№ 77-1365/2022
КАССАЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток 18 июля 2022 года
Девятый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Горенко В.А.,
при ведении протокола помощником судьи Хомяковой А.В.,
с участием
прокурора Скорика В.Н.,
адвоката Мельникова В.С.,
осужденного ФИО1,
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Приморского края Попова Д.И. на приговор Пожарского районного суда Приморского края от 1 декабря 2021 года и апелляционный приговор Приморского краевого суда от 24 марта 2022 года.
Изложив обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений и доводы кассационного представления, выступления прокурора, адвоката и осужденного, суд,
у с т а н о в и л:
по приговору Пожарского районного суда Приморского края от 1 декабря 2021 года
ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ранее судимый:
1). 18 июня 2013 года по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год;
2). 21 октября 2014 года по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 8 годам лишения свободы;
3). 8 июня 2016 года, с учетом изменений, внесенных апелляционным постановлением от 6 октября 2016 года, по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году 10 месяцам лишения свободы, в соответствии со ст. 70 УК РФ (приговор от 18 июня 2013 года) к 2 годам лишения свободы, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ (приговор от 21 октября 2014 года) к 8 годам 6 месяцам лишения свободы;
освобожден 8 октября 2019 года условно-досрочно на 2 года 9 месяцев 1 день, -
осужден по ст. 2641 УК РФ к 9 месяцам лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на 2 года 6 месяцев;
в соответствии со ст.ст. 70, 71 УК РФ по совокупности с приговором от 8 июня 2016 года окончательно назначено 1 год 8 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима;
взят под стражу в зале суда; произведен зачет в срок лишения свободы времени содержания под стражей в соответствии со ст. 72 УК РФ года;
дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на 2 года 6 месяцев постановлено исполнять самостоятельно.
Апелляционным приговором Приморского краевого суда от 24 марта 2022 года приговор отменен и вынесен новый, которым ФИО1 осужден по ст. 2641 УК РФ к 9 месяцам лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на 2 года 6 месяцев;
в соответствии со ст.ст. 70, 71 УК РФ по совокупности с приговором от 8 июня 2016 года окончательно назначено 1 год 8 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на 2 года 6 месяцев;
дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на 2 года 6 месяцев постановлено исполнять самостоятельно.
ФИО1 осужден за управление 28 марта 2021 года другим механическим транспортным средством в состоянии опьянения, будучи подвергнутым административному наказанию за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Преступление совершено в пгт. <адрес> при указанных в приговоре обстоятельствах.
Обвинительный приговор в отношении ФИО1 постановлен в порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ.
В кассационном представлении заместитель прокурора Приморского края Попов просит судебные решения отменить, в связи с неправильным применением уголовного закона.
Указывает на то, что при назначении ФИО1 наказания по правилам ст. 70 УК РФ, суд, в нарушение требований закона, назначил ему наказание, которое по своему размеру меньше неотбытой части наказания, на которую он освобожден условно-досрочно по предыдущему приговору.
Обращает внимание на неверное указание суда о самостоятельном исполнении дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, поскольку его действие распространяется на все время отбывания основного наказания, при этом срок дополнительного наказания исчисляется с момента отбытия основного.
Проверив уголовное дело, выслушав стороны, кассационный суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 40115 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
К таким нарушениям относится и неправильное применение уголовного закона при назначении наказания.
Из уголовного дела следует, что ФИО1 осужден по приговору от 8 июня 2016 года, с учетом изменений, внесенных апелляционным постановлением от 6 октября 2016 года, по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году 10 месяцам лишения свободы, в соответствии со ст. 70 УК РФ (приговор от 18 июня 2013 года) к 2 годам лишения свободы, в силу ч. 5 ст. 69 УК РФ (приговор от 21 октября 2014 года) к 8 годам 6 месяцам лишения свободы.
8 октября 2019 года на основании постановления суда от 26 сентября 2019 года освобожден условно-досрочно на 2 года 9 месяцев 1 день.
В соответствии с ч. 4 ст. 70 УК РФ окончательное наказание по совокупности приговоров должно быть больше как наказания за вновь совершенное преступление, так и неотбытой части наказания по предыдущему приговору.
Согласно разъяснениям, содержащимися в п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», неотбытым наказанием следует считать срок, на который осужденный был фактически условно-досрочно освобожден от дальнейшего отбывания наказания.
Поскольку за вновь совершенное преступление ФИО1 судом назначено 9 месяцев лишения свободы, а неотбытое наказание по приговору от 8 июня 2016 года составляло 2 года 9 месяцев 1 день лишения свободы, то по правилам ст. 70 УК РФ, суд не мог ему назначить окончательно наказание в виде 1 года 8 месяцев лишения свободы.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 47 УК Российской Федерации в случае назначения лишения права заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.
В силу ч. 2 ст. 36 УИК Российской Федерации его срок исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения.
Однако, судом в нарушение требований закона указано о самостоятельном исполнении дополнительного наказания.
Годичный срок, в течение которого допускается пересмотр в кассационном порядке приговора по основаниям, ухудшающим положение осужденного, не истек.
Учитывая изложенное, судебные решения необходимо отменить, а уголовное дело передать на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 40114, 40115 УПК РФ, суд,
п о с т а н о в и л:
приговор Пожарского районного суда Приморского края от 1 декабря 2021 года и апелляционный приговор Приморского краевого суда от 24 марта 2022 года в отношении ФИО1 отменить, уголовное дело передать в районный суд на новое рассмотрение, иным составом.
ФИО1 по настоящему уголовному делу из-под стражи освободить.
Председательствующий В.А. Горенко