Дело №а-122/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 10 апреля 2017 года
Шатойский районный суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Ибрагимова В.У.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием старшего помощника Шатойского межрайонного прокурора ФИО4 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, по административному исковому заявлению заместителя Шатойского межрайонного прокурора ЧР, ФИО3 о признании незаконным бездействие администрации Чайринского сельского поселения Шаройского муниципального района ЧР, выразившееся в неразмещении на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и членов их семей на 2015 год,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Шатойского межрайонного прокурора ЧР обратился в Шатойский районный суд Чеченской Республики с административным исковым заявлением, о признании незаконным бездействие администрации Чайринского сельского поселения Шаройского муниципального района ЧР, выразившееся в неразмещении на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и членов их семей на 2015 год.
В обоснование своих доводов указывает, что Шатойской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Чайринского сельского поселения Шаройского муниципального района ЧР законодательства о муниципальной службе и законодательства о противодействии коррупции.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) лица замещающие и претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как видно из результатов проверки, вышеназванные нарушения до настоящего времени не устранены.
Таким образом, решение данного вопроса не иначе, как в судебном порядке, не представляется возможным.
На основании изложенного, административный истец просит суд:
Признать незаконным бездействие администрации Чайринского сельского поселения <адрес> Чеченской Республики, выразившееся в неразмещении на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и членов их семей на 2015 год.
Обязать администрацию Чайринского сельского поселения <адрес> Чеченской Республики разместить на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и членов их семей на 2015 год.
Обязать администрацию Чайринского сельского поселения <адрес> Чеченской Республики в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд и Шатойскую межрайонную прокуратуру Чеченской Республики об исполнении решения по настоящему делу.
В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО4 поддержал требования заместителя Шатойского межрайонного прокурора, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Надлежаще судом извещённый, о месте и времени рассмотрения дела представитель административного ответчика – глава Чайринского сельского поселения сельского поселения в судебное заседание не явился. Однако в деле имеется заявление от главы названного сельского поселения, в котором указывает, что с исковыми требованиями согласны в полном объёме. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заместителя Шатойского межрайонного прокурора ЧР подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 и 5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе, при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Административный ответчик иск признал и его признание принимается судом, поскольку не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор, в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением, о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с требованиями ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно требованиям ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что Шатойской межрайонной прокуратурой в ходе проведения проверки исполнения Администрацией Чайринского сельского поселения Шаройского муниципального района ЧР законодательства о муниципальной службе и законодательства о противодействии коррупции выявлены нарушения, требующие принятия мер реагирования по их устранению.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) лица замещающие и претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 ст. 8.1 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Как установлено ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» лицо, замещающее муниципальную должность обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений
(далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Частью 2 ст. ст. 15 Закона Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-рз «О муниципальной службе в Чеченской Республике» установлено, что муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, установленный муниципальным правовым актом, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расхода, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно ч. 6 ст.8, а также ч.4 ст. 8.1 Федерального закона № 273-ФЗ сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые муниципальными служащими, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования (далее – Указ №).
Пунктом 8 названного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
В развитие данного Указа № Администрацией разработан и утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальном сайте администрации Чайринского сельского поселения и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования (далее – Порядок).
Согласно п. 2 Порядка на официальном сайте размещаются и общероссийским средствам массовой информации предоставляются для опубликования следующие сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих (работников), замещающих должности, замещение которых влечет за собой размещение таких сведений, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей:
а) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему (работнику), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из таких объектов;
б) перечень транспортных средств с указанием вида и марки, принадлежащих на
праве собственности служащему (работнику), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям;
в) декларированный годовой доход служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
г) сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки по приобретению земельного участка, иного объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, если общая сумма таких сделок превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
Указанные в пункте 2 настоящего Порядка, сведения находятся на официальном сайте администрации Чайринского сельского поселения, в котором (которой) служащий (работник) замещает должность, и ежегодно обновляются в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи (п. 4 Порядка).
При этом п. 5 Порядка определено, что размещение на официальном сайте сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в пункте 2 настоящего Порядка представленных главой администрации, лицами, замещающими муниципальные должности администрации Чайринского сельского поселения, обеспечивается администрацией Чайринского сельского поселения.
Между тем, в нарушение вышеуказанных норм законов, Администрацией сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и членов их семей на 2015 год в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Администрации, не размещены.
Выявленные нарушения является недопустимыми, поскольку способствуют увеличению коррупционной нагрузки в деятельности органов местного самоуправления и препятствует достижению основополагающих идей и смысла антикоррупционного законодательства, основанного на публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.
Незаконное бездействие Администрации создают препятствие для анализа правоохранительными органами и институтами общественности имущественного положения муниципальных служащих, затрудняя реализацию мер по противодействию коррупции.
Более того, неразмещение названной информации на официальном сайте Администрации нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, заинтересованных в получении достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, снижает качество административно-управленческих процессов, что может способствовать коррупционным проявлениям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции обращается суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Допущенные нарушения, свидетельствуют о бездействии Администрации Чайринского сельского поселения выразившееся в неразмещении на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и членом их семей на 2015 года.
При вышеизложенных обстоятельствах суд считает, что административное исковое заявление заместителя Шатойского межрайонного прокурора ЧР обоснованно и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш ИЛ :
Административное исковое заявление заместителя Шатойского межрайонного прокурора Чеченской Республики - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Чайринского сельского поселения <адрес> Чеченской Республики, выразившееся в неразмещении на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и членов их семей на 2015 год.
Обязать администрацию Чайринского сельского поселения <адрес> Чеченской Республики разместить на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и членов их семей на 2015 год.
Обязать администрацию Чайринского сельского поселения <адрес> Чеченской Республики в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд и Шатойскую межрайонную прокуратуру Чеченской Республики об исполнении решения по настоящему делу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики через Шатойский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий (подпись) В.У. Ибрагимов
Копия верна:
Судья В.У. Ибрагимов