального действия в виду того, что право собственности на объект недвижимости - (нежилое помещение) не было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Из содержания искового заявления, судом установлено, что по заявлению ФИО4. о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону и оформлению наследственных прав на движимое и недвижимое имущество после смерти ФИО3, умершего (дата обезличена), заведено наследственное дело (номер обезличен).
Судом установлено, что ФИО4 является единственным наследником, претендующим на наследство, в виду чего ей были выданы свидетельства о праве на наследство по закону на имущество: 1) земельный участок мерою 600 кв.м., находящегося по адресу: КЧР, (адрес обезличен ) а; 2) земельный участок мерою 5 875 га, расположенного по адресу: КЧР, (адрес обезличен ), ориентир РФП на землях совхоза «Горный»; 3) домовладение, расположенное по адресу: КЧР, (адрес обезличен ), а. Эльтаркач, (адрес обезличен ); 4) земельный участок (пай) мерою 5,03 га в ЗАО Эльтаркач, (адрес обезличен ), КЧР; 5) земельный участок (пай) мерою 5,03 га в ЗАО Эльтаркач, (адрес обезличен ), КЧР; 6) на денежный вклад;
Из искового заявления следует, что истец обратился к нотариусу о включении в наследственную массу нежилого помещения, но поскольку отсутствовали правоустанавливающие документы, ей рекомендовано было обратиться в суд для разрешения данного вопроса.
Судом установлено, что согласно договору купли-продажи от (дата обезличена), заключенному между ФИО2 и ФИО3 - главой крестьянского хозяйства «Боташ-2», содержащий подсобное хозяйство Усть-Джегутинского РУФПС, продавец продал, а покупатель купил по цене 500 000 рублей и принял сарай с подвалом площадью 24 кв.м., построенный как пристройка к гаражу узла связи. Указанную сумму денег ФИО2 получил, а ФИО3 принял объект. Указанный договор купли-продажи был заверен подписью и печатью Усть-Джегутинского почтового узла связи.
Таким образом, суд считает установленным тот факт, что ФИО3 на праве собственности принадлежала спорная пристройка к гаражу.
Судом также установлено, что принадлежность ФИО3 спорной постройки-нежилой пристройки к гаражу узла связи – площадью 24 кв.м., а по наружному обводу - 55,1 кв.м., расположенной по адресу: КЧР, (адрес обезличен ), северная сторона почты, в настоящее время никем, в том числе ответчиком и третьими лицами не оспаривалось и не оспаривается.
В силу статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статьей 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со статьей 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять (пункт 1).
Пунктом 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентировано, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Наследник считается принявшим наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, может выступать вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания).
Обращаясь в суд с иском о признании права собственности на земельный участок, истец ФИО4 подтвердила, что приняла наследство после смерти супруга, совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Согласно представленным доказательствам следует, что истец ФИО4 совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, а именно, вступила во владение спорным недвижимым имуществом, путем обращения к нотариусу, приняла меры по сохранению наследственного имущества.
Согласно ч. 1 статьи 17 ФЗ-122 от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты (п. 5). Государственная регистрация на основании решений суда, вступивших в законную силу, осуществляется согласно ст. 58 ФЗ-218 от 13.07.2015.
Суд исковые требования истца рассмотрел и разрешил по представленным доказательствам, проанализировав и оценив их в совокупности, не нарушив и не ограничив при этом право сторон на представление доказательств.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4 к ФИО2 о включении в наследственную массу и признании права собственности на недвижимое имущество – удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО3: постройку-нежилую пристройку к гаражу узла связи – площадью 24 кв.м., расположенного по адресу: КЧР, (адрес обезличен ), северная сторона почты.
Признать за ФИО4, родившейся (дата обезличена) в (адрес обезличен ), право собственности в порядке наследования на постройку-нежилую пристройку к гаражу узла связи – площадью 24 кв.м., расположенного по адресу: КЧР, (адрес обезличен ), северная сторона почты.
Решение является основанием для регистрации права собственности на: постройку-нежилую пристройку к гаражу узла связи – площадью 24 кв.м., расположенного по адресу: КЧР, (адрес обезличен ), северная сторона почты за ФИО4, родившейся (дата обезличена) в (адрес обезличен ), зарегистрированной по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен ), по её заявлению.
Ответчик вправе подать в Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 (семи) дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Резолютивная часть заочного решения отпечатана в совещательной комнате на компьютере в единственном экземпляре 17 октября 2024 года.
Мотивированное решение изготовлено на компьютере в единственном экземпляре 31 октября 2024 года.
Председательствующий - судья И.Ю. Айбазова