Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Кузовкова Д.С.,
с участием представителя истца Таракановой П.В. по доверенности ФИО,
при секретаре Овчинниковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таракановой П.В. к Администрации города Дзержинска Нижегородской области о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Тараканова П.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области, указав, что относится к категории лиц из числа детей, <данные изъяты>. Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ Тараканова П.В. была признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением по категории лиц из числа <данные изъяты>. В настоящее время истец собственного жилья не имеет, проживает и зарегистрирована по месту пребывания.
Просит суд обязать Администрацию города Дзержинск Нижегородской области предоставить Таракановой П.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец Тараканова П.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности ФИО в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Ответчик Администрация г. Дзержинска Нижегородской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве представитель по доверенности ФИО исковые требования не признала, указала, что Тараканова П.В. включена в список <данные изъяты>, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не является первой по счету в данном списке. В ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с доведенным финансированием за счет средств федерального и областного бюджетов планируется обеспечить жилыми помещениями 21 человека из категории <данные изъяты>, включенных в список. По состоянию на сегодняшний день все приобретенные жилые помещения предоставлены лицам указанной категории. Предоставление Таракановой П.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда за счет субвенций федерального и областного бюджетов возможно только в ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо - отдел опеки, попечительства и усыновления Администрации г. Дзержинска, извещенное о судебном заседании надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, ходатайств об отложении не поступало.
Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие истца, представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции РФ).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.
При этом, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его ст. 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п. 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п. 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О жилищной политике в Нижегородской области», содержащими аналогичные вышеприведенным положения.
Кроме того, Постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ N 404 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Из указанного Порядка следует, что специализированные жилые помещения предоставляются включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список). Специализированное жилое помещение предоставляется из специализированного жилищного фонда, управление которым осуществляет орган местного самоуправления, принявший решение о включении лица, указанного в пункте 1.2 настоящего Порядка, в список (далее соответственно - специализированный жилищный фонд, решение о включении лица в список; лицо, включенное в список). Общая площадь специализированного жилого помещения не может быть меньше нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв.м).
Как указано в данном Порядке, предоставление специализированных жилых помещений лицам, включенным в сводный список, относится к расходным обязательством Нижегородской области. В случае предоставления специализированного жилого помещения из состава имеющегося муниципального жилищного фонда, соответствующему муниципальному образованию за счет субвенций, предусмотренных в областном бюджете бюджетам муниципальных образований на исполнение переданных государственных полномочий в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, источником финансового обеспечения которых являются средства областного бюджета, возмещается стоимость такого жилого помещения в размере, равном оценочной стоимости предоставляемого специализированного жилого помещения, установленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", но не более максимальной стоимости жилого помещения, определяемой в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Порядка. Приобретение на первичном рынке жилья (в том числе путем заключения договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов) либо на вторичном рынке жилья, а также строительство жилых помещений (далее - приобретение (строительство) жилых помещений), указанных в абзацах третьем, четвертом пункта 3.2 настоящего Порядка, осуществляется в порядке и способами, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", по муниципальному (государственному) контракту. Оплата цены муниципального контракта осуществляется за счет субвенций, предусмотренных в областном бюджете бюджетам муниципальных образований на исполнение переданных государственных полномочий в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, источником финансового обеспечения которых являются средства областного бюджета, в том числе средства федерального бюджета, предоставленные областному бюджету в форме субсидии в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Нижегородской области.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, исковые требования Таракановой П.В., удовлетворены. Постановлено: признать Тараканову П.В. (<данные изъяты>), нуждающейся в обеспечении жилым помещением и постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по категории лиц из числа <данные изъяты>. Обязать Администрацию г.Дзержинска Нижегородской области включить Тараканову П.В. в список <данные изъяты>, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Администрации г. Дзержинска Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ Тараканова П.В. включена в список <данные изъяты>, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа город Дзержинск.
Согласно отзыву на исковое заявление, Тараканова П.В. не является первой в вышеуказанном списке и будет обеспечена жилым помещением в ДД.ММ.ГГГГ.
Тараканова П.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, в списках лиц из числа <данные изъяты>, возраста 18 лет достигла, таким образом, у нее в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ей не предоставлено.
Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, п. 1, 3 ст. 15.6-1 Закона Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №-З, п. 2.7 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот у истца возникло право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории городского округа город Дзержинск Нижегородской области, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв.м).
При таких обстоятельствах Администрацию г. Дзержинска Нижегородской области следует обязать предоставить Таракановой П.В. в черте города Дзержинска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений размером не менее 30 кв.м.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ следует установить ответчику срок для исполнения решения, с учетом требований разумности, - в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Таракановой П.В. удовлетворить.
Обязать Администрацию города Дзержинска Нижегородской области (ИНН 5249022001) предоставить Таракановой П.В. (<данные изъяты> в черте границ города Дзержинска Нижегородской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 30 кв.м. в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский городской суд Нижегородской области.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья п\п Д.С. Кузовков
Копия верна
Судья Д.С. Кузовков
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №, УИД № в Дзержинском городском суде Нижегородской области.