Дело № 2-182/2022 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2022 года г. Усмань Липецкой области
Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Поляковой О.М.
при секретаре Гончаровой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ордашовой К.М к ГУЗ «Усманская центральная районная больница» о возложении обязанности вынести приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая, провести расследование несчастного случая,
У С Т А Н О В И Л:
Ордашова К.М. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУЗ «Усманская ЦРБ» о возложении обязанности вынести приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая, провести расследование несчастного случая, мотивируя требования тем, что является супругой А.М.А., который работал врачом в усманской районной больнице. В период исполнения своих обязанностей в октябре 2020 года А.М.А. заразился новой коронавирусной инфекцией (COVID 19) от лиц, которым он оказывал медицинскую помощь, 27.10.2020 был направлен в ГУЗ «Грязинская ЦРБ» для лечения, затем в связи с тяжестью состояния был направлен в ГУЗ «Липецкая городская больница №4» и там ДД.ММ.ГГГГ умер. 29.10.2021 представитель истца обратился к ответчику с просьбой провести расследование в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний №967 от 15.12.2000 в отношении умершего А.М.А. по заражению новой коронавирусной инфекцией и составить акт об обстоятельствах несчастного случая на производстве, на что получил отказ. Просит обязать ответчика вынести приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая, провести расследование несчастного случая в отношении А.М.А. в результате заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID 19).
Истец Ордашова К.М. в судебное заседание не явилась, ее интересы представлял адвокат по ордеру Тюрин О.В., который в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, дополнил, что умерший А.М.А. работал в ГУЗ «Усманская ЦРБ» врачом, имел контакты с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией (COVID 19), сам был инфицирован, проходил лечение в стационаре, где скончался. Имел место несчастный случай, контактируя с больными, А.М.А. сам заразился новой коронавирусной инфекцией (COVID 19). Доказательств, что А.М.А. получил заболевание в иных условиях, не связанных с исполнением им обязанностей врача, не имеется, ответчик не отрицает, что А.М.А был болен COVID 19, ради уважения к работнику ответчик мог создать комиссию и провести расследование несчастного случая.
Представитель ответчика по доверенности Карайченцев Д.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, объяснил, что заражение лица новой коронавирусной инфекцией (COVID 19) не относится к несчастным случаям на производстве, которые подлежат учету и расследованию работодателем, предусмотрен иной порядок расследования случаев инфицирования COVID 19, причина смерти, установленная А.М.А., не связана с производством, в связи с чем, у ответчика нет оснований издавать приказ о проведении расследования несчастного случая.
Представил письменный отзыв на иск.
Представители третьих лиц Управление Роспотребнадзора по Липецкой области, ГУЗ «Грязинская ЦРБ», ГУЗ «Липецкая городская больница №4 «Липецк-Мед» привлеченные к участию в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного заседания извещены.
В адрес суда поступило заявление представителя третьего лица ГУЗ «Липецкая городская больница №4 «Липецк-Мед» с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 227 Трудового кодекса Российской Федерации Ррасследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом, если указанные события произошли: в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов; при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
Статьей 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации установлен порядок
проведения расследования несчастных случаев на производстве.
Постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73, изданным в целях реализации статьи 229.2 Трудового кодекса РФ, регламентирующей порядок проведения расследования несчастных случаев, утверждены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.
Расследованию в порядке, установленном статьями 228 и 229 Кодекса и настоящим Положением (далее - установленный порядок расследования), подлежат события, в результате которых работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, были получены увечья или иные телесные повреждения (травмы), в том числе причиненные другими лицами, при непосредственном исполнении трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), а также при совершении иных правомерных действий в интересах работодателя; на территории организации либо в ином месте работы в течение рабочего времени (включая установленные перерывы).
Расследуются в установленном порядке, квалифицируются, оформляются и учитываются в соответствии с требованиями статьи 230 Кодекса и настоящего Положения как связанные с производством несчастные случаи, происшедшие с работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), а также осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах (далее - несчастные случаи на производстве).
В соответствии с ч.1 ст.5, ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-Фз "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. Несчастным случаем на производстве признается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении обязанностей по трудовому договору или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем или совершаемых в его интересах как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем (или на личном транспортном средстве в случае его использования в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) либо по соглашению сторон трудового договора), и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать, указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев (ч. 3 ст. 227 ТК РФ).
Таким образом, анализ приведенных правовых норм (ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", ч. 3 ст. 227 ТК РФ и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 N 73 (приложение N 2) позволяет сделать вывод о том, что для учета несчастного случая как произошедшего на производстве необходимо, чтобы травма была получена работником на территории организации в рабочее время либо во время следования работника на работу или с работы на транспортном средстве, предоставляемом работодателем либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях.
Повреждение здоровья работников в результате воздействия вредных или опасных факторов, присутствующих на рабочем месте, может расцениваться как производственная травма либо профессиональное заболевание в зависимости от поражающего фактора.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть.
Также понятия острого профессионального заболевания и хронического профессионального заболевания указаны в пункте 4 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 967 (далее - Положение N 967).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела истец Ордашова К.М. являлась супругой умершего А.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года между А.М.А. и Ордашовой К.М. был заключен брак.
А.М.А. работал врачом общей практики в ГУЗ «Усманская ЦРБ», в октябре 2020 года осуществлял оказание медицинской помощи больным с подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией.
27.10.2020 А.М.А был госпитализирован в ГУЗ «Грязинская ЦРБ» с диагнозом <данные изъяты>, ПЦР на коронавирус от 25.10.2020 РНК-обнаружена. Находился на стационарном лечении по 29.10.2020, после чего был переведен в ГУЗ «Липецкая городская больница №4» с диагнозом <данные изъяты>, ПЦР на коронавирус от 02.11.2020 РНК-обнаружена.
ДД.ММ.ГГГГ А.М.А. умер.
Согласно медицинскому свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ смерть произошла от заболевания.
Из ответа ГУЗ «Липецкая городская больница №4», направленному в Управление здравоохранений Липецкой области, усматривается, что зашифровать причину смерти по U07.1 не представляется возможным, так как по заявлению родственников вскрытие не производилось, выставленный диагноз в посмертном эпикризе основывается на анамнестических данных, функциональной диагностике, лабораторных данных и осмотре врачей – специалистов.
Согласно заключению, содержащемуся в посмертном эпикризе, установлен диагноз: <данные изъяты>.
Таким образом, данных о том, что смерть А.М.А. имела место в связи с несчастным случаем на производстве, в материалах дела не имеется и не представлено сторонами.
Вопросы профессиональных заболеваний медицинских работников и их расследования отражены в Методических рекомендациях, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 16.08.2007 ("MP 2.2.9.2242-07. 2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Гигиенические и эпидемиологические требования к условиям труда медицинских работников, выполняющих работы, связанные с риском возникновения инфекционных заболеваний. Методические рекомендации"), а также Положении о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 967 (далее - Положение N 967).
В соответствии с пунктом 3.1 Перечня профессиональных заболеваний, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 27.04.2012 N 417н, профессиональным заболеванием являются инфекционные и паразитарные заболевания, связанные с воздействием инфекционных агентов, в том числе коронавирусная инфекция. При этом на работников действует вредный производственный фактор - возбудители инфекционных и паразитарных заболеваний, с которыми работники находятся в контакте во время работы.
В части расследования случаев заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией, как несчастных случаев, подлежащих расследованию в соответствии с требованиями статей 227 - 230.1 Трудового кодекса Российской Федерации, кроме выше изложенного необходимо учитывать требования Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 (далее - Положение N 73).
Пунктом 7 Положения N 73 установлено, что острые профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с Положением N 967 (исключение составляют случаи, когда инфекция в организм работника попадает вследствие механического нарушения целостности кожных покровов).
Согласно п.п. 7, 8, 10, 14, 19 Положения N 967 при установлении предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) учреждение здравоохранения обязано в течение суток направить экстренное извещение о профессиональном заболевании работника в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание (далее именуется - центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора), и сообщение работодателю по форме, установленной Министерством здравоохранения Российской Федерации. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, получивший экстренное извещение, в течение суток со дня его получения приступает к выяснению обстоятельств и причин возникновения заболевания, по выяснении которых составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника и направляет ее в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или по месту прикрепления работника (далее именуется - учреждение здравоохранения). Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда составляется по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Учреждение здравоохранения на основании клинических данных состояния здоровья работника и санитарно-гигиенической характеристики условий его труда устанавливает заключительный диагноз - острое профессиональное заболевание (отравление) и составляет медицинское заключение.
Центр профессиональной патологии на основании клинических данных состояния здоровья работника и представленных документов устанавливает заключительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание (в том числе возникшее спустя длительный срок после прекращения работы в контакте с вредными веществами или производственными факторами), составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного.
Работодатель в течение 10 дней с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания образует комиссию по расследованию профессионального заболевания (далее именуется - комиссия), возглавляемую главным врачом центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В состав комиссии входят представитель работодателя, специалист по охране труда (или лицо, назначенное работодателем ответственным за организацию работы по охране труда), представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Из объяснений представителя ответчика, а также материалов дела и представленных медицинских документов не усматривается, что в отношении А.М.А. было составлено медицинское заключение о наличии профессионального заболевания, направлено соответствующее извещение в органы Ропотребнадзора для учета и расследования случая заражения медицинского работника коронавирусной инфекцией при исполнении должностных обязанностей.
Довод представителя истца о том, что заражение А.М.А. коронавирусной инфекцией при оказании медицинской помощи больным является несчастным случаем, подлежащим расследованию в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, а ответчик ГУЗ «Усманская ЦРБ» должен был провести расследование указанного несчастного случая, не принимается судом, поскольку случаи заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией при исполнении ими трудовых обязанностей подлежат расследованию как профессиональные заболевания в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 967 (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 10.04.2020 №550-ПР).
Кроме того, из анализа вышеуказанных норм, следует, что случаи заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией при исполнении ими трудовых обязанностей подлежат расследованию в соответствии с требованиями Положения N 967 органами Роспотребнадзора как профессиональные заболевания с оформлением соответствующего акта о случае профессионального заболевания.
В соответствии с ч.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
При изложенных выше обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется. Иных обоснований для удовлетворения иска, кроме указанных выше, сторонами суду не предъявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ордашовой К.М к ГУЗ «Усманская центральная районная больница» о возложении обязанности вынести приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая, провести расследование несчастного случая - отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.
Председательствующий: О.М. Полякова
Решение в окончательной форме изготовлено 15.03.2022 года.
Судья О.М. Полякова