Дело № 2-2255/2023
УИД 04RS0007-01-2021-003447-37
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2023 года г. Улан-Удэ
Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия Баторова Д.А., при секретаре Дашиянжибон Э.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску
Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора к Антохину Роману Алексеевичу о понуждении к восстановлению отопительных приборов,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора (далее - Госстройжилнадзор) просит обязать ответчика восстановить отопительные приборы в жилом помещении ... расположенном по адрес: <адрес> количестве 3 шт. Иск мотивирован тем, ПАО «ТГК-14» является единой теплоснабжающей организацией г. Улан-Удэ, осуществляет функции по производству и снабжению населения г. Улан-Удэ отоплением, в том числе и многоквартирный жилой <адрес> (далее - МКД), в котором расположено жилое помещение ответчика. В ходе обследования жилого помещения ответчика обнаружено, что отопительные приборы в нем демонтированы. В результате незаконного демонтажа отопительных приборов нарушается работа всей присоединенной системы, ответчик не исполняет обязательства, предусмотренные п.1 ст.539 ГК РФ.
Определением суда от 04.04.2023 к участию в дело в качестве третьего лица привлечено ООО «Паритет-Плюс».
Представитель истца Госстройжилнадзора Юсудуров Е.А., действующий на основании доверенности от 04.04.2023 в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске и дополнениях к нему (л.д.3-4, 34-37).
Ответчик Антохин, его представитель Балсукова Е.П., действующая на основании доверенности от 24.07.2022 в судебное заседание не явились, о рассмотрении извещены надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка от 11.05.2023 (л.д.78), о рассмотрении в свое отсутствие не заявляли, представили письменные возражения, в которых указывали, что у истца отсутствуют полномочия на предъявление иска, не представлена проектная документация на отопление помещения ответчика в МКД, в соответствии с которой требуют обязать ответчика восстановить радиаторы отопления. П. 3.16 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утв. Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 предусматривает, что в технический паспорт жилого помещения не вносятся сведения о местоположении и о наличии отопительных приборов, находящихся в жилом помещении: трубопроводы холодной и горячей воды, канализации, отопления, газа и т.п., а также радиаторы центрального отопления на поэтажных планах не показываются. Судебный акт, обязывающий ответчика исполнить требование при отсутствии у этого лица проекта, в т.ч. по причине того, что такого проекта никогда не было, не может обладать признаками исполнимости, что не соответствует части 2 статьи 13 ГПК РФ и может создать угрозу необоснованного привлечения лица к ответственности за его неисполнение. Также указывает, что ответчик не производил демонтаж отопительных приборов и самовольное отключение отопления. При этом, не требуется для демонтажа и замены радиаторов и разработка какого-либо проекта и демонтаж не относится к переоборудованию или перепланировке. Просили обязать истца возместить компенсацию за фактическую потерю времени и моральный вред в размере 20000 руб. (л.д.70-74). Ранее в судебном заедании ответчик Антохин, его представитель Балсукова Е.П. возражали против удовлетворения иска по аналогичным доводам.
Представитель третьего лица ООО «Паритет-Плюс» в суд не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ООО «Паритет-Плюс» Жерлова И.Л., действующая на основании доверенности от 10.01.2023 суду пояснила, что жалоб от собственников жилых помещений МКД по факту отсутствия в квартире ответчика приборов отопления с момента управления домом не поступало. Однако поскольку будет установлен общедомовой прибор учета на МКД, то не может прогнозировать отсутствие претензий других сособственников жилых помещений.
Представитель третьего лица ПАО «ТГК-14» Чиркова Е.О., действующая на основании доверенности от 01.01.2023 не возражала против удовлетворения иска.
При таких данных и учитывая мнение представителя истца, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие ответчика, суд, исходя из требований п. 1 ст. 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Заслушав участников процесса, изучив письменные возражения ответчика, исследовав доводы иска и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно Ведомственным строительным нормам 53-86 (р), утвержденным Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 г. N 446, центральное отопление является инженерным оборудованием как всего дома в целом, так и жилого помещения, в частности. Элементами системы отопления являются магистрали, стояки, отопительные приборы, запорная арматура, калориферы. Само слово «система» предполагает взаимосвязанность и взаимозависимость элементов системы, поэтому демонтаж одного из элементов фактически означает демонтаж всей системы. Система центрального отопления не только греет воздух в жилом помещении, но частично передает тепло конструктивным, несущим и ограждающим элементам помещения (здания), предупреждая его ускоренное разрушение от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Жилое помещение, лишенное системы центрального отопления, утрачивает качественные квалифицирующие характеристики жилого помещения.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"(далее - Закон N 384-ФЗ) здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы при проживании и пребывании человека в здании или сооружении не возникало вредного воздействия на человека в результате физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий. Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивались безопасные условия для проживания и пребывания человека в зданиях и сооружениях по следующим показателям:
1) качество воздуха в производственных, жилых и иных помещениях зданий и сооружений и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений;
2) качество воды, используемой в качестве питьевой и для хозяйственно-бытовых нужд;
3) инсоляция и солнцезащита помещений жилых, общественных и производственных зданий;
4) естественное и искусственное освещение помещений;
5) защита от шума в помещениях жилых и общественных зданий и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений;
6) микроклимат помещений;
7) регулирование влажности на поверхности и внутри строительных конструкций;
8) уровень вибрации в помещениях жилых и общественных зданий и уровень технологической вибрации в рабочих зонах производственных зданий и сооружений;
Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Закона N 384-ФЗ в проектной документации лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, должны быть предусмотрены возможность безопасной эксплуатации проектируемого здания или сооружения. Проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения. (часть 10 статьи 15 Закона 384-ФЗ).
Пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами отопления.
Согласно ч.1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, за исполнением требований к порядку осуществления перепланировки и/или переустройства помещений контроль (надзор) осуществляется органами государственного жилищного надзора.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.3 ст. 20 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 № 460 предусмотрено, что Госстройжилнадзор является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим на территории Республики Бурятия функции регионального государственного жилищного надзора.
Подпунктами 1 и 15 Положения о Госстройжилнадзоре, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 № 460, к полномочиям Службы относится осуществление регионального государственного жилищного надзора за соблюдением установленных жилищным законодательством требований, а именно за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе жилых помещений, их использованием и содержанием, использованием и содержанием общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и определением его состава; за порядком осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 28 Общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1670 предусмотрено, что при осуществлении надзора проводятся контрольные (надзорные) мероприятия как с взаимодействием так и без него в виде инспекционного визита, документарной проверки, выездной проверки, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.
Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248).
Пунктом 1 части 2 ст. 31, ч.9 ст. 71, ч.4 ст. 76, ч.4 ст. 77 Федерального закона № 248 в отношении жилых помещений органами жилищного надзора осмотр на предмет незаконной планировки (переустройства) производиться не может, если это не предусмотрено федеральным законом о контроле.
Органами контроля (надзора) в целях устранения нарушения обязательных требований выдаются предписания, но в данном случае провести контрольно-надзорное мероприятие не представляется возможным в связи с отсутствием доступа в помещение (ст. 90 Федерального закона № 248).
В соответствии с частью 12 статьи 20 ЖК РФ органом государственного жилищного надзора возможно обращение в суд с понуждением к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Для данного обращения в суд необходимо установить исполнено либо не исполнено предписание.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 предусмотрено, что внеплановые проверки исполнения предписания проводятся по согласованию с прокуратурой только при наличии угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
В связи с чем, истец на основании пункта 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248 обратился в суд с настоящим иском к ответчику. На основании изложенного доводы стороны ответчика об отсутствии полномочий у Госстройжилнадзора для подачи искового заявления находит несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Жилищного кодекса РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) пepeпланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Для изменения режима использования общего имущества в соответствии с требованиями статей 36, 40 ЖК РФ и пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимо согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. В силу п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. По смыслу подп. "д" п. 2 и п. 6 названных Правил в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются обогревающие элементы системы отопления (радиаторы) и устройства системы отопления, которые обслуживают более одной квартиры. Находящиеся в квартирах радиаторы отопления, имеющие запирающие (отключающие) устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (в порядке ст. 26 ЖК РФ). В то же время при отсутствии у находящихся в квартире радиаторов запирающих устройств они входят в состав внутридомовой системы отопления и являются общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, так как предназначены для обслуживания более чем одного помещения.
Согласно п.35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, собственником квартиры по адресу: <адрес>50, является Антохин Р.А. (л.д.8).
ПАО «ТГК-14» является поставщиком тепловой энергии.
В данном доме имеется центральное отопление, что подтверждается техническим паспортом на МКД составленный по состоянию на 31.12.2009, тепловая энергия распределяется от ТЭЦ по всему дому по внутридомовой системе отопления, состоящей из стояков, обогревающих элементов, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Отключение подачи коммунальных услуг в индивидуальном жилом помещении невозможно без переустройства всей системы отопления.
В квартире Антохина Р.А. отсутствуют радиаторы отопления, которые, по словам ответчика и представителя Антохина Р.А., были демонтированы сотрудниками ПАО «ТГК-14» в 2016 году. С того времени по настоящий период обогрев жилого помещения производится за счет электрообогревателей. Стояки на кухне и в комнатах заизолированы, биметаллические радиаторы в трех комнатах отключены от теплоподачи, имеются перемычки, запорные арматуры, указанные обстоятельства стороной ответчика не отрицались.
Из апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 24.10.2022, определения Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.04.2023 следует, что в ванной комнате полотенцесушитель подключен от системы горячего водоснабжения, заизолирован теплоизоляцией.
Инспектором ПАО «ТГК-14» 17.11.2022 составлен акт №31276 в присутствии потребителя Антохина Р.А. (лицевой счет 514050) согласно которому зафиксировано отсутствие трех отопительных приборов (восстанавливать систему отопления отказываются) (л.д.6).
11.08.2022 ПАО «ТГК-14» в адрес ответчика было направлено уведомление о восстановлении системы отопления, с предложением о её восстановлении за счет ПАО «ТГК-14» (л.д.7).
Как указано истцом при подаче искового заявления, демонтаж системы отопления произведен в отсутствие на то разрешительных документов, без согласования с уполномоченным органом. В результате демонтажа нарушены гидравлический и тепловой режимы системы теплоснабжения здания, что негативно влияет на качество получения услуги отопления всех потребителей, а также на безопасность работы системы в целом.
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 7 мая 2015 г. № АКПИ15-198, действующее нормативное регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на индивидуальное отопление.
В ходе рассмотрения дела сторона ответчика ссылалась лишь на термоизоляцию системы центрального отопления. Сохранение магистральных трубопроводов теплоснабжения в квартире ответчика свидетельствует о том, что ответчик полностью не перешел на систему автономного внутриквартирного отопления.
Отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления. Собственник и пользователь отдельного помещения в любом случае не может быть освобожден от оплаты отопления на общедомовые нужды (пункт 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 за 2019 г., утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 г.).
Поскольку в квартире ответчика фактически произведено переустройство жилого помещения в отсутствие на то разрешительных документов и согласований с компетентными органами, отсутствует согласие всех собственников дома на такое переустройство, отказ ответчика по восстановлению системы отопления влияет на права потребителей на качество получения услуги отопления всех потребителей, проживающих в МКД, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В связи с чем, иные доводы ответчика не имеют правового значения для рассматриваемого спора.
Кроме того, доводы ответчика о необходимости взыскания с истца компенсации в его пользу за фактическую потерю времени на основании статьи 99 ГПК РФ, поскольку ответчик, заявляющий такое требование не представил доказательств, а суд не установил, обстоятельств которые свидетельствовали бы о недобросовестности истца заявившего неосновательный иск либо о его систематическом противодействии правильному и быстрому рассмотрению и разрешению дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199,235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Антохина Романа Алексеевича восстановить отопительные приборы в жилом помещении ..., расположенном по адресу: <адрес> количестве 3 штук.
Ответчик вправе подать в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Д.А. Баторова
Заочное решение в окончательной форме изготовлено 30.05.2023