Решение по делу № 2а-820/2017 от 11.09.2017

Дело а-820/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«10» октября 2017 года                                                       г. Красноперекопск

Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи                                              Никишенко Т.Н.

при секретаре                                                                          Литвин Е.Ю.,

с участием:

представителя административного истца                            Бойко Н.А.,

представителя органа опеки и попечительства <адрес> Республики Крым                                                                     Фрич И.И.

    при ведении аудиопротоколирования, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Бойко Ольги Станиславовны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Королевскому Антону Игоревичу о признании решения о приостановлении государственной регистрации незаконным, заинтересованные лица - Бойко Леонид Петрович, орган опеки и попечительства <адрес> Республики Крым,

    УСТАНОВИЛ:

        Бойко Ольга Станиславовна обратилась в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Королевскому Антону Игоревичу о признании действий незаконными.

        Требования мотивированы тем, что в соответствии с государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал серии МК-7 N 0798046, выданным на основании решения ГУ УПФР в <адрес> Республики Крым (межрайонное) от 21.05.2015 Бойко Ольга Станиславовна имеет право на получение материнского (семейного) капитала в размере 453 026, 00 рублей.

        Согласно выписки о размере (оставшейся части) материнского (семейного) капитала по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год размер материнского (семейного) капитала Бойко Ольги Станиславовны составляет 408 026, 00 рублей.

        ДД.ММ.ГГГГ между Бойко Леонидом Петровичем (продавец) и административным истцом Бойко Ольгой Станиславовной, действующей в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО1 и ее мужем ФИО3 (покупатели), был заключен договор купли-продажи жилого дома (кадастровый ) и земельного участка (кадастровый ) с использованием средств материнского (семейного) капитала, находящихся по адресу: <адрес>.

        Согласно договора и с учетом требований Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» жилой дом и земельный участок были приобретены в общую долевую собственность покупателей, по 1/4 доли каждому.

        В соответствии с п.п. 4, 5 договора цена отчуждаемого недвижимого имущества определена по договоренности между сторонами и составляет 408 026,00 рублей за жилой дом и 10 000,00 рублей за земельный участок. Покупатели до подписания настоящего договора выплатили продавцу из личных денежных средств сумму в размере 10 000,00 рублей за земельный участок. Сумма в размере 408 026,00 рублей за жилой дом должна быть перечислена в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ Пенсионным Фондом РФ за счет средств материнского (семейного) капитала по Государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии МК-7 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Бойко Ольге Станиславовне на основании решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в течение двух месяцев с даты предоставления настоящего договора и необходимых документов в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации на счет продавца Бойко Леонида Петровича.

        ДД.ММ.ГГГГ в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру по <адрес> стороны по договору подали все необходимые документы на государственную регистрацию перехода права собственности, что подтверждается расписками в получении документов, принятых для оказания государственных услуг.

    ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Королевским А.И. было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации на основании п.13 ч.1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

        Согласно данного уведомления, основанием для приостановки регистрации перехода права собственности явилось то, что на регистрацию перехода права собственности был предоставлен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка с использованием средств материнского (семейного) капитала, где продавец (Бойко Леонид Петрович) и покупатели (ФИО2 и ФИО1) являются близкими родственниками. Из разъяснений государственного регистратора следует, что согласно ч.3 ст. 37 ГК РФ, опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

        Административный истец считает, что данные выводы государственного регистратора не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, нарушают его права и создают препятствие к их реализации, в связи с чем, просит признать действия государственного регистратора Красноперекопского горрайонного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Королевского Антона Игоревича о приостановлении государственной регистрации по переходу права собственности на жилой дом (кадастровый ) и земельный участок (кадастровый ), расположенных по адресу <адрес>, на основании договора купли-продажи с использованием средств материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Бойко Леонидом Петровичем и Бойко Ольгой Станиславовной, действующей в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО1 и ФИО3, незаконными.

        В судебном заседании представитель административного истца – Бойко Н.А., действующая по доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить. Также уточнила и просила признать решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Королевского Антона Игоревича от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи с использованием средств материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Бойко Леонидом Петровичем и ФИО3 Бойко Ольгой Станиславовной, действующей также в интересах несовершеннолетних детей - ФИО2, ФИО1, незаконным.

        Представитель административного ответчика - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, ходатайств об отложении судебного разбирательства и возражений по сути требований не представил.

        Административный ответчик - государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Королевский А.И. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, ходатайств об отложении судебного разбирательства и возражений по сути требований не представил.

        Заинтересованное лицо - Бойко Л.П. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, предоставил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования удовлетворить.

        Представитель органа опеки и попечительства <адрес> Республики Крым Фрич И.И. в судебном заседании указал, что заключенный договор купли-продажи с использованием средств материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГ не нарушает интересы несовершеннолетних детей, данная сделка направлена на приобретение доли недвижимого имущества несовершеннолетними и не противоречит требованиям закона.

        При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным проведение судебного разбирательства при указанное явке, в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

        Заслушав представителя административного истца – Бойко Н.А., представителя органа опеки и попечительства <адрес> Республики Крым Фрич И.И., исследовав материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

        Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

        Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

        Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

        В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

        Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

        Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ, независимо от места их жительства.

        В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7 данного закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий.

        Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели (пункт 1 части 1 статьи 10 названного Закона).

        Согласно части 6.1 статьи 7 Закона заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.

        Пунктом 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" предусмотрено, что лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала:

        - на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

        Установлено, что в соответствии с государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал серии МК-7 N 0798046, выданным на основании решения ГУ УПФР в <адрес> Республики Крым (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Бойко Ольга Станиславовна имеет право на получение материнского (семейного) капитала в размере 453 026, 00 рублей (л.д. 12).

        Согласно выписки о размере (оставшейся части) материнского (семейного) капитала по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год размер материнского (семейного) капитала Бойко Ольги Станиславовны составляет 408 026, 00 рублей (л.д. 13).

        ДД.ММ.ГГГГ между Бойко Леонидом Петровичем (продавец) и административным истцом Бойко Ольгой Станиславовной, действующей в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО1 и ее мужем ФИО3 (покупатели), был заключен договор купли-продажи жилого дома (кадастровый ) и земельного участка (кадастровый ) с использованием средств материнского (семейного) капитала, находящихся по адресу: <адрес> (л.д. 14-17).

        Согласно условий договора и с учетом требований Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» жилой дом и земельный участок приобретаются в общую долевую собственность покупателей - Бойко Ольги Станиславовны, действующей также в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО1, ФИО3 по 1/4 доли каждому.

        В соответствии с п.п. 4, 5 договора цена отчуждаемого недвижимого имущества определена по договоренности между сторонами и составляет 408 026,00 рублей за жилой дом и 10 000,00 рублей за земельный участок. Покупатели до подписания настоящего договора выплатили продавцу из личных денежных средств сумму в размере 10 000,00 рублей за земельный участок. Сумма в размере 408 026,00 рублей за жилой дом должна быть перечислена в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ Пенсионным Фондом РФ за счет средств материнского (семейного) капитала по Государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии МК-7 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Бойко Ольге Станиславовне на основании решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в течение двух месяцев с даты предоставления настоящего договора и необходимых документов в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации на счет продавца Бойко Леонида Петровича.

        ДД.ММ.ГГГГ в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру по <адрес> стороны по договору подали все необходимые документы на государственную регистрацию перехода права собственности, что подтверждается расписками в получении документов, принятых для оказания государственных услуг (л.д. 18, 19, 20, 21).

        ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Королевским А.И. было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации на основании п.13 ч.1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Основанием для приостановления послужил факт того, что на регистрацию был предоставлен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка с использованием средств материнского (семейного) капитала, где продавец (Бойко Леонид Петрович) и покупатели (ФИО2 и ФИО1 являются близкими родственниками, а согласно ч.3 ст. 37 ГК РФ, опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование (л.д. 22-23).

        В соответствии со ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

        В ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.

        Ст.8.1 ГК РФ определено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

        В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , полномочия по государственному кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

        Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р утверждено «Соглашение о передачи части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по государственному кадастровому учету» уполномоченному органу Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

        Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014г. утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

        Согласно указанному выше Положению основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставления услуг в данной сфере.

        В соответствии с ч.12 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

        В соответствии со ст. 2 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» материнский (семейный) капитал — это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки.

        В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7 указанного Федерального закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий.

        Таким образом, административный истец Бойко О.С. является распорядителем указанных денежных средств, при этом на цели, исключительно определенные законом.

        В п. 1 ч. 1 ст. 10 названного Федерального закона указано, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

        В силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

        Из положений ч. 4 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ следует, что законодатель определил вид собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского капитала, - общая долевая собственность родителей и детей.

        В соответствии со ст. 28 ГК РФ к сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные в пунктах 2 и 3 ст.37 настоящего Кодекса.

        В силу пунктов 2 и 3 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

        Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведения судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

        По смыслу статьи 37 ГК РФ, регулирующей условия распоряжения имуществом подопечного, данная правовая норма пресекает всякую возможность нарушения имущественных прав несовершеннолетних со стороны опекуна (попечителя) и его близких родственников. Соответственно, нормы указанной статьи не допускают отчуждение родителями несовершеннолетних имущества детей в свою пользу, а также не допускает отчуждение имущества несовершеннолетнего в пользу опекуна или иного заинтересованного в исходе сделки лица. Под запрет подпадают сделки между несовершеннолетним с близкими родственниками, направленные на отчуждение жилого помещения, приобретенного с использованием средств материнского (семейного) капитала.

        В данном же случае, сделка заключена родителями несовершеннолетних в интересах своих детей, которые по условиям договора приобретают доли в объекте недвижимого имущества, следовательно, жилищные права и интересы несовершеннолетних не ущемляются, а улучшаются. Таким образом, договор купли-продажи дома с земельным участком не противоречит требованиям закона, поскольку заявителем избран предусмотренный законом способ улучшения своих жилищных условий.

        В силу ст.10 п. 1.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

        Таким образом, административный истец, приобретая недвижимое имущество в общую долевую собственность несовершеннолетних детей, исходил из соблюдения требований действующего законодательства. При этом приобретение недвижимого имущества в общую долевую собственность с участием несовершеннолетних детей у продавца Бойко Л.П., никоим образом не ущемляет права несовершеннолетних и не свидетельствует о нарушении их имущественных прав.

        Данная сделка совершена не с имуществом несовершеннолетних, а с жилым помещением, которое им не принадлежало, то есть сделка направлена на приобретение в собственность несовершеннолетних жилого помещения.

        С учетом изложенного, руководствуясь положениями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", суд приходит к выводу о том, что приобретая недвижимое имущество в общую долевую собственность, истец исходила из соблюдения п. 1.4 ст. 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", приобретение недвижимого имущества в общую долевую собственность с участием несовершеннолетних детей не ущемляет их имущественные права, следовательно, пункт 2 статьи 37 ГК РФ применению не подлежит.

        Договор купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ влечет для сторон юридические последствия и содержит все существенные условия. Отчуждение жилого дома, приобретенного с использованием средств материнского (семейного) капитала, в данном случае не происходит, следовательно, договор не является ничтожной сделкой.

        В соответствии с ч.1 ст. 21 Федерального закона № 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством Российской Федерации должностных лиц.

        Статьей 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлены основания и сроки приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

        Согласно п.13 ч.1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае, если сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной.

        С учетом вышеизложенного, решение государственного регистратора, основанное на выводах о том, что на основании ч.3 ст.37 ГК РФ продавец Бойко Л.П. не может отчуждать возмездно своим внукам Бойко Н.С. и Бойко О.С. жилой дом и земельный участок, является незаконным, договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленный административным истцом для государственной регистрации перехода права собственности, соответствует требованиям действующего законодательства, не противоречит требованиям ч.3 ст.37 ГК РФ, в связи с чем, оснований, предусмотренных п.13 ч.1 ст. 26 ФЗ для приостановления государственной регистрации права собственности по данному договору у государственного регистратора Королевского А.И. не было.

        В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

        При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

        С целью восстановления нарушенных прав административного истца необходимо возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявления Бойко Ольги Станиславовны и Бойко Леонида Петровича от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенных по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи с использованием средств материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГ, в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст.ст.218,226-227 КАС Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бойко Ольги Станиславовны - удовлетворить.

Признать решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Королевского Антона Игоревича от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи с использованием средств материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Бойко Леонидом Петровичем и ФИО3, Бойко Ольгой Станиславовной, действующей также в интересах несовершеннолетних детей - ФИО2, ФИО1 незаконным.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявления Бойко Ольги Станиславовны и Бойко Леонида Петровича от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенных по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи с использованием средств материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГ, в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                          Т.Н. Никишенко

2а-820/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бойко О.С.
Ответчики
Государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК Королевский Антон Иго
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Другие
Бойко Л.П.
Суд
Красноперекопский районный суд Республики Крым
Судья
Никишенко Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
krasnoperekopskiy.krm.sudrf.ru
11.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
12.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
13.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.09.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
04.10.2017[Адм.] Судебное заседание
10.10.2017[Адм.] Судебное заседание
12.10.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее