Судья Савостин А.Н. дело №33-10814/23 (№2-220/2023)
УИД 22RS0056-01-2023-000264-72
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2023 г. г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О.
судей Довиденко Е.А., Медведева А.А.
при секретаре Орликовой С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации <адрес> Алтайского края на решение Тюменцевского районного суда Алтайского края от 6 октября 2023 г. по делу
по иску прокурора <адрес> Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию <адрес> Алтайского края в лице администрации <адрес> Алтайского края, муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «<адрес> детская школа искусств» о возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
<адрес> Алтайского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному образованию <адрес> Алтайского края в лице администрации <адрес> Алтайского края, муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «<адрес> детская школа искусств», в котором просит:
- возложить на МО <адрес> обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу профинансировать мероприятия по приобретению, установке, вводу в эксплуатацию резервного источника электропитания в здании ДШИ, расположенного по адресу: <адрес>;
- возложить на ДШИ обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать резервным источником электроэнергии здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указал, что МБУДО «<адрес> детская школа искусств» является муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования, относится ко *** категории надежности электроприемников, которые в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников электропитания, однако в нем отсутствует резервный источник электроснабжения. При нарушении электроснабжения от одного из источников электропитания для него допустимы лишь перерыв электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады. Обязанность по финансированию ДШИ лежит на администрации МО <адрес>, как на учредителе и собственнике имущества ДШИ. С учетом того, что теплоснажение ДШИ осуществляется котельной данного образовательного учреждения, отсутствие резервного источника электроэнергии в случае отключения электроснабжения (в том числе аварийного) в зимний период, не только может привести к остановке образовательного процесса, но и создать угрозу жизни и здоровью учащихся и персонала школы.
Решением Тюменцевского районного суда Алтайского края от 6 октября 2023 г. исковые требования прокурора <адрес> Алтайского края удовлетворены;
на муниципальное образование <адрес> Алтайского края в лице администрации <адрес> Алтайского края (ИНН *** возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу профинансировать мероприятия по приобретению, установке, вводу в эксплуатацию резервного источника электропитания здания муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «<адрес> детская школа искусств», расположенного по адресу: <адрес>;
на муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «<адрес> детская школа искусств» (ИНН ***) возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать резервным источником электроэнергии здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>.
В апелляционной жалобе ответчик администрация просит об отмене судебного акта, указывая, что школа 1989года постройки оснащена электротехническими устройствами, реконструкция котельной с даты постройки не производилась, расположенная в ней электроустановка не является вновь сооружаемой, между тем, Правила устройства электроустановок от 8.07.2002 №204 распространяются на вновь сооружаемые электроустановки, а для действующих рекомендовано применение Правил, если это повышает надежность электроустановок или, если её модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, однако доказательств необходимости повышения надежности имеющейся электроустановки не представлено; школа имеет третью категорию надежности.
Прокурор в суде апелляционной инстанции возражал против удовлетворения жалобы. Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в обжалуемой части в соответствии с ч.1 и ч.2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся и воспитанников в образовательных организациях района. В ходе проведенной проверки установлено, что в МБУДО «<адрес> детская школа искусств» в <адрес> отсутствует резервный источник электроснабжения, ДШИ относится ко *** категории надежности электроснабжения. Прокурором внесено представление по устранению нарушений законодательства, которые фактически не устранены(л.д.8-10).
Из материалов дела усматривается, что администрацией <адрес> был утвержден перечень социально значимых и критически важных объектов района, в который включена котельная, расположенная в <адрес>, независимые(резервные) источники электроснабжения отсутствуют, имеется потребность в дополнительных РИСЭ(л.д.89-90).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правил устройства электроустановок (утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204), установив отсутствие резервного источника электропитания в котельной второй категории надежности электроснабжения, которая находится в муниципальной собственности и в соответствии с требованиями ст. 210 ГК РФ бремя содержания которой возложено на администрацию района, обязанную осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, пришел к выводу о возложении обязанности на администрацию района профинансировать мероприятия по приобретению, установке, вводу в эксплуатацию РИСЭ здания МБУДО «<адрес> детская школа искусств», а на данное учреждение - оборудовать данным РИСЭ.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они обоснованы и соответствуют требованиям закона, а также обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2013 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (п. п. "г" и "ж" п. 2 ст. 11).
Согласно ст. 14 указанного Федерального закона организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, создание условий для осуществления ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Часть 3 статьи 5 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусматривает, что субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.
Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 N утверждены Правила устройства электроустановок, согласно которых, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории, при этом, к электроприемникам второй категории отнесены электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей (пункта 1.2.18).
Пунктом 1.3 названных Правил предусмотрено, что электрооборудование тепловых электроустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок.
1.2.20 Правил установлено, что электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Согласно п. 1.12 СНиП II-35-76 "Котельные установки" котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.
Принимая во внимание указанное, доводы ответчика, по сути, об отсутствии требований к оснащению котельной школы резервными источниками электроснабжения, в том числе по мотиву, что реконструкция котельной с даты постройки не производилась и расположенная в ней электроустановка не является вновь сооружаемой, а Правила устройства электроустановок от 8.07.2002 №204 распространяются на вновь сооружаемые электроустановки, основаны на неверном толковании норм материального права. Обеспечение образовательной организации, электроустановка которой вопреки доводам ответчика относится ко *** категории надежности электроснабжения, резервным источником питания будет способствовать недопущению нарушений прав граждан на безопасное и качественное энергоснабжение, направлено на обеспечение уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, что соответственно, повышает надежность электроустановки, а также нацелено на создание безопасных условий обучения. Остановка котельного оборудования вследствие прекращения подачи электроэнергии, в отсутствии резервного источника питания в качестве негативных последствий может повлечь нарушение прав и законных интересов детей и работников данного учреждения на своевременное и в полном объеме получение коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, что недопустимо.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит, оснований для выхода за пределы жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. С учетом изложенного, основания для отмены решения суда в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Тюменцевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации <адрес> Алтайского края– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГ