Судья Копин С.А. № 33-260/2013
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2013 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Глушенко Н.О.,
судей Данилова О.И., Соляникова Р.В.
при секретаре Хяниной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Пудожского городского поселения на решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 07 ноября 2012 г. по иску Лучкиной В.П., Бадковой А.А. к администрации Пудожского городского поселения, ООО «УК ЖКХ» об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Данилова О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истицы обратились в суд с иском по тем основаниям, что они проживают в домах ХХ и ХХ по ул.Г. в г.П.. Рядом с жилыми домами истиц (на расстоянии около ХХ метров) размещена площадка мусоросборника, где обычно находятся ХХ-ХХ контейнера. Мусор и отходы с данной площадки растаскиваются собаками, разносятся ветром, при выпадении из контейнеров и погрузке в автомашины не подбираются работниками обслуживающей организации, в связи с чем регулярно разбросаны по прилегающей к жилым домам территории, чем нарушены права истиц и их семей на благополучную окружающую среду и надлежащую санитарную обстановку. Истицы просили обязать ответчиков перенести мусоросборочную площадку от жилых домов и разместить ее в соответствии с санитарными нормами и требованиями.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Пудожского муниципального района.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию Пудожского городского поселения в течение месяца со дня вступления решения в законную силу произвести размещение мусоросборной площадки, расположенной у домов № ХХ и № ХХ по ул.Г. в г.П., в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88. С администрации Пудожского городского поселения в пользу Лучкиной В.П. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме ... руб.
С принятым судебным постановлением не согласна администрация Пудожского городского поселения, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к ней. В обоснование жалобы указывает, что в ходе судебного заседания, в частности, из пояснений представителя третьего лица, было установлено правомерное размещение спорной контейнерной площадки.
Кроме того, считает, что суду не было предоставлено доказательств, свидетельствующих о размещении контейнерной площадки на расстоянии менее 20 м от жилых домов.
В возражениях на апелляционную жалобу истицы просили оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Санитарные требования к содержанию территорий населенных мест установлены Санитарными правилами содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденными Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88.
В силу п. 2.2.3 данных Правил площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела, истица Лучкина В.П. является собственником жилого помещения в доме ХХ по ул.Г. (дом ХХ по ул. М.), а истица Бадкова А.А. зарегистрирована в жилом помещении дома ХХ по ул.Г. в г.П.. Указанные дома введены в эксплуатацию в ХХ и ХХ годах соответственно. В ХХ году рядом с жилыми зданиями установлена мусороуборочная площадка, которая находится от них на расстоянии менее ХХ метров. Возведение места временного хранения отходов в непосредственной близости от жилых домов неблагоприятно отражается на окружающей среде и санитарной обстановке местности, поскольку мусор и отходы разносятся по прилегающей к домам территории, имеют неприятный запах. Неоднократные обращения истиц за решением проблемы в различные органы к положительному результату не привели.
Указанные обстоятельства ответчиками и третьими лицами не оспаривались.
Согласно сведениям, представленным администрацией Пудожского муниципального района, земельный участок, на котором находятся контейнеры, в аренду, собственность, а также под размещение мусороуборочной площадки не предоставлялся.
Оценив в совокупности представленные доказательства, с учетом обозначенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорная мусороуборочная площадка установлена с нарушением требований к размещению мест временного хранения отходов, установленных Санитарными правилами содержания территорий населенных мест, что повлекло нарушение прав истиц на благоприятную окружающую среду.
С учетом положений ст. 12 ГК РФ, а также положений Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «Пудожское городское поселение», регулирующих полномочия органов местного самоуправления поселений в сфере организации обращения с отходами потребления, судебная коллегия полагает правомерным возложение судом обязанности по переносу и установке мусоросборочной площадки в соответствии с санитарными нормами и требованиями на администрацию Пудожского городского поселения. Срок, установленный судом для исполнения данной обязанности, является разумным.
Довод апелляционной жалобы о правомерном расположении мусоросборочной площадки, поскольку решение о ее нынешнем месторасположении принято комиссионно, не нашел своего подтверждения.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Действительно, в силу п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Однако ответчиком соответствующего акта комиссии о согласовании размещения спорной мусоросборочной площадки, утвержденного исполнительным органом местного самоуправления, суду не представлено. В связи с чем пояснения представителя третьего лица – Роспотребнадзора о комиссионном согласовании места нынешнего расположения спорной мусоросборочной площадки в силу ст. 60 ГПК РФ не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства. Расположение контейнерной площадки на расстояние менее установленной нормы подтверждается доказательствами, представленными стороной истца, не опровергнутыми стороной ответчика.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 07 ноября 2012 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Пудожского городского поселения – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Деперсонификацию выполнил помощник судьи
____________________ (Чернобай Н.Л.), _____ _________________ 2013 г.
«Согласовано» судья Верховного суда Республики Карелия
____________________ (Данилов О.И.), _____ __________________ 2013 г.
«Разместить на сайте суда» Председательствующий состава
____________________ (Глушенко Н.О.), ______ ________________ 2013 г.