УИД 57RS0022-01-2022-002995-65
Производство № 2-2616/2022г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 сентября 2022 года город Орёл
Заводской районный суд города Орла в составе председательствующего судьи Соловьевой З.А.,
при секретаре Кулаковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний суда гражданское дело по иску ФИО17 ФИО19 Государственному учреждению –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Сергеева ФИО20 (далее – Сергеева О.А.,истец) обратилась в суд иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее – ГУ – ОПФ РФ по Орловской области, ответчик) о признании права на досрочное назначение пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии. Решением от (дата обезличена) истцу отказано в досрочном назначении пенсии, поскольку период ее проживания с (дата обезличена) по (дата обезличена) и с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен) (адрес обезличен) не подтвержден документально. Считает отказ ГУ – ОПФ РФ по Орловской области незаконным и необоснованным, ввиду чего просила установить факт ее проживания в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) и с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен), признать за истцом право на досрочное назначение пенсии со снижением установленного возраста на 3 года, обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии истцу с момента возникновения права.
В судебном заседании истец Сергеева О.А. и ее представитель – адвокат по ордеру Черкалина Т.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчикаГУ – ОПФ РФ по Орловской области по доверенностиХарченко Е.В. заявленный иск не признала по основаниям, изложенным в отказе, просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен); с (дата обезличена) – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен).В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991г. (номер обезличен)-р действовавшем до (дата обезличена), указан населенный пункт – (адрес обезличен), как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно паспорта гражданина Российской Федерации
истцу Сергеевой О.А. (дата обезличена) исполнилось 52 года, место рождения – (адрес обезличен) Судом установлено, что (дата обезличена) истец обратилась в ГУ – ОПФ РФ по Орловской области с заявлением о назначении пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Решением от (дата обезличена) ГУ – ОПФ РФ по Орловской области Сергеевой О.А. отказано в назначении пенсии, поскольку период проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭСв (адрес обезличен)не подтвержден документально. Документально подтвержденный период проживания с (дата обезличена) по (дата обезличена), с (дата обезличена) по (дата обезличена) составляет 06 лет 07 месяцев 8 дней, что дает право на назначение пенсии после достижения возраста 54 лет. Родителями истца являются ФИО3 и ФИО4, что подтверждается свидетельством о рождении от (дата обезличена). (дата обезличена) между ФИО10 и ФИО18 (после вступления в брак ФИО17) О.А. заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака от (дата обезличена). Из справки (номер обезличен) от (дата обезличена), выданной администрацией Прилепского сельского поселения (адрес обезличен) Орловской области, усматривается, что ФИО2 действительно была зарегистрирована и постоянно проживала в д. (адрес обезличен) Орловской области с (дата обезличена) по настоящее время. Из справки (номер обезличен) от (дата обезличена), выданной администрацией Столбищенского сельского поселения (адрес обезличен) Орловской области, ФИО18 (в настоящее время ФИО17) О.А. была зарегистрирована по адресу: Орловская область, (адрес обезличен), с (дата обезличена) по (дата обезличена). Указанная территория относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с (дата обезличена) по (дата обезличена). Согласно домовой книги д. Победное администрации Прилепского сельского поселения ФИО2 зарегистрирована в д. Победное (адрес обезличен), с (дата обезличена). Отметки о выбытии не имеется. Из домовой книги (адрес обезличен) усматривается, что ФИО11 зарегистрирована в (адрес обезличен) с (дата обезличена) по (дата обезличена). (дата обезличена) истцу выдан аттестат о среднем образовании, подтверждающий окончание Столбищенской общеобразовательной школы (адрес обезличен) Орловской области. Из справки (номер обезличен) от (дата обезличена), выданной администрацией Столбищенского сельского поселения (адрес обезличен) Орловской области, усматривается, что Столбищенская общеобразовательная школа (адрес обезличен) в настоящее время МБОУ «Столбищенская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: Орловская область, (адрес обезличен).
Указанная территория относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с (дата обезличена) по настоящее время.
Из похозяйственной книги (номер обезличен) Столбищенского сельского совета (адрес обезличен) за период с (дата обезличена) усматривается, что главой хозяйства является ФИО4 (мать истца), среди членов главы хозяйства указаны ФИО12 (дочь), ФИО11 (дочь).
Из похозяйственной книги (номер обезличен) Столбищенского сельского совета (адрес обезличен) за период с (дата обезличена) усматривается, что главой хозяйства является ФИО4 (мать истца), среди членов главы хозяйства указаны ФИО12 (дочь), ФИО11 (дочь).
Свидетели ФИО13, ФИО14, Серёжечкина В.И., ФИО15 подтвердили факт проживания истца в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) и с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен) Орловской области.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленный Сергеевой О.А.иск подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что в периодс (дата обезличена) по (дата обезличена) и с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен) Орловской области, территория данного населенного пункта в указанный период относилась к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе показаниями свидетелей, не доверять которым у суда нет оснований, и письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании за Сергеевой О.А.права на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 3 (три) года.
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку истец необходимого возраста достигла (дата обезличена), а кответчику с заявлением обратилась (дата обезличена), суд считает необходимым обязать ответчика назначить истцу пенсию с момента возникновения права, то есть с (дата обезличена).
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в указанном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сергеевой ФИО21 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии– удовлетворить.
Установить факт проживания Сергеевой ФИО22 в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) и с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен) (адрес обезличен).
Признать за Сергеевой ФИО23 право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 3 (три) года.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области назначить и производить Сергеевой ФИО25 пенсии с (дата обезличена).
Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области в пользу Сергеевой ФИО26 расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 13 сентября 2022 года.
Судья З.А. Соловьева