Адм. дело № 12-388/2021
УИД 21RS0023-01-2021-001956-36
Р Е Ш Е Н И Е
28 мая 2021 года г. Чебоксары
(резолютивная часть оглашена 24.05.2021.)
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Евстафьев В.В., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Воробьева Александра Юрьевича на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике ----- от дата о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике ----------- от дата и.о. министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Воробьев А.Ю. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвернут наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000,00 руб..
Вышеуказанное постановление обжаловано и.о. министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Воробьевым А.Ю. в Ленинский районный суд адрес по мотиву несоответствия выводов, изложенных в постановлении и фактическим обстоятельствам дела, применения норм материального права, не подлежащих применению и отсутствия состава административного правонарушения.
Воробьев А.Ю., извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явился. Извещение суда возвращено в суд с отметкой почты «Истек срок хранения». Полагаю возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Воробьева А.Ю., так как его доводы о невиновности подробно изложены в жалобе.
Представитель Государственной инспекции труда в Чувашской Республике в суд также не явился.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно части первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Согласно ст.229 Трудового кодекса Российской Федерации для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек.
Согласно п. 8 Приложения № 2 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденное Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 г. № 73, расследование несчастных случаев, указанных в п. 3 настоящего Положения, проводится комиссиями по расследованию несчастных случаев (далее - комиссия), образуемыми и формируемыми в соответствии с положениями статьи 229 Кодекса и требованиями настоящего Положения, в зависимости от обстоятельств происшествия, количества пострадавших и характера полученных ими повреждений здоровья. Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов.
В нарушении указанных требований для расследования несчастного случая, происшедшего дата с начальником отдела охраны окружающей среды и регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО1 создана комиссия в составе 4-х человек (из четного числа членов комиссии) согласно приказу ----- от дата, что было выявлено в ходе внеплановой документарной проверки в отношении Минприроды Чувашии в период с дата по дата.
Кроме того, при проведении расследования несчастного случая не полной меры были выполнены требования законодательства и иных нормативных актов, регламентирующих проведение расследования.
Так, в соответствии с абзацами 1, 8, 11 ст.292.2 Трудового кодекса Российской Федерации, при расследовании каждого несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего. Материалы расследования несчастного случая включают планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости-фото-и видеоматериалы, протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших.
В нарушении указанных требований, в материалах расследования несчастного случая, происшедшего дата со ФИО1 на момент проверки отсутствовал протокол опроса и объяснение пострадавшего. В материалах расследования отсутствовали эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, фото - и видеоматериалы.
По существу не было установлено ни место получения травмы ФИО1, ни обстоятельства данного происшествия.
Также, согласно протоколу об административном правонарушении от дата и постановлению о привлечении к административной ответственности от дата, и.о. министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Воробьеву А.Ю. вменено в вину составление акта о несчастном случае не связанном с производством не в свободной форме, как то предусмотрено Приложением 2 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 г. № 73, а по форме 4, предусмотренном приложением №1 к указанному Постановлению № 73, и которая применяется для оформления акта о расследовании тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом.
Отмечено, что в акте о расследовании несчастного случая на производстве отсутствует подробное описание обстоятельств, событий и последовательность действий пострадавшего, которые привели к травме (во сколько пострадавший прибыл на работу; (какую работу он выполнял; кем был допущен к работе; где, в какое время и с кем употреблял спиртные напитки и т. д.), также не указаны причины, вызвавшие несчастный случай и ответственные лица за допущенные нарушения законодательных и иных нормативных правовых и локальных нормативных актов, явившихся причинами несчастного случая, что нарушает требования ст.229.2, 230 Трудового кодекса Российской Федерации.
Действительно, описательная часть акта (с использованием формы 4) по обстоятельствам происшествия содержит сведения лишь о получении начальником отдела охраны окружающей среды и регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО1 травмы дата около 17 час.20 мин. в результате падения с лестницы между первым и вторым этажами здания, о том, что он находился в отпуске и на работу не вызывался, находился в состоянии опьянения.
В то же время после получения предписания государственного инспектора труда, был составлен новый акт от дата, в котором обстоятельства происшествия были описаны более полно.
Обжалуя постановление Воробьев А.Ю. ссылается на то, что избранная форма оформления несчастного случая, произошедшего со ФИО1 (форма 4) не является нарушением нормативных требований, так как предусмотрена свободная форма составления акта о несчастном случае, в случае если он не связан с производством. Данный довод не состоятелен, так как составление акта по форме 4 прямо предусмотрено в случае оформления несчастного случая на производстве - тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом.
Также не может быть принят во внимание довод о том, что перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая, так как данное утверждение может быть признано правомочным лишь в случае выполнения целей расследования, а именно - установление обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, выработку предложений по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.
В постановлении обосновано указано, что у исполняющего обязанности министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Воробьева А.Ю. имелась возможность для соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наказание назначено Воробьеву А.Ю., в пределах санкции ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, жалоба Воробьева А.Ю. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике ----------- от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении исполняющего обязанности министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Воробьева Александра Юрьевича оставить без изменения, жалобу Воробьева А.Ю. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья В.В. Евстафьев
Копия верна судья: