Решение по делу № 33-1743/2021 от 11.05.2021

Судья Буш В.Е. № 33-1743/2021

10RS0017-01-2020-000954-30

2-767/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июня 2021 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Королевой С.В.

судей Касянчук Е.С., Евтушенко Д.А.

при ведении протокола помощником судьи Цереленко Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 17 августа 2020 года по иску Одинцова Ю. Н. к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о включении периодов прохождения военной службы в стаж работы и обязании произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

иск предъявлен по тем основаниям, что решением ГУ – УПФ РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) отказано Одинцову Ю.Н. в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с прохождением военной службы по призыву в период с 01.11.1982 по 02.11.1984 в районах Крайнего Севера по причине отсутствия данного стажа. Выражая свое несогласие с данным решением, истец просил признать его незаконным, обязать ответчика включить период прохождения военной службы по призыву с 01.11.1982 по 02.11.1984 в стаж работы в РКС, произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом спорного периода с 07.04.2020, а также взыскать с ответчика расходы по составлению иска в размере 3000 руб.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. С учетом определения от 14.09.2020 об исправлении описки, суд обязал ответчика включить Одинцову Ю.Н. период действительной срочной военной службы с 01.11.1982 по 02.11.1984 в стаж работы в РКС, произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой части пенсии с учетом стажа работы в РКС с 01.05.2020. С ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы в размере 1500 руб. В остальной части иска отказано.

С данным решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы ссылается на отсутствие правовых оснований для включения истцу в стаж работы в особых климатических условиях периода прохождения военной службы по призыву и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 10.11.2020 решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 17.08.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.

Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2021 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 10.11.2020 отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Определением суда от 08.06.2020 произведена замена ответчика - государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) правопреемником - государственным учреждением – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика на основании доверенности Корнилов В.В. апелляционную жалобу поддержал.

Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав объяснения представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено, что 07.04.2020 Одинцов Ю.Н., являясь получателем страховой пенсии по старости, обратился в адрес ГУ-УПФ РФ в г. Сортавала РК (межрайонное) с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в удовлетворении которого решением от 14.04.2020 ему было отказано по причине отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера.

В заявлении Одинцов Ю.Н. ссылался на прохождение в период с 01.11.1982 по 02.11.1984 действительной военной службы по призыву в войсковой части, которая дислоцировалась в г.Сафоново Мурманской области. После увольнения с военной службы истец 07.01.1985 был принят на работу слесарем в Ляскельский ЦБЗ (Питкярантский район Республики Карелия).

Удовлетворяя заявленные Одинцовым Ю.Н. требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст.12, 17 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях», Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029, а также разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума ВС РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», учитывая то, что истец проходил действительную срочную военную службу в районе Крайнего Севера и устроился на работу в организацию, располагавшуюся в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в течение трех месяцев после увольнения в запас, пришел к выводу, что период прохождения военной службы по призыву подлежит включению в стаж работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в целях установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в повышенном размере.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч.8 ст.13 от ХХ.ХХ.ХХ № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии с ч.ч. 4, 6 ст.17 указанного Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с ч. 1 ст.18 Закона размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Одним из условий для установления и соответственно перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном ч.4 ст.17 Закона (за работу в районах Крайнего Севера) и ч.6 ст. 17 Закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

Согласно Постановлению Совета М. С. от 25.03.1968 №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Также данными Указами предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.

Исходя из анализа вышеуказанных норм, право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными законом не предусмотрено, следовательно, оснований для включения спорного период в стаж работы в РКС у суда не имелось.

Вывод суда первой инстанции о необходимости подсчета стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в таком же порядке, который применяется для назначения пенсии за работу в указанных районах и местностях, незаконен.

Таким образом, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований и приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда в соответствии п.п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 17 августа 2020 года по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение об отказе Одинцову Ю. Н. в иске.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления могут быть обжалованы в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу через суд, принявший решение по делу.

Председательствующий

Судьи

33-1743/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Одинцов Юрий Николаевич
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное)
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Королева Светлана Валентиновна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
12.05.2021Передача дела судье
08.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2021Передано в экспедицию
08.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее