Судья Агишева М.В. Дело № 33-9491/2023
(№ 2-1307/2023/2023)
64RS0048-01-2023-001694-06
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2023 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Степаненко О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Молодых Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Курбатова Владимира Федоровича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Саратовской области» о взыскании недополученной пенсии, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Курбатова Владимира Федоровича на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 03 августа 2023 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения истца Курбатова В.Ф. и его представителя Силантьевой Т.В., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика Нижниковой Ю.С., возражавшей по доводам жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы с учетом дополнений к ней, судебная коллегия
установила:
Курбатов В.Ф. обратился в суд с исковыми требованиями к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Саратовской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области») о взыскании недополученной пенсии, компенсации морального вреда.
Требования мотивировал тем, что с января 1972 года по январь 1987 года проходил военную службу в 1359 военном представительстве Министерства обороны СССР на должностях военпреда, заместителя старшего военпреда с должностными окладами I категории. Приказом Главнокомандующего Ракетными войсками от 13 января 1987 года № 09 освобожден от должности заместителя старшего военпреда 1359 ВП МО I категории и назначен начальником группы 1359 ВП МО II категории с сохранением должностного оклада заместителя старшего военпреда 1359 ВП МО I категории. При выходе на пенсию в октябре 1987 года Донецким областным военным комиссариатом ему назначена пенсия с должностного оклада заместителя старшего военпреда 1359 ВП МО I категории (27 тарифный разряд), которую он получал в течение 26 лет 5 месяцев. После переезда на постоянное место жительство в Российскую Федерацию ему оформлена пенсия ЦСО Саратовского областного военного комиссариата с должностного оклада начальника группы 1359 ВП МО по II категории (22 тарифный разряд), который он никогда не получал и он не указан в его расчетной книжке, напротив, в расчетной книжке на момент его увольнения с военной службы записан должностной оклад заместителя старшего военпреда 1359 ВП МО I категории в размере 200 руб. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец полагал, что размер его военной пенсии исчислен ответчиками неверно, и он подлежит перерасчету, а недополученная пенсия взысканию с 01 апреля 2014 года.
Считая свои пенсионные права нарушенными, Курбатов В.Ф. обратился в суд, который с учетом уточнений просил возложить на ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» обязанность выплатить ему недополученную пенсию за период с 01 апреля 2014 года по август 2023 года в размере 420 000 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 03.08.2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Курбатов В.Ф. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, ссылаясь на абз. 2 п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4469-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», закрепляющего, что право на получение пенсий, назначенных до 01 февраля 1993 года в соответствии с Законом СССР от 28 апреля 1990 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих» и другими ранее действовавшими нормативными актами, не пересматривается.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов пенсионного (личного) дела № БС-121727, что с 06 сентября 1985 года по 13 января 1987 года Курбатов В.Ф. проходил службу в должности заместителя старшего военпреда 1359 военного представительства Министерства обороны (сведения отражены в послужном списке).
Приказом Главнокомандующего Ракетными войсками от 13 января 1987 года № 09 подполковник Курбатов В.Ф. освобожден от занимаемой должности заместителя старшего военпреда 1359 военного представительства Министерства обороны и назначен на должность начальника группы того же военного представительства.
Приказом Главнокомандующего Ракетными войсками от 24 сентября 1987 года № 0261 Курбатов В.Ф. уволен с военной службы с должности начальника группы 1359 военного представительства Министерства обороны в звании подполковник.
Пенсия по выслуге лет назначена Курбатову В.Ф. с 24 октября 1987 года в военном комиссариате Донецкой области после увольнения с военной службы.
Как следует из материалов пенсионного (личного) дела № БС-121727, исчисление пенсии Курбатову В.Ф. произведено исходя из размера оклада по воинской должности начальник группы, указанного при увольнении с военной службы в 14 разделе расчетной книжки, т.е. из 200 руб. Выплата пенсии производилась Курбатову В.Ф. по 31 марта 2014 года. В связи с переездом к новому месту жительства в Саратовскую область выплата указанной пенсии была прекращена с 01 апреля 2014 года.
Как следует из материалов пенсионного (личного) дела № БС-121727, центром социального обеспечения военного комиссариата Саратовской области с 01 апреля 2014 года Курбатову В.Ф. была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом № 4468-1 и выплачивается по настоящее время.
Правильность исчисления пенсии Курбатову В.Ф. была проверена 16 сентября 2014 года ревизионной группой Центрального военного округа.
В результате проведенной ревизии был уточнен размер оклада по воинской должности и произведен перерасчет пенсии с 01 октября 2014 года исходя из размера оклада по воинской должности по 22 тарифному разряду из расчета 26 000 руб. произведена доплата разницы пенсии с 01 апреля 2014 года по 30 сентября 2014 года в размере 4186 руб. 68 коп.
По состоянию на 01 июля 2023 года размер пенсии Курбатова В.Ф. составляет 52 632 руб. 18 коп.
Выплата пенсии истцу производится из оклада по последней штатной должности начальник группы 1359 военное представительство Министерства обороны по 22 тарифному разряду, воинскому званию подполковник и ежемесячной надбавки за выслугу лет (31 год) в размере 40 %.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что военным комиссариатом размер пенсии Курбатова В.Ф. исчислен и выплачивается в соответствии с нормами законодательства, действующего на дату увольнения на пенсию по выслуге лет, по нормам законодательства СССР из должностного оклада по воинской должности, занимаемой им перед увольнением, а не из сохраненного должностного оклада «заместителя старшего военпреда».
Такие выводы суда признаются судебной коллегией правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Правовые основания назначения и выплаты пенсий военнослужащим регулируются Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (с последующими изменениями и дополнениями), статьей 56 которого предусмотрено, что выплата пенсий производится по месту жительства или по месту пребывания пенсионеров в пределах РФ.
Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств определен Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.
В статье 1 Соглашения от 13 марта 1992 года и в статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей осуществляется в соответствии с законодательством государств - участников перечисленных Соглашений, на территории которых проживают указанные лица.
На основании статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии может быть продолжена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства, в случае отсутствия правовых оснований для назначения пенсии того же вида по новому месту жительства. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
Согласно пункту 2 статьи 2 Соглашения размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
Таким образом, в статье 2 Соглашения от 15 мая 1992 года для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (пункт первый), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (пункт второй) установлены различные правила относительно применяемого национального законодательства.
Толкование пункта 1 статьи 2 Соглашения применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство-участника Соглашения, означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.
Пункт 2 статьи 2 Соглашения предусматривает, в каком порядке определяется размер денежного довольствия для назначения пенсии - по законодательству государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие, то есть в данном случае - в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации.
На день увольнения истца действовало Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 года № 986 «Об утверждении положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей», которое утратило силу с 01 января 1991 года в связи с изданием Постановления Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 года.
В соответствии с п. 60 Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 года № 986 пенсии, назначаемые военнослужащим, исчисляются лицам офицерского состава, переведенным после 25 апреля 1967 года по состоянию здоровья или возрасту непосредственно с летной работы, подводных лодок и минных тральщиков на должности с меньшим окладом денежного содержания, которые на день перевода имели выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в последующем, при увольнении с действительной военной службы, пенсии могут исчисляться из оклада денежного содержания по должности, занимаемой до указанного перевода, и оклада по воинскому званию на день увольнения. С соблюдением указанных условий могут также исчисляться пенсии лицам офицерского состава в званиях полковника, ему соответствующего и выше, переведенным после 12 декабря 1977 года в интересах службы в установленном порядке по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим окладом денежного содержания, имевшим ко дню перевода право на пенсию за выслугу лет.
Условия, предусмотренные Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 № 986, для исчисления пенсии из оклада денежного содержания по должности, занимаемой до указанного перевода, у истца отсутствовали, так как он имел звание подполковника и переведен с должности, которую он занимал менее трех лет.
Согласно подпункту «а» п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном п. 8 настоящего Постановления, включать уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в пп. «в», «г» и «д» настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.
Офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях полковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 года № 1134 внесены изменения в указанный подпункт - слова: «в званиях полковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет» заменены словами: «в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года».
Однако, в данном Постановлении не предусмотрена возможность распространения его действия на отношения, возникшие до введения его в действие.
В соответствии с требованиями Приложения № 6 «Правил составления приказов по личному составу» к Наставлению по учету личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота, которое было введено в действие приказом Министра обороны СССР от 01 ноября 1982 года № 0200, пояснения к пунктам приказа («боковики») располагаются непосредственно под соответствующими пунктами приказов. При этом, в приказах Министра обороны о перемещении в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту на должности с меньшим окладом денежного содержания лиц офицерского состава в звании полковники, ему соответствующем и выше, имеющих ко дню перемещения право на пенсию по выслуге лет, занимающих не менее трех лет должность, с которой они перемещаются, а также в приказах о перемещении офицеров по состоянию здоровья или возрасту непосредственно с летной работы, подводных лодок и минных тральщиков на должности с меньшим окладом денежного содержания и в приказах об оставлении офицеров в занимаемых должностях без права выполнения летной работы, указываются год рождения, партийность, образование, выслуга лет (в календарном и льготном исчислении), дата назначения на должность и оклад денежного содержания по последней должности до перемещения (вместе с прибавкой в сумме 20 рублей взамен продовольственного пайка), причина перемещения, а также сохранение за офицером, в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР от 26 апреля 1967 года № 375 и 13 декабря 1977 года № 1076 права на исчисление пенсии за выслугу лет из должностного оклада, который он получал до перемещения.
Таким образом, решение о сохранении за военнослужащими месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при назначении их на воинские должности с меньшими месячными окладами оформляются приказами командиров (начальников), которые осуществляют назначение военнослужащих на воинские должности с меньшими месячными окладами, по представлению соответствующих кадровых органов на основании рапортов военнослужащих. Выписки из указанных приказов приобщаются к личным делам военнослужащих.
Как верно указал суд первой инстанции при рассмотрении спора предусмотренные Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 года № 986, для исчисления пенсии из оклада денежного содержания по должности, занимаемой до указанного перевода, у истца отсутствовали, так как он имел звание подполковника и переведен с должности, которую он занимал менее трех лет.
Следовательно, выплата истцу пенсии исходя из окладов по последней штатной должности и воинскому званию на день увольнения соответствует закону.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела, и исследованным судом доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм.
Как следует из апелляционной жалобы, Курбатов В.Ф. полагает, что при исчислении ему пенсии за выслугу лет ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» должен быть применен абз. 2 п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4469-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», закрепляющего, что право на получение пенсий, назначенных до 01 февраля 1993 года в соответствии с Законом СССР от 28 апреля 1990 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих» и другими ранее действовавшими нормативными актами, не пересматривается.
Судебной коллегией данный довод апелляционной жалобы отклоняется, поскольку право на получение Курбатовым В.Ф. пенсии по выслуге лет на территории Российской Федерации, ранее назначенной 24 октября 1987 года в военном комиссариате Донецкой области после увольнения с военной службы, не оспаривалось, пенсия по выслуге лет Курбатову В.В. производится на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда и оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 03 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Курбатова Владимира Федоровича – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи