дело № 13 - 116/2024 (2-656/2023)
(33 - 3796/2024) судья Костинова П.С. 2024 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Тверской областной суд
в составе председательствующего судьи Абрамовой И.В.
при секретаре судебного заседания Барменковой Я.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Твери
3 сентября 2024 года
дело по частной жалобе администрации Бежецкого муниципального округа Тверской области на определение Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 9 июля 2024 года, которым постановлено:
«требования судебного пристава-исполнителя СОСП по Тверской области ГМУ ФССП России Осиповой О.В. о процессуальном правопреемстве по гражданскому делу № удовлетворить.
Произвести замену должника по гражданскому делу №, а именно заменить администрацию Филиппковского сельского поселения на
правопреемника администрацию Бежецкого муниципального округа Тверской области (исполнительное производство №)».
установил:
судебный пристав-исполнитель СОСП по Тверской области ГМУ ФССП России Осипова О.В. обратилась в суд с заявлением о процессуальном
правопреемстве, указав, что 17 мая 2024 года в СОСП по Тверской области ГМУ ФССП России возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа № ФС № от 27 июля 2023 года, выданного Бежецким межрайонным судом Тверской области по делу №, о возложении на администрацию Филиппковского сельского поселения Бежецкого района Тверской области обязанности организовать выполнение мероприятий по оборудованию муниципального жилого помещения по адресу: <адрес> индивидуальным прибором учета
холодного водоснабжения и ввести прибор учета в эксплуатацию в
установленном законом порядке в течение 6 месяцев с момента вступления в
законную силу решения суда.
Согласно статье 1 Закона Тверской области № 15-ЗО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области Бежецкий муниципальный район, путем объединения поселений и создании вновь образованного муниципального образования с наделением его статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законодательные акты Тверской области» Филиппковское сельское поселение, ранее входившее в состав территории муниципального образования Тверской области Бежецкий муниципальный район, преобразовано путем объединения с другими муниципальными образованиями в Бежецкий муниципальный округ Тверской области.
Согласно статье 2 Закона Тверской области № 15-ЗО до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения осуществляют органы местного самоуправления Филиппковского сельского поселения.
Решением Думы Бежецкого муниципального округа от 20 декабря 2023 года № 38 принят Устав муниципального образования Бежецкий муниципальный округ Тверской области, в соответствии со статьей 28 которого структуру органов местного самоуправления Бежецкого муниципального округа составляет администрация Бежецкого муниципального округа (ИНН 6906001702, ОГРН 10269015378710).
В ходе исполнения требований исполнительного документа установлено, что должник – администрация Филиппковского сельского поселения (ИНН 6906009236, ОГРН 1056904022339) находится в стадии ликвидации.
Ссылаясь на положения статей 52 и 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель просил произвести замену должника по исполнительному производству от 17 мая 2024 года № его правопреемником, заменив администрацию Филиппковского сельского поселения Бежецкого района Тверской области на администрацию Бежецкого муниципального округа Тверской области.
Судебный пристав-исполнитель СОСП по Тверской области ГМУ ФССП России Осипова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения материала извещена судом заранее и надлежащим образом, в заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель администрации Бежецкого муниципального округа Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения материала извещалась судом надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В письменных возражениях на заявление судебного пристава-исполнителя представитель администрации Бежецкого муниципального округа Тверской области, воспроизводя статью 2 Закона Тверской области от 13 апреля 2023 года № 15-ЗО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области Бежецкий муниципальный район, путем объединения поселений и создании вновь образованного муниципального образования с наделением его статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области», указал, что юридическое лицо - администрация Филиппковского сельского поселения Бежецкого района Тверской области, являющееся должником по исполнительному производству, не ликвидировано, а потому администрация Бежецкого муниципального округа Тверской области не может на данный момент быть правопреемником, какие-либо нормативные документы о правопреемстве отсутствуют.
В письменных возражениях также указано, что в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 2 Закона Тверской области от 13 апреля 2023 года № 15-ЗО вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования Бежецкий муниципальный округ.
Представители заинтересованных лиц Управления Филиппковской сельской территорией, администрации Филиппковского сельского поселения, Бежецкой межрайонной прокуратуры, МУП «Надежда», председатель ликвидационной комиссии администрации Филиппковского сельского поселения Бежецкого района Тверской области Касперская О.О., заинтересованные лица Васильева Л.А., Смирнова К.И., Васильева А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения материала извещались судом заранее и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Судом постановлено приведенное выше определение, об отмене которого просит администрация Бежецкого муниципального округа Тверской области в своевременно поданной частной жалобе.
Доводы частной жалобы аналогичны приведенным выше доводам возражений представителя администрации Бежецкого муниципального округа Тверской области на заявление судебного пристава-исполнителя о процессуальном правопреемстве.
В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела и доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции находит определение законным и обоснванным.
Так, согласно статье 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником.
Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
Вопреки доводам частной жалобы администрации Бежецкого муниципального округа Тверской области, этим и другим нормам права обжалуемое определение о процессуальном правопреемстве полностью соответствует.
Решением Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 26 июня 2023 года по делу № на администрацию Филиппковского сельского поселения Бежецкого района Тверской области возложена обязанность организовать выполнение мероприятий по оборудованию муниципального жилого помещения по адресу: <адрес>, индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения и ввести прибор учета в эксплуатацию в установленном законом порядке в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение суда не обжаловано, вступило в законную силу 27 июля 2023 года.
На основании исполнительного листа ФС №, выданного судом, судебным приставом-исполнителем 17 мая 2024 года возбуждено исполнительное производство №.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 10 июня 2024 года администрация Филиппковского сельского поселения находится в стадии ликвидации, председателем ликвидационной комиссии назначена Касперская О.О.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Тверской области от 13 апреля 2023 года № 15-ЗО муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования Тверской области Бежецкий муниципальный район: городское поселение - город Бежецк, Борковское сельское поселение, Васюковское сельское поселение, Городищенское сельское поселение, Житищенское сельское поселение, Зобинское сельское поселение, Лаптихинское сельское поселение, Моркиногорское сельское поселение, Поречьевское сельское поселение, Сукроменское сельское поселение, Филиппковское сельское поселение, Фралёвское сельское поселение, Шишковское сельское поселение, преобразованы путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование с наименованием Бежецкий муниципальный округ Тверской области.
Муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования Тверской области Бежецкий муниципальный район: городское поселение - город Бежецк, Борковское сельское поселение, Васюковское сельское поселение, Городищенское сельское поселение, Житищенское сельское поселение, Зобинское сельское поселение, Лаптихинское сельское поселение, Моркиногорское сельское поселение, Поречьевское сельское поселение, Сукроменское сельское поселение, Филиппковское сельское поселение, Фралёвское сельское поселение, Шишковское сельское поселение, а также муниципальное образование Тверской области Бежецкий муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня создания вновь образованного муниципального образования. Днем создания вновь образованного муниципального образования является день вступления в силу настоящего Закона (пункт 3 статьи 1 Закона Тверской области от 13 апреля 2023 года № 15-ЗО).
Указанный Закон вступил в силу 28 апреля 2023 года.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона Тверской области от 13 апреля 2023 года № 15-ЗО органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Бежецкий муниципальный округ в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Бежецкого района, городского поселения - город Бежецк, Борковского сельского поселения, Васюковского сельского поселения, Городищенского сельского поселения, Житищенского сельского поселения, Зобинского сельского поселения, Лаптихинского сельского поселения, Моркиногорского сельского поселения, Поречьевского сельского поселения, Сукроменского сельского поселения, Филиппковского сельского поселения, Фралёвского сельского поселения, Шишковского сельского поселения, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования Бежецкий муниципальный округ.
Как следует из пункта 4 статьи 2 Закона Тверской области от 13 апреля 2023 года № 15-ЗО, до урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования Бежецкий муниципальный округ вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления Бежецкого района, городского поселения - город Бежецк, Борковского сельского поселения, Васюковского сельского поселения, Городищенского сельского поселения, Житищенского сельского поселения, Зобинского сельского поселения, Лаптихинского сельского поселения, Моркиногорского сельского поселения, Поречьевского сельского поселения, Сукроменского сельского поселения, Филиппковского сельского поселения, Фралёвского сельского поселения, Шишковского сельского поселения, которые на день создания вновь образованного муниципального образования Бежецкий муниципальный округ осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Устава МО «Бежецкий муниципальный округ» Тверской области органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Бежецкий муниципальный округ в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Бежецкого муниципального района, городского поселения - город Бежецк, Борковского сельского поселения, Васюковского сельского поселения, Городищенского сельского поселения, Житищенского сельского поселения, Зобинского сельского поселения, Лаптихинского сельского поселения, Моркиногорского сельского поселения, Поречьевского сельского поселения, Сукроменского сельского поселения, Филиппковского сельского поселения, Фралёвского сельского поселения, Шишковского сельского поселения Бежецкого муниципального района Тверской области.
Согласно пункту 1 статьи 28 Устава МО «Бежецкий муниципальный округ» Тверской области структуру органов местного самоуправления Бежецкого муниципального округа составляют:
- Дума Бежецкого муниципального округа;
- Глава Бежецкого муниципального округа;
- Администрация Бежецкого муниципального округа;
- Контрольно-счетная палата Бежецкого муниципального округа.
Верно проанализировав и истолковав приведенные выше правовые акты, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на дату разрешения вопроса о процессуальном правопреемстве на территории Бежецкого муниципального округа Тверской области как исполнительно-распорядительный орган действует только администрация Бежецкого муниципального округа Тверской области, тогда как администрации сельских поселений соответствующие полномочия утратили.
Согласно пунктам 7 и 28 статьи 9 Устава МО «Бежецкий муниципальный округ» Тверской области к вопросам местного значения Бежецкого муниципального округа Тверской области относятся, в том числе содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; утверждение правил благоустройства территории Бежецкого муниципального округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории Бежецкого муниципального округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории Бежецкого муниципального округа в соответствии с указанными правилами.
Следовательно, органом местного самоуправления, ответственным за исполнение решения суда от 26 июня 2023 года по гражданскому делу№ является администрация Бежецкого муниципального округа Тверской области.
Установив изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление судебного пристава-исполнителя о процессуальном правопреемстве, заменив должника в исполнительном производстве – администрацию Филиппковского сельского поселения Бежецкого района Тверской области ее правопреемником – администрацией Бежецкого муниципального округа Тверской области.
При этом доводы частной жалобы администрации Бежецкого муниципального округа Тверской области о недопустимости замены стороны в исполнительном производстве ранее исключения администрации Филиппковского сельского поселения Бежецкого района Тверской области из ЕГРЮЛ не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права, закрепляющих особенности реорганизации органов местного самоуправления.
Как правильно указано в мотивировочной части обжалуемого определения, юридически значимыми обстоятельствами при разрешении вопроса о правопреемстве являются не факт внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о завершении ликвидации администрации Филиппковского сельского поселения Бежецкого района Тверской области, а уже состоявшийся факт передачи от нее властных полномочий к администрации Бежецкого муниципального округа Тверской области.
Поскольку по состоянию на день разрешения поставленного перед судом вопроса администрация Бежецкого муниципального округа Тверской области уже приступила к исполнению полномочий по решению вопросов местного значения на территории Бежецкого муниципального округа Тверской области, в том числе полномочий администрации Филиппковского сельского поселения Бежецкого района Тверской области, в силу прямого указания статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации именно администрация Бежецкого муниципального округа Тверской области должна являться правопреемником администрации Филиппковского сельского поселения Бежецкого района Тверской области в рамках исполнительного производства по настоящему гражданскому делу.
Обратный подход противоречит положениям части 10 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не учитывает особенности преобразования муниципальных образований как субъектов гражданских прав.
Кроме того, подход, отвергающий правопреемство в результате преобразования муниципального образования, в отсутствие в настоящем случае сохранения за ним муниципального имущества и финансовых средств, необходимых для расчета с кредиторами, нарушил бы права последних на исполнение принятых в их пользу и вступивших в законную силу судебных актов, что недопустимо ввиду противоречия положениям статей 19 и 46 Конституции Российской Федерации, статей 13 и 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, вопреки позиции апеллянта, обжалуемое определение о замене должника в исполнительном производстве соответствует нормам материального и процессуального права, выводы суда о юридически значимых обстоятельствах не противоречат представленным сторонами доказательствам, а потому оснований для его отмены по доводам, приведенным в частной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 9 июля 2024 года оставить без изменения, частную жалобу администрации Бежецкого муниципального округа Тверской области - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 сентября 2024 года.
Председательствующий И.В. Абрамова