К делу № 2-2498/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2022г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Сотниковой Е.В., при секретаре Луганцевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Наталенко В.А. к МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, ИП Топольской И.В. об обязании осуществить мероприятия по обращению с животными без владельцев, направленные на отлов безнадзорных собак, и отловить их без возврата в прежние места их обитания,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально Наталенко В.А. обратился в Шахтинский городской суд с иском к МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты об обязании отловить безнадзорных собак, ссылаясь на то, что близи 4-го - 7-го подъездов д. 5 по <адрес> обитает 3 средние и одна малая безнадзорные собаки, которые, как указывает истец, неоднократно нападали на взрослых и детей. Истец также указывает, что ответчик своим ответом за № от ДД.ММ.ГГГГ признал, что в районе указанного дома обитает несколько безнадзорных собак, которые ранее отлавливались, стерилизовались, помечены ушными клипсами, их питание обеспечивает жительница <адрес>, для воздействия на которую рекомендовано обратиться в органы правопорядка по месту жительства. Также в иске истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ. в 15.45 час. на него напали данные 4 собаки, которые проявили немотивированную агрессивность и пытались его покусать, отбиться от них помогли пассажиры и водитель, проезжавшего вдоль дома автомобиля. Для преодоления пути вдоль дома при наличии собак ему приходится запасаться двумя-тремя камнями или палкой, чтобы их изгнать. ДД.ММ.ГГГГ. в Администрацию <адрес> истцом было направлено повторное заявление об отлове безнадзорных собак. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ. сообщалось, что заявка на отлов безнадзорных животных по <адрес> зарегистрирована в «Журнале учета заявок на отлов безнадзорных животных» и будет отработана в марте текущего года. Однако до настоящего времени безнадзорные собаки не отловлены. Истец указывает, что ответчик намеренно уклоняется от исполнения своих обязанностей по отлову безнадзорных собак. Имеются основания для отлова вблизи дома № по <адрес>: 3-х средних и одной малой безнадзорных собак без возврата в прежние места их обитания. Ранний отлов, стерилизация, питание собак жителями не могут быть основание к отказу в отлове. Истец считает, что это не предусмотрено ни Правилами отлова, ни Правилами благоустройства, ни законодательством. Поэтому истец просил обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты в течение недели с момента вступления решения в законную силу отловить 4-х безнадзорных собак, без возврата в прежние места их обитания, около дома № по <адрес>: среднего размера, чёрной масти, хвост саблеобразный, длинношёрстная (Фото 1), среднего размера, рыжей масти, хвост длинный, уши треугольные, короткошёрстная (Фото 2), среднего размера, чёрной масти с рыжими подпалинами на передних и задних конечностях и на морде, хвост длинный свисающий, уши треугольной формы, короткошёрстная (Фото 3), размера ниже среднего, чёрной масти с седой бородой, длинношёрстная (Фото 4). Взыскать с МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты в его пользу судебные расходы в размере 300 руб., понесённые при оплате госпошлины.
Впоследствии истец, в порядке ст. 39 ГПК РФ, неоднократно изменял исковые требования и, окончательно сформулировав, обратился в суд с иском к МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, ИП Топольской И.В. об обязании осуществить мероприятия по обращению с животными без владельцев, направленные на отлов безнадзорных собак, и отловить их без возврата в прежние места их обитания, ссылаясь на то, возврат безнадзорных собак без владельцев на прежнее место их обитания - двор многоквартирного дома № по <адрес> запрещён, поскольку это будет нарушать право жильцов дома и прохожих на благоприятную окружающую среду. Указывает, что земельный участок это фактически частная территория, которая принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. У земельного участка особый правовой режим, собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают его содержание и обслуживание. Также указывает, что согласно ответу за № от ДД.ММ.ГГГГ. начальника управления ветеринарии <адрес> К.А.Н.., критерии и порядок проведения оценки наличия или отсутствия у животных без владельцев, в том числе стерилизованных и имеющих несмываемые метки, немотивированной агрессивности в отношении других животных или человека, а также круг лиц, осуществляющих такую оценку, на сегодняшний день законодательно на федеральном уровне не определены. Поэтому истец считает, что ни ИП Топольская И.В., ни иные специалисты не могут провести оценку немотивированной агрессии в отношении любой собаки, поэтому, как считает истец, безнадзорные собаки не должны возвращаться в прежние места их обитания пока не будет проведена такая оценка. Также считает, что деятельность ИП Топольской И.В. по возврату безнадзорных собак в прежние места их обитания является незаконной. ДД.ММ.ГГГГ. ИП Топольской И.В. была выпущена ранее отловленная собака среднего размера, рыжей масти, хвост длинный, уши треугольные, короткошёрстная (Фото 2), индивидуальная учётная карточка животного без владельца от ДД.ММ.ГГГГ №, во двор дома по <адрес>, которая, со слов истца, начала обитать во дворе, кидаться и лаять на прохожих, собирать стаю. Как указывает, истец такое действие ИП Топольской И.В. привело к нарушениям тишины и безопасности во дворе. Считает, что МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты намеренно уклоняется от исполнения своих обязанностей по осуществлению мероприятий по обращению с животными без владельцев, направленных на отлов безнадзорных собак. Также считает, что ИП Топольская И.В. не исполняет условия Муниципального контракта № на выполнение работ по отлову животных без владельцев от ДД.ММ.ГГГГ., не отлавливает безнадзорных собак согласно наряд-заданиям № возвратила безнадзорную собаку на земельный участок многоквартирного дома № по <адрес>. Поэтому истец просил обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты в течение трёх суток с момента вступления решения в законную силу осуществить мероприятия по обращению с животными без владельцев, направленные на отлов 4-х безнадзорных собак, без возврата в прежнее место их обитания, около дома № по <адрес>: среднего размера, чёрной масти, хвост саблеобразный, длинношёрстная (Фото 1), среднего размера, рыжей масти, хвост длинный, уши треугольные, короткошёрстная (Фото 2), среднего размера, чёрной масти с рыжими подпалинами на передних и задних конечностях и на морде, хвост длинный свисающий, уши треугольной формы, короткошёрстная (Фото 3), размера ниже среднего, чёрной масти с седой бородой, длинношёрстная (Фото 4). Признать возврат ИП Топольской И.В. ранее отловленной собаки среднего размера, рыжей масти, хвост длинный, уши треугольные, короткошёрстная (Фото 2), индивидуальная учётная карточка животного без владельца от ДД.ММ.ГГГГ. №, на земельный участок многоквартирного дома № по <адрес> незаконным. Обязать ИП Топольскую И.В. в течение недели с момента вступления решения в законную силу отловить 4-х безнадзорных собак, без возврата в прежние места их обитания, около дома № по <адрес>: среднего размера, чёрной масти, хвост саблеобразный, длинношёрстная (Фото 1), среднего размера, рыжей масти, хвост длинный, уши треугольные, короткошёрстная (Фото 2), среднего размера, чёрной масти с рыжими подпалинами на передних и задних конечностях и на морде, хвост длинный свисающий, уши треугольной формы, короткошёрстная (Фото 3), размера ниже среднего, чёрной масти с седой бородой, длинношёрстная (Фото 4). Взыскать с ответчиков в его пользу в равных долях судебные расходы в размере 2 118 руб. 08 коп., из которых: 300 руб. - оплата госпошлины, 208 руб. 56 коп. - оплата почтовых услуг при отправке заявления о предоставлении сведений и документов от ДД.ММ.ГГГГ ИП Топольская И.В., 274 руб. - расходы на оплату флэшкарты, товарный чек № от ДД.ММ.ГГГГ., кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ., 255 руб. - расходы на оплату флэшкарты, товарный чек № от ДД.ММ.ГГГГ., кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ., 80 руб. - расходы на печать фотографий, товарный чек № от ДД.ММ.ГГГГ, 120 руб. - расходы на печать фотографий, товарный чек № от ДД.ММ.ГГГГ., 500 руб. 52 коп. - расходы на оплату почтовых услуг при отправке заявления о предоставлении сведений и документов от ДД.ММ.ГГГГ. в Государственную Думу, Минсельхоз, 40 руб. - расходы на печать фотографий, товарный чек № от ДД.ММ.ГГГГ., 460 руб. - расходы на получение выписки из ЕГРН на земельный участок, кассовый чек № от ДД.ММ.ГГГГ., чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ., а также обратить решение к немедленному исполнению в порядке ст. 212 ГПК РФ.
Истец – Наталенко В.А. в судебное заседание явился, измененные исковые требования, сформулированные в окончательной форме, поддержал в полном объеме и просил удовлетворить, при этом пояснил, что спорные собаки неоднократно совершали на него нападения, однако телесные повреждения ему причинены не были, за медицинской помощью в медицинские учреждения он не обращался. Также указал, что спорные собаки должны быть отловлены без возврата в прежние места обитания либо выпущены так, чтобы они не вернулись во двор дома № по <адрес>.
Представитель ответчика - МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты - Лыткина А.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, с иском не согласна, просила в удовлетворении иска отказать, по доводам изложенным в письменных возражениях, ссылаясь на то, что с 2018 года между МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты и ИП К.О.А. были заключены муниципальные контракты по отлову и содержанию бездомных животных, обитающих на территории города Шахты. Качество оказываемых услуг должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, соответствовать условиям Контракта, технического задания и требованиям действующего законодательства РФ, законодательства <адрес>. В рамках данных контрактов в период с 2020 года по 2022 год по <адрес>, в районе домовладений №, были отловлены безнадзорные собаки, которые в дальнейшем были возвращены в прежнюю среду обитания после проведения мероприятий, предусмотренных законодательством. ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты и ИП Топольская И.В. заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по отлову животных без владельцев. В рамках указанного контракта ДД.ММ.ГГГГ. было отловлено три головы безнадзорных собак, ДД.ММ.ГГГГ отловлено 2 головы безнадзорных собак, ДД.ММ.ГГГГ. отловлена 1 голова безнадзорных собак по адресам: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. состоялся комиссионный выезд в составе ведущего специалиста отдела уборки и содержания городской территории МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты Н.Э.А.., начальника Восточного территориального отдела В.А.В.., представителя подрядной организации по «Отлову животных без владельцев» Топольской И.В., а также представителя заявителя Наталенко И.В. с целью обследования территории по адресу: <адрес> на наличие безнадзорных животных. В результате данного обследования было установлено, что по вышеуказанному адресу находятся 4 собаки, а именно: 1 собака черная среднего размера с седой бородой, 1 собака черная с рыжим короткошерстная, 1 собака рыжая короткошерстная, 1 собака черная длинношерстная с клипсой, которая по законодательству не подлежит отлову. По факту ДД.ММ.ГГГГ. отловлено 2 головы: 1 собака рыжая короткошерстная, 1 собака черная с рыжим короткошерстная. Согласно индивидуальной карточке животного без владельца от ДД.ММ.ГГГГ. №, кобель среднего размера, черной масти, хвост прямой саблеобразный, с шерстью средней длины, имел осторожное и адекватное поведение во время отлова, прошел все профилактические и лечебные мероприятия, предусмотренные законодательством, животное клинически здорово, после поступления в приют имел спокойное и адекватное поведение, в социализации не нуждался, вследствие чего возвращен в среду прежнего обитания. Указанные сведения подтверждены специалистом в области ветеринарии К.А.А. Согласно индивидуальной карточке животного без владельца от ДД.ММ.ГГГГ. №, сука среднего размера бежевого (рыжего) окраса, шерсть средней длины, уши треугольные, имела осторожное и адекватное поведение во время отлова, прошла все профилактические и лечебные мероприятия, предусмотренные законодательством, животное клинически здорово, после поступления в приют имела спокойное и адекватное поведение, в социализации не нуждалась, вследствие чего возвращена в среду прежнего обитания. Указанные сведения подтверждены специалистом в области ветеринарии Владыкиным М.С. Также пояснила, что в настоящее время собаки, изображенные на фото № и № отловлены, содержатся в приюте на карантине, что подтверждается наряд-заданиями от ДД.ММ.ГГГГ., актом отлова № от ДД.ММ.ГГГГ. и индивидуальными карточка на животных от ДД.ММ.ГГГГ., из которых следует, что отловленные собаки во время отлова имели осторожное и адекватное поведение, животные клинически здоровы, после поступления в приют имеют спокойное и адекватное поведение, в социализации не нуждаются. Указанные сведения подтверждены специалистом в области ветеринарии Владыкиным М.С. Также указала, что, что требование истца об отлове безнадзорных собак без возврата в прежние места их обитания не могут быть удовлетворены, поскольку агрессивность собак не была установлена специалистами в области ветеринарии. Кроме того, отлову безнадзорных собак по адресу: <адрес> препятствуют жильцы дома.
Представитель ответчика ИП Топольской И.В. – Владыкин М.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, с иском не согласен и пояснил, что он работает ветеринарным врачом, имеет высшее образование, ему присуждена квалификация «Ветеринарный врач» по специальности «Ветеринария». ДД.ММ.ГГГГ. между МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты и ИП Топольская И.В. был заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по отлову животных без владельцев. В рамках данного муниципального контракта ими были отловлены собаки без владельцев, изображенные на Фото №, №, № в районе дома № по <адрес>. Отловленные собаки во время отлова имели осторожное и адекватное поведение, животные клинически здоровы, после поступления в приют имеют спокойное и адекватное поведение, в социализации не нуждаются. Собака, изображенная на Фото №, была ранее отловлена другим подрядчиком, имеет клипсу, поэтому повторному отлову не подлежит. Также пояснил, что из приюта не выпускаются только те собаки, которые агрессивны, то есть проявляют немотивированную агрессивность по отношению к человеку. Вывод об агрессивности собаки может быть сделан специалистом в области ветеринарии, которая проверяется специалистом по поведению и визуально. Им как специалистом в области ветеринарии, при отлове спорных безнадзорных собак было установлено, что данные собаки немотивированной агрессии не проявляют, при отлове они не лаяли, напротив, виляли хвостом, к ним спокойно подносилась рука, что указывает на признак дружелюбности собак по отношению к человеку, то есть данные собаки не представляют опасности для жизни и здоровья человека.
Выслушав истца, представителей ответчиков, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суде находит исковые требования Наталенко В.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями; утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными; иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 2).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 3).
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев", в качестве исполнителей мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. № утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории <адрес> (далее – Порядок от ДД.ММ.ГГГГ. №), который регулирует правоотношения, связанные с осуществлением деятельности по обращению с животными, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны.
Согласно п. 1.4 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ. №, мероприятия по обращению с животными без владельцев могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При проведении мероприятий по обращению с животными без владельцев юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют, в том числе отлов животных без владельцев; возврат не проявляющих немотивированной агрессивности животных без владельцев на прежние места обитания после завершения в приюте для животных мероприятий по стерилизации, мечению, карантинированию, лечению, вакцинации; транспортировку животных, содержавшихся в приюте, к месту прежнего обитания (п. 1.5 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ. №)
Согласно п. 1.6 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ. №, при проведении мероприятий по обращению с животными без владельцев должны соблюдаться действующие ветеринарно-санитарные нормы и правила.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя, в том числе: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при отлове животных без владельцев должны соблюдаться следующие требования: стерилизованные животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека.
Физические лица и юридические лица обязаны сообщать о нахождении животных без владельцев, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток, на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и обеспечивать доступ на указанные территории или объекты представителям организации, осуществляющей отлов животных без владельцев (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с Уставом МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №, одним из видов деятельности МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты является подготовка документов для проведения конкурса на размещение муниципального заказа, составление технического задания на работы в части благоустройства города, в том числе отлов бродячих собак; подготовка проектов и контроль порядка заключения договоров подряда на работы в части благоустройства города, в том числе отлов бродячих собак; организация взаимодействия, осуществление контроля и координирование работы организаций, независимо от форм собственности, в части благоустройства города, в том числе отлов бродячих животных (п.п.5.1.54, 5.1.55, 5.1.59 Устава).
Отлов безнадзорных собак проводится на основании устных и (или) письменных заявлений физических и юридических лиц.
Судом установлено, не оспорено сторонами и подтверждено показаниями свидетелей, данными ими в судебном заседании, что во дворе многоквартирного дома по <адрес> обитают 4 собаки без владельца, изображенные на Фото №, и имеющиеся в материалах дела.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ., земельный участок площадью 4 200 кв.м. по <адрес> имеет категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – земли под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройки. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о зарегистрированных правах и описание местоположения земельного участка отсутствуют.
При таких обстоятельствах, доводы истца о том, что земельный участок под многоквартирным домом по <адрес> принадлежит на праве частной собственности владельцам квартир в указанном доме, являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.
ДД.ММ.ГГГГ. Наталенко В.А. обратился в Администрацию <адрес> с заявлением об отлове бездомных собак около дома № по <адрес> с целью защитить прохожих от нападения стаи бездомных собак.
Письмом МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты от ДД.ММ.ГГГГ. за №, Наталенко В.А. сообщено о том, что в районе дома № по <адрес> обитают несколько безнадзорных собак, ранее отловленных, стерилизованных и помеченных путем крепления ушной клипсы. Питание данной группе животных обеспечивает жительница <адрес> в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. Наталенко В.А. повторно обратился в Администрацию <адрес> с заявлением на отлов безнадзорных собак: среднего размера, чёрной масти, хвост саблеобразный, длинношёрстная (Фото 1), среднего размера, рыжей масти, МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты сообщено о хвост длинный, уши треугольные, короткошёрстная (Фото 2), среднего размера, чёрной масти с рыжими подпалинами на передних и задних конечностях и на морде, хвост длинный свисающий, уши треугольной формы, короткошёрстная (Фото 3), размера ниже среднего, чёрной масти с седой бородой, длинношёрстная (Фото 4).
Электронным письмом то, что заявка на отлов безнадзорных животных по <адрес> зарегистрирована в «Журнале учета заявок на отлов безнадзорных животных» и будет отработана в марте текущего года.
Согласно п. 6.2 постановления Правительства РО от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об утверждении Порядка организации на территории <адрес> деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них", животные без владельцев, не проявляющие немотивированной агрессивности, подлежат возврату на прежние места их обитания.
Возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания осуществляется в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории <адрес>".
Согласно п.п. 2.1, 2.7 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ. №, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие отлов животных без владельцев, несут ответственность за их жизнь и здоровье. Все отловленные животные без владельцев подлежат незамедлительной транспортировке в приют.
В соответствии с п. 2.12 Порядка от 14.01.2020г. №, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие отлов животных без владельцев, ведут учет объема выполненных работ, связанных с отловом животных без владельцев, передают в приют следующие сведения об отловленных животных при их сдаче: вид животного, примерный возраст, размер, окрас животного, описание шерсти (короткошерстное, длинношерстное), описание наличия, размера и формы ушей (маленькие, средние, большие, купированные, с фигурным надрезом (выщипом), с клипсой и другое), описание наличия, размера и формы хвоста (маленький, средний, большой, купированный, пушистый, гладкошерстный, прямой, «калачиком» и другое), особые приметы животного (если имеются), сведения о нанесенных животном покусах, царапинах, ослюнении, описание поведения животного в момент отлова, прежнее место обитания безнадзорного животного (адрес и описание места отлова).
Согласно п.п. 3.1, 3.3 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ. №, после завершения карантинирования, лечения (при необходимости), мечения, вакцинации и стерилизации животных без владельцев такие животные возвращаются на места их прежнего обитания. Не допускается возврат животных без владельцев на территории образовательных организаций, организаций здравоохранения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты и ИП К.О.А. был заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по отлову животных без владельцев, срок выполнения работ: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., срок действия контракта: с момента заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ
В рамках муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ., ИП К.О.А.. по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. была отловлена собака без владельца и помещена в приют по адресу: <адрес>, в районе животноводческого комплекса: кобель среднего размера, окрас черный, шерсть средней длины, уши средние, висят, хвост прямой, ровный, возраст – 3 года, вес – 16 кг., регистрационный номер животного – 23, идентификационный номер – КК0013.21, поведение животного во время отлова – осторожное, адекватное, животное клинически здорово, поведение животного после поступления в приют, решение относительно социализации животного без владельцев: поведение спокойное, адекватное, в социализации не нуждается, животное помещено на карантин в течение 10 дней, обработка от экто и эндопаразитов – ДД.ММ.ГГГГ., вакцинация – ДД.ММ.ГГГГ., кастрация – ДД.ММ.ГГГГ., мечение – ДД.ММ.ГГГГ., выбыл из приюта ДД.ММ.ГГГГ. в среду обитания, что подтверждается актом отлова животного без владельца от ДД.ММ.ГГГГ. № и индивидуальной учетной карточкой животного без владельца от ДД.ММ.ГГГГ. № с приложенным фотоматериалом, подписанной исполнителем и специалистом в области ветеринарии К.А.А.
Также установлено, ДД.ММ.ГГГГ. между МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты и ИП Топольская И.В. заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по отлову животных без владельцев, срок выполнения работ: с момента заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ., срок действия контракта: с момента заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п. 5.1.1 муниципального контракта, подрядчик обязан выполнить все работы в срок в соответствии с наряд-заданием заказчика и сдать работы заказчику в объемах, указанных в наряд-задании, в соответствии с ведомостью на выполнение работ (Приложение №) и техническим заданием (Приложение №).
После получения наряд-задания в течение 24 часов с момента его получения обязан приступить к выполнению работ по отлову животных без владельцев (п. 5.1.8 муниципального контракта).
Согласно п. 6.4 муниципального контракта, не позднее 1 рабочего дня с события, указанного в п. 6.3, подрядчик в обязательном порядке предоставляет заказчику акт фиксации факта выполнения работ по отлову животных без владельцев (Приложение № к техническому заданию) и следующий пакет документов: наряд-задание на отлов животных без владельцев (Приложение № к техническому заданию) с подписью ответственного лица; акт отлова животных без владельцев ( Приложение № к техническому заданию); акт выбытия из приюта животного без владельца (Приложение № к техническому заданию); копии индивидуальной учетной карточки животного без владельца (Приложение № к техническому заданию); акт умерщвление животного без владельцев; акт на утилизацию трупа животного без владельцев; перечень применяемых сертифицированных лекарственных средств; акт о проведении дезинфекции автомобиля; акт, подтверждающий проведение процедур по обработке против экто- и эндопаразитов, вакцинации, маркированию животных без владельцев, стерилизации или кастрации животного, заключение специалиста в области ветеринарии на животных, в случаях обнаружения заболеваний, агрессии и т.п., заверенное специалистом в обрати ветеринарии.
Согласно ответам, предоставленным МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты № от ДД.ММ.ГГГГ. и ИП Топольской И.В. на запросы суда, отлов животных без владельцев на территории муниципального образования «Город Шахты» осуществляется в соответствии с выделенными бюджетными ассигнованиями и заключенными на эти цели муниципальными контрактами. Отлов осуществляется на основании поданных от населения заявок. В соответствии с обращениями граждан и, сформированными по их данных наряд-задания, ДД.ММ.ГГГГ. подрядной организацией – ИП Топольской И.В. осуществлено обследование, указанных в наряд-задании адресных ориентиров, в том числе и в районе дома № по <адрес>. По результатам обследования установлено, что одна из обнаруженных собак, а именно, черная длинношерстная собак, имела метку в виде ушной клипсы с индивидуальным номером (Индивидуальная учетная карточка животного без владельца № от ДД.ММ.ГГГГ.), что свидетельствует о том, что ранее животное было отловлено и с ним проведены все, предусмотренные законодательством, ветеринарные мероприятия. Во время осмотра территории и отлова собак ДД.ММ.ГГГГ., собаки агрессии ни к человеку, ни к животным не проявляли.
Из акта осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что обследование проведено по <адрес> с участием ведущего специалиста ОУ и СГТ МКУ «Департамент городского хозяйств» г. Шахты Н.Э.А.., начальника Восточного территориального отдела В.А.В.., представителя ИП Топольской И.В., осуществляющей отлов животных без владельцев, а также представителя заявителя Наталенко В.А. – Наталенко И.В., в ходе которого установлено, что по адресу: <адрес>, в момент осмотра находилось 4 собаки: 3 собаки без клипсы (черная среднего размера с седой бородой, черная с рыжим короткошерстная и рыжая короткошерстная), которые подлежали отлову ДД.ММ.ГГГГ. и 1 собака с клипсой (черная длинношерстная).
Доводы истца о том, что собака, изображенная на Фото №, не относится к собаке, отловленной ДД.ММ.ГГГГ., а приобщенный ДД.ММ.ГГГГ. представителем ответчика МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты цветной фотоматериал является подложным доказательством, поскольку спорная собака не имеет клипсы, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку как следует из материалов дела, фото – и видеоматериалов, приобщенных сторонами и исследованных судов в ходе судебного разбирательства, а также подтверждено показаниями свидетелей, допрошенных в судебном заседании как по ходатайству истца (свидетель Б.В.Г..), так и по ходатайству со стороны ответчиков (свидетели А.Н.А.., Ф.Д.В.., Д.Ю.С.., В.А.С..), который является специалистом с высшим образованием в области ветеринарии, которые пояснили, что собака, изображенная на Фото №, в настоящее время обитает во дворе дома № по <адрес> и имеет клипсу.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. и в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, ИП Топольской И.В. на основании наряд-задания № от ДД.ММ.ГГГГ., выданного МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, была отловлена собака без владельца по адресу: <адрес>, изображенная на Фото №, и помещена в приют по адресу: <адрес>. На юго-запад от дома № по <адрес>: сука, метис, среднего размера, окрас бежевый, шерсть средней длины, уши средние, висят, хвост слегка загнут, возраст (примерный) – 4 года, вес – 17 кг., регистрационный номер животного – 54, идентификационный номер – 621, поведение животного во время отлова – осторожное, адекватное, животное клинически здорово, поведение животного после поступления в приют, решение относительно социализации животного без владельцев: поведение спокойное, адекватное, в социализации не нуждается, животное помещено на карантин в течение 10 дней, обработка от экто и эндопаразитов – ДД.ММ.ГГГГ., вакцинация – ДД.ММ.ГГГГ., кастрация – ДД.ММ.ГГГГ., мечение – ДД.ММ.ГГГГ., дата выбытия из приюта - ДД.ММ.ГГГГ. в среду обитания, что подтверждается актом отлова животного без владельца от ДД.ММ.ГГГГ. № и индивидуальной учетной карточкой животного без владельца от ДД.ММ.ГГГГ. № с приложенным фотоматериалом, подписанной исполнителем и специалистом в области ветеринарии – Владыкиным М.С.
Также установлено, что в рамках муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. и в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, ИП Топольской И.В. ДД.ММ.ГГГГ. на основании наряд-задания от ДД.ММ.ГГГГ., выданного МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, были отловлены 2 собаки без владельца по адресу: <адрес>, изображенные на Фото № и №, и помещены в приют по адресу: <адрес>Б: кобель (Фото №), метис, среднего размера, окрас черный с коричневыми лапами, шерсть средней длины, уши средние, левое висячее, правое стоит, хвост слегка загнут, возраст (примерный) – 3 года, вес – 21 кг., особые приметы – левое висячее ухо, регистрационный и идентификационный номер животного на момент рассмотрения дела не присвоен, поведение животного во время отлова – осторожное, адекватное, животное клинически здорово, поведение животного после поступления в приют, решение относительно социализации животного без владельцев: поведение спокойное, адекватное, в социализации не нуждается, животное помещено на карантин с ДД.ММ.ГГГГ. в течение 10 дней и на момент рассмотрения дела находилось на карантине, иные профилактические и лечебные мероприятия с животным на момент рассмотрения дела не проводились, что подтверждается актом отлова животного без владельца от ДД.ММ.ГГГГ. и индивидуальной учетной карточкой животного без владельца от ДД.ММ.ГГГГ. с приложенным фотоматериалом, также сука, (Фото №), метис, мелкого размера, окрас темно-коричневая с белой бородкой, шерсть средней длины, уши средние, висят, хвост слегка загнут, возраст (примерный) – 7 лет, вес – 6 кг., регистрационный и идентификационный номер животного на момент рассмотрения дела не присвоен, поведение животного во время отлова – осторожное, адекватное, животное клинически здорово, поведение животного после поступления в приют, решение относительно социализации животного без владельцев: поведение спокойное, адекватное, в социализации не нуждается, животное помещено на карантин с ДД.ММ.ГГГГ. в течение 10 дней и на момент рассмотрения дела находилось на карантине, иные профилактические и лечебные мероприятия с животным на момент рассмотрения дела не проводились, что подтверждается актом отлова животного без владельца от ДД.ММ.ГГГГ. и индивидуальной учетной карточкой животного без владельца от ДД.ММ.ГГГГ. с приложенным фотоматериалом, подписанной исполнителем и специалистом в области ветеринарии – Владыкиным М.С.
Таким образом, судом установлено, что в настоящее время спорные собаки без владельцев отловлены, с 2-мя из которых, изображенных на Фото № и №, были проведены все профилактические, диагностические и лечебные мероприятия и выпущены в прежнее среду обитания как не проявляющие немотивированной агрессивности, 2 другие собаки, изображенные на Фото № и №, до настоящего времени находятся в приюте на карантине, с которыми в дальнейшем будут проведены все необходимые профилактические, диагностические и лечебные мероприятия в соответствии с ветеринарным законодательством РФ, после чего специалистом в области ветеринарии может быть сделан вывод о возврате/не возврате указанных безнадзорных собак в прежнею среду обитания.
Доводы истца о том, что спорные собаки являются агрессивными и представляют угрозу жизни и здоровью граждан, суд находит несостоятельными, поскольку убедительных и достоверных доказательств в обоснование своих доводов истцом суду не представлено.
Как установлено в суде и следует из показаний самого истца и свидетелей П.А.В.., Н.В.А.., Б.В.Г.., а также С.В.В.., допрошенных в судебном заседании по ходатайству истца, по факту проявления данными собаками агрессивности они в какие-либо органы не обращались, как и не обращались в медицинские учреждения по факту причинения им телесных повреждений (укусов) спорными собаками без владельцев, поскольку, как пояснили свидетели, видимых следов не имелось.
Кроме того, из показаний данных свидетелей сделать однозначный вывод о том, что спорные собаки проявляют немотивированную агрессию по отношению к человеку и дать объективную оценку показаниям указанных свидетелей, суду не представляется возможным, поскольку показания данных свидетелей противоречивы между собой.
Напротив же, как следует из показаний свидетелей А.Н.А.., Ф.Д.В.., Д.Ю.С. и В.А.Ю., допрошенных в судебном заседании по ходатайству стороны ответчика, а также как неоднократно пояснял в ходе судебного разбирательства представитель ответчика ИП Топольской И.В. – Владыкин М.С., который является специалистом с высшим образованием в области ветеринарии, что спорные собаки не проявляют немотивированную агрессию по отношении к человеку, собаки дружелюбны, с ними играют дети, что также следует и из фото- и видеоматериалов, приобщенных сторонами в судебном заседании и исследованных судом в ходе судебного разбирательства с участием лиц, участвующих в деле. Кроме того, как пояснили данные свидетели, истец сам провоцирует собак, кидает в них камни, после чего они начинают на него лаять, но при этом не кидаются на него, а наоборот, убегают от него.
Проанализировав изложенное, суд считает, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", возврату на прежние места обитания подлежат животные без владельцев, не проявляющие немотивированной агрессивности, после проведения мероприятий по их стерилизации и вакцинации против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных. Понятие «немотивированная агрессивность» законом не конкретизировано.
Как разъяснено Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме № от ДД.ММ.ГГГГ. в ответ на обращение Наталенко В.А., проявление немотивированной агрессивности может являться одной из форм поведения животного, связанного с определенным видом испытываемых эмоций (неприязнь, страх, гнев, ненависть), а также воздействием каких-либо факторов. В этой связи установление критериев изменения поведенческих форм животных не относится к предмету правового регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ответу Управления ветеринарии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. на запрос суда, критерии и порядок проведения оценки наличия или отсутствия у животных без владельцев, в том числе стерилизованных и имеющих несмываемые метки, немотивированной агрессивности в отношении других животных или человека, а также круг лиц, осуществляющий такую оценку, на сегодняшний день законодательно на федеральном уровне не определены. Обозначенные вопросы также не урегулированы и на уровне субъекта (<адрес>). В соответствии с Положением об управлении ветеринарии <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №, и Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №, Управление ветеринарии <адрес> наделено полномочиями на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории <адрес>. Определение критериев и порядка проведения оценки наличия или отсутствия у животных без владельцев немотивированной агрессивности в отношении других животных или человека к полномочиям Управления ветеринарии <адрес> не относится. До принятия на федеральном или региональном уровне нормативно-правового акта, регламентирующего порядок проведения оценки наличия или отсутствия у животных без владельцев немотивированной агрессивности (как при отлове, так и при содержании животных в приюте), а также определяющего круг лиц, уполномоченный на проведение такой оценки, дать разъяснение как, и каким специалистом осуществляется общее установление, освидетельствование (экспертиза) проявления или не проявления немотивированной агрессивности собак при их отлове и содержании в приюте, не представляется возможным. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев и передачу их в приют, руководствуются требованиями Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №, в частности разделом 2 указанного нормативного акта.
В ходе рассмотрения настоящего спора судом не установлено и материалами дела не подтверждено, что спорные 4 собаки без владельцев, обитающие во дворе дома № по <адрес>, проявляют немотивированную агрессивность по отношению к человеку и создают угрозу его жизни и здоровью, поэтому суд не может возложить на ответчиков обязанность осуществить мероприятия по обращению с животными без владельцев, направленные на отлов 4-х безнадзорных собак, без возврата в прежнее место их обитания.
Доказательств того, что самим фактом проживания собак во дворе дома, нарушены какие-либо права истца на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, суду также не представлено.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях:
1) предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев;
2) предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц;
3) гуманного отношения к животным без владельцев;
4) предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания;
5) оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии;
6) возврата потерявшихся животных их владельцам.
Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев способами, предусматривающими жестокое обращение с животными, не допускается (ч. 2).
Деятельность по обращению с животными без владельцев должна соответствовать требованиям настоящего Федерального закона (ч. 3).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии у суда правовых оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчиков отловить безнадзорных собак без возврата в прежние места их обитания в полном объеме, поскольку в ходе судебного разбирательства судом не установлено и материалами дела не подтверждено, что спорные безнадзорные собаки проявляют немотивированную агрессивность по отношению к человеку и создают угрозу его жизни и здоровья.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Из содержания указанных норм следует, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования, который непосредственно связан с выводом суда, содержащимся в резолютивной части его решения (ч. 5 ст. 198 ГПК РФ), о том, подлежит ли заявление удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его прав через суд и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.
Учитывая то, что решение суда состоялось не в пользу истца, то требования истца о взыскании с ответчиков в равных долях судебных расходов в размере 2 118 руб. 08 коп. также не подлежат удовлетворению.
При рассмотрении дела суд исходил из доказательств, представленных сторонами, иных доказательств суду не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Наталенко В.А. к МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, ИП Топольской И.В. об обязании осуществить мероприятия по обращению с животными без владельцев, направленные на отлов безнадзорных собак, и отловить их без возврата в прежние места их обитания - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд.
С мотивированным решением суда лица, участвующие в деле, могут быть ознакомлены через 5 дней.
Судья Е.В. Сотникова
Мотивированное решение суда изготовлено 21 июля 2022г.