Дело № 12-14/2018
РЕШЕНИЕ
г. Ленинск-Кузнецкий «01» февраля 2018 года
Судья Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области Бондарь Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Шахта Сибирская» на постановление Главного государственного правового инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области № 05/08/45/17/105/6 от 05.12.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Защитник ООО «Шахта Сибирская» Французенко Л.В. обратилась в суд с жалобой на постановление главного государственного правового инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области Л.Ж.Х. № 05/08/45/17/105/6 от 05.12.2017 года, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КРФобАП) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Жалоба мотивирована тем, что ООО «Шахта Сибирская» находится на стадии проектирования, добыча угля не ведется, прибыть отсутствует. Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 07.02.2017 года дело № А27-20797/2016 в отношении ООО «Шахта Сибирская» введена процедура банкротства – наблюдение. Задержка заработной платы работникам не была умышленной. Принимались все необходимые меры для того, чтобы ООО УК «Заречная» перечислило денежные средства за продажу оборудования по договору купли-продажи. Неоднократно направлялись письма в адрес учредителя участника Компанию с ограниченной ответственностью «Карлит инвестментс лимитед» (Кипр) о финансировании шахты, письма возвращались из-за отсутствия адресата. От имени всего коллектива ООО «Шахта Сибирская» направлялось письмо Губернатору Кемеровской области Тулееву А.Г., заместителю губернатора Кемеровской области по топливно-энергетическому комплексу и экологии Хлебунову Е.В. На момент проверки соблюдения трудового законодательства инспектором труда в Кемеровской области Л.Ж.Х. (30.11.2017 года) заработная плата работникам шахты была полностью погашена 22.11.2017 года, что подтверждается постановлением № 05/08/45/17/105/6 от 05.12.2017 года. Меры по погашению заработной платы работникам ООО «Шахта Сибирская» принимались безотлагательно. Обстоятельствами смягчающими административную ответственность признаются предусмотренные п.7 ч.1 ст.4.2 КРФобАП добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом. ООО «Шахта Сибирская» просит суд отменить постановление главного государственного правового инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области Л.Ж.Х. о назначении административного наказания № 05/08/45/17/105/6 от 05.12.2017 года.
Законный представитель юридического лица ООО «Шахта Сибирская», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Защитник юридического лица ООО «Шахта Сибирская», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Французенко Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что ООО «Шахта Сибирская» являлось неплатежеспособной организацией, в отношении которой открыто дело по факту процедуры банкротства, в связи с чем возможность выплаты денежных средств работникам предприятия у общества отсутствовала. Принимались все меры по погашению задолженности, руководство и коллектив шахты обращались за помощью в Администрацию Кемеровской области.
В судебное заседание представитель Государственной инспекции труда в Кемеровской области не явился, извещены надлежащим образом.
Суд, изучив доводы жалобы, выслушав защитника юридического лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КРФобАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КРФобАП предусмотрено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административная ответственность по ч.6 ст.5.27 КРФобАП предусмотрена за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с абз.2 ч.2 ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.
В соответствии с ч.1 ст.256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.
Согласно п.«а» ст.39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2009 N 15909) право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Согласно абз.1 ст.51 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2009 N 15909) ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается в следующие сроки: лицам, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 39 настоящего Порядка, лицам из числа уволенных в связи с ликвидацией организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию, указанным в подпунктах "в" и "г" пункта 39 настоящего Порядка, а также лицам, указанным в подпункте "ж" пункта 39 настоящего Порядка, - в сроки, установленные для выплаты заработной платы (иных выплат, вознаграждений), выдачи денежного довольствия.
Судом установлено, что в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной главным государственным правовым инспектором труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области Л.Ж.Х. в период с 13.11.2017 года по 30.11.2017 года в отношении ООО «Шахта Сибирская» на предмет соблюдения трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, были выявлены нарушения требований трудового законодательства (ч.2 ст.22, 136, 256 ТК РФ, ст.15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ст.51 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н), выразившиеся в несвоевременном производстве выплат задолженности по заработной плате, отпускным, пособию по уходу за ребенком за август 2017 года - 59 работникам, за сентябрь 2017 года - 60 работникам, за октябрь 2017 года - 58 работникам, которые произведены с нарушением установленных сроков.
По результатам проверки 30.11.2017 в отношении юридического лица ООО «Шахта Сибирская» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КРФоАП № 05/08/45/17/105/2 (л.д. 440 дела об административном правонарушении).
Постановлением № 05/08/45/17/105/6 от 05.12.2017 года юридическое лицо ООО «Шахта Сибирская» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КРФоАП, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 467 дела об административном правонарушении).
Факт совершения юридическим лицом указанного административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: сведениями о юридическом лице (л.д. 5), распоряжением от 13.11.2017 года (л.д. 10), запросом на предоставление документов и информации (л.д. 14), копией приказа № 196 от 28.11.2016 года о возложении обязанностей (л.д.19), копией приказа № 196-к от 28.11.2016 года о возложении обязанностей (л.д.20), пояснениями и.о. директора ООО «Шахта Сибирская» (л.д. 21, 23), копией решения единственного участника ООО «Шахта Сибирская» (л.д. 24), документами по начислению заработной платы за август 2017 года (л.д.31-39), сентябрь 2017 года (л.д. 40-49), октябрь 2017 года (л.д. 50-57), документами по выплате заработной платы (л.д. 58-430), актом проверки от 30.11.2017 года (л.д. 433), протоколом об административном правонарушении № 05/08/45/17/105/2 от 30.11.2017 года (л.д.440), постановлением по делу об административном правонарушении № 05/08/45/17/105/6 от 05.12.2017г.
Приведенные выше доказательства свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КРФобАП.
Довод жалобы о том, что на момент проведения проверки Государственной инспекции труда заработная плата трудящимся шахты ООО «Шахта Сибирская» была полностью погашена 22.11.2017 года, в связи с чем данное обстоятельство в силу п.7 ч.1 ст.4.2 КРФобАП необходимо признать как смягчающим административную ответственность, суд находит несостоятельным, поскольку выплата работникам ООО «Шахта Сибирская» заработной платы и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, не является добровольным прекращением противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение и обстоятельством, смягчающим его административную ответственность в соответствии с п.7 ч.1 ст.4.2 КРФобАП, так как объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КРФобАП, образует именно невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
Доводы жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления.
В силу ч.1 ст.3.1 КРФобАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КРФобАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, назначение юридическому лицу наказания в виде административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией ч.6 ст. 5.27 КРФобАП, в сумме 50 000 рублей, ничем не мотивировано. Из постановления следует, что обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено, при этом в нарушение требований части 3 статьи 4.1 КРФобАП должностным лицом не учтено имущественное и финансовое положение юридического лица, в отношении которого Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.02.2017 года (дело № А27-20797/2016) по заявлению кредиторов от 06.10.2016 года введена процедура банкротства – наблюдение.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КРФобАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Из материалов административного дела следует, что ООО «Шахта Сибирская» ранее к административной ответственности не привлекалось, при этом судом не установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Судом также установлено, что 14.12.2017 года Арбитражным судом Кемеровской области по делу № А27-20797/2016 по результатам рассмотрения дела о банкротстве принято решение о признании ООО «Шахта Сибирская» несостоятельным (банкротом), открытии конкурсного производства.
При этом в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Согласно части 2 статьи 2.1 КРФобАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что ООО «Шахта Сибирская» имело возможность для соблюдения государственных нормативных требований трудового законодательства, за нарушение которого частью 6 статьи 5.27 КРФобАП установлена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности не имеется.
Между тем, постановление по делу об административном правонарушении подлежит изменению на основании ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч.1 ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Из положений части 2 статьи 3.4 КРФобАП следует, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
ООО «Шахта Сибирская» впервые совершило административное правонарушение, совершенное правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий, иного из материалов дела не следует.
Учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, характер совершенного административного правонарушения, финансовое и имущественное положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает возможным заменить назначенное юридическому лицу ООО «Шахта Сибирская» административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей на предупреждение.
В остальной части постановление должностного лица является законным и обоснованным, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм при производстве по делу не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь ч.1 ст.4.1.1, п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 05/08/45/17/105/6 ░░ 05.12.2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.6 ░░.5.27 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № 12-14/2018 ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░