Решение по делу № 2а-842/2019 от 16.01.2019

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

«14» февраля 2019 года дело № 2А-842/2019

г. Ростов-на-Дону

Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе судьи Черняковой К.Н.,

при ведении протокола судебного заседании секретарём судебного заседания Кондрашовой Н.А.,

при участии:

административного истца: Клименко В.И.;

представителя административного истца Махмудова В.Л., действующего на основании ордера, доверенности;

представителя административного ответчика Зотова А.А., действующего на основании доверенности, диплома;

рассмотрев в открытом судебном заседании для судебного разбирательства административного дела по административному исковому заявлению Клименко В. И. к федеральному государственному казенному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, об оспаривании решений организации, наделенной отдельными государственными полномочиями,

УСТАНОВИЛ:

Клименко В. И. (далее – Клименко В.И., административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Югрегионжилье», административный ответчик) об оспаривании решения организации, наделенной отдельными государственными полномочиями. В обоснование заявленных административных исковых требований ссылается на то, что решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20.09.2016, вступившим в законную силу, по гражданскому делу № 2-5554/2016, его исковые требования к ФГКУ «Югрегионжилье» об отмене решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании включить в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях удовлетворены. Суд обязал ФГКУ «Югрегионжилье» включить Клименко В.И. в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Решением от 11.10.2018 ФГКУ «Югрегионжилье» отказал ему в предоставлении субсидии для приобретения и (или) строительства жилого помещения, что явилось основанием для принятия решения от 12.10.2018 № 50 о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях. Полагает необоснованным указание административного ответчика на решение М. районного суда Ростовской области от 08.04.2014, с данным решением он не согласен. В период прохождения военной службы и в момент получения жилого помещения, в военном городе <...> гарнизона войсковой части , данная территория имела статус закрытой территории, следовательно, все жилые помещения, которыми обеспечивались военнослужащие, в том числе проходящие военную службу по контракту, входили в специализированный жилищный фонд Министерства Обороны Российской Федерации, что подтверждается также справкой Администрации М. городского поселения от 07.12.2018 о том, что квартира, расположенная по адресу: <...>, в реестре муниципальной собственности не числится. В связи с этим, полагает, что решение об исключении данного жилого помещения из жилого фонда не принималось, соответственно, оно является служебным. Также ссылается на решение М. районного суда Ростовской области от 02.12.2013, которым ему отказано в признании утратившим право пользования и снятию с регистрационного учета Губенко С.П., Губенко С.С., которые продолжают проживать в служебной квартире Министерства обороны Российской Федерации, чем препятствуют ему в сдаче служебной квартиры и реализации его законного права на предоставление субсидии для приобретения и (или) строительства жилого помещения, а собственник квартиры с 2010 года никаких усилий в выселении бывших членов семьи не имеющих право проживать с 2010 года не прикладывает, в связи с чем, считает вывод административного ответчика о том, что он распорядился жилым помещением, не являясь собственником, является ошибочным. Административный истец просит суд решение ФГКУ «Югрегионжилье» от 11.10.2018 № 28 «Об отказе в представлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения» отменить; решение ФГКУ «Югрегионжилье» от 12.10.2018 № 50 «О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях» отменить.

Административный истец, его представитель, в судебном заседании поддержали заявленные административные исковые требования, привели доводы в их обоснование, представили дополнительные доказательства по делу.

Административный ответчик в судебном заседании возражал относительно административного иска, сослался на доказательства, имеющиеся в материалах учетного дела, состоявшейся судебный акт.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные и собранные по делу доказательства, материалы учетного дела, дав им правовую оценку в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статья 3 КАС РФ предусматривает, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), вправе обратиться гражданин, организация, иные лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Тем самым, в нормах административного процессуального законодательства, конкретизирующих положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, находит свое отражение общее правило, согласно которому любому лицу судебная защита гарантируется исходя из предположения, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и были нарушены (либо существует реальная угроза их нарушения).

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде, в том числе решений органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений органа государственной власти, органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий, их решения не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам - на орган государственной власти, орган местного самоуправления, вынесший оспариваемое решение.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания, в том числе решений органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, административный истец не освобожден от обязанности представить доказательства тех обстоятельств, что оспариваемым решением органа государственной власти, органа местного самоуправления нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон о статусе военнослужащих), предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения военнослужащего жильем, помимо передачи жилых помещений в собственность бесплатно или получение жилья путем заключения договора социального найма.

Согласно абз. 3 п.1 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. При этом военнослужащие признаются нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

В силу п. 3 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 № 510, предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Как усматривается из материалов настоящего административного дела, на основании решения ФГКУ «Югрегионжилье» от 11.10.2018 № 28, в п. 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 № 510, Клименко В.И. отказано в предоставлении субсидии для приобретения и (или) строительства жилого помещения.

Основанием к отказу в предоставлении субсидии для приобретения и (или) строительства жилого помещения послужили установленные на основании документов учетного дела обстоятельства, а именно предоставление в период прохождения военной службы Клименко В.И. на состав семьи 3 человека: военнослужащий, супруга Губенко С.П., сын супруги Губенко С.С. служебной квартиры общей площадью 53,96 кв.м., расположенной по адресу: <...> на основании договора найма служебного жилого помещения от 02.11.2007 Приказом начальника Новочеркасской КЭЧ района от 11.03.2009 <...>, предоставленная Клименко В.И., включена в число служебных. В 2013 году был расторгнут брак между Клименко В.И. и Губенко С.П. Решением Миллеровского районного суда Ростовской области от 02.12.2013, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27.02.2014, в удовлетворении исковых требований Клименко В.И. к Губенко С.П., Губенко С.С. о признании утратившими права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета отказано.

Решением Миллеровского районного суда Ростовской области от 08.04.2014, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 03.07.2014, договор найма служебного жилого помещения от 02.11.2007 признан недействительным в части указания на служебное жилье, за Губенко С.С. признано право пользования жилым помещением по указанному адресу на условиях социального найма, а также признан незаконным приказ начальника Новочеркасской КЭЧ района от 11.03.2009 в части включения <...> в число служебных помещений.

Таким образом, административный ответчик пришел к выводу о том, что жилое помещение, занимаемое Клименко В.И., бывшими членами его семьи не является служебным, распорядился им, соответственно не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Вынесенное административным ответчиком решение от 11.10.2018 явилось основанием для снятия административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях путем вынесения решения от 12.10.2018 .

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 13 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Решением Миллеровского районного суда Ростовской области от 02.12.2013, вступившим в законную силу, установлено изменение статуса жилого помещения на жилое помещение к проживанию на условиях социального найма, а также указанно на отсутствие доказательств необходимости сдачи квартиры.

Как следует из вступившего в законную силу решения Миллеровского районного суда Ростовской области от 08.04.2014, вышеуказанные договор, приказ, признаны недействительными и незаконными в части указания на служебное жилье, а за Губенко С.С., как членом семьи нанимателя Клименко В.И., признано право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма. При этом судом, исходя из установленных обстоятельств, признано, что спорное жилое помещение не отнесено к числу специализированных в установленном порядке.

Принимая во внимание состоявшиеся судебные акты, следует исходить из положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, согласно которым, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Доводы административного истца о несогласии с приведенными решениями суда, не являются основанием для переоценки обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами.

В рассматриваемом случае, административный истец, как наниматель жилого помещения социального найма, не лишен возможности проживания в нем.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Доводам, приведенным административным истцом в настоящем судебном разбирательстве, была дана судебная оценка при рассмотрении и принятии вышеуказанных решений судов. Установленные Миллеровским районным судом Ростовской области обстоятельства в рассматриваемом споре имеют преюдиционное значение, обязательны для суда и не подлежат повторному оспариванию.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, проанализировав положения действующего законодательства, суд не усматривает оснований для признания незаконным оспариваемых решений, поскольку административный ответчик действовал в соответствии с требованиями ЖК РФ, вышеприведенных нормативно-правовых актов, в пределах предоставленных ему законом полномочий. Административный истец реализовал своё право на обеспечение жильем, в связи с чем, не имеется оснований предоставления ему субсидии. Реализация административным истцом права на получение жилья в натуральном виде, исключает право на получение жилищной субсидии, что соответствует положениям ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, нашедшей отражение в определениях от 20.03.2014 № 660-О, от 15.07.2004 № 272-О, от 24.09.2012 № 1580-О, от 22.11.2012 № 2105-О, от 24.12.2012 №2351-О, от 24.12.2013 № 2111-О.

Таким образом, оспариваемые решения ответчика законны, основаны на вступивших в законную силу судебных актах, а заявленные административные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований Клименко В. И. к федеральному государственному казенному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, об оспаривании решений организации, наделенной отдельными государственными полномочиями, о признании оспариваемых решений организации, наделенной отдельными государственными полномочиями, незаконными, полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 февраля 2019 года.

Председательствующий: подпись

Копия верна

Судья К.Н. Чернякова

2а-842/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Клименко Валерий Иванович
Ответчики
ФГКУ Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации
Суд
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону
Дело на сайте суда
oktyabrsky.ros.sudrf.ru
16.01.2019Регистрация административного искового заявления
17.01.2019Передача материалов судье
18.01.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2019Подготовка дела (собеседование)
30.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2019Судебное заседание
14.02.2019Судебное заседание
19.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020Регистрация административного искового заявления
16.03.2020Передача материалов судье
16.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2020Подготовка дела (собеседование)
16.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020Дело оформлено
16.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее