УИД 29RS0022-01-2021-001332-15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2022 г. г.Архангельск
Исакогорский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Бузиной Т.Ю.,
при секретаре Короткой С.М.,
с участием представителя ответчика Береснева В.А. – Трофимова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» к Бересневу В. А. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд,
у с т а н о в и л:
федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ «Упрдор «Холмогоры») обратилось в суд с указанным иском к Бересневу В.А., в обоснование которого указало, что во исполнение государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» подпрограммы «Автомобильные дороги», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596, ФКУ Упрдор «Холмогоры» реализует проект «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска. Реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск, подъезд к г.Северодвинск на участке км 0+700 - км 13+000, Архангельская область». Сооружение автомобильная дорога М-8 «Холмогоры» Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск, подъезд к г.Северодвинск, км 0+000 - км 35+000 относится к собственности Российской Федерации и имеет федеральное значение. Заказчиком работ по реконструкции объекта капитального строительства выступает истец. Распоряжением Федерального дорожного агентства от 6 декабря 2018 г. № 4345-р утверждена документация по планировке территории объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска. Реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск, подъезд к городу Северодвинск на участке км 0+700 - км 13+000, Архангельская область» (с учетом изменений, внесенных распоряжениями Федерального дорожного агентства от 1 апреля 2020 г. № 1210-р и от 5 ноября 2020 г. № 3408-р). В составе документации по планировке территории объекта капитального строительства разработан проект межевания территории. В соответствии с утвержденной Федеральным дорожным агентством документацией по планировке территории, разработанным проектом межевания территории, в зону производства работ (в формируемую полосу отвода объекта капитального строительства) согласно «Перечню земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, и планируемых к резервированию и дальнейшему изъятию в целях реализации проекта: «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска. Реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск, подъезд к городу Северодвинск на участке км 0+700 - км 13+000, Архангельская область» (далее по тексту - Перечень земельных участков), помимо прочих земельных участков, вошел земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Архангельская область, Приморский район, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ПК 7 автодороги «Подъезд к г. Северодвинску». Участок находится примерно в 50 метрах от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: область Архангельская, район Приморский, МО «Заостровское» (далее — исходный земельный участок), часть которого общей площадью 6403 кв.м подлежит изъятию для государственных нужд в собственность Российской Федерации в целях реализации вышеуказанного проекта.
В результате кадастровых работ из исходного земельного участка с кадастровым номером № были образованы несколько земельных участков, формирующих полосу отвода объекта капитального строительства и подлежащих изъятию в собственность Российской Федерации, в том числе: земельный участок с кадастровым номером № площадью 1100 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: ведение садоводства, расположенный по адресу: Архангельская область, Приморский район. В настоящее время собственником изымаемого земельного участка с кадастровым номером № является Береснев В.А. На основании утвержденного проекта планировки территории, проекта межевания территории по объекту капитального строительства, ходатайства ФКУ «Упрдор «Холмогоры» от 25 декабря 2018 г. № 3924 Федеральным дорожным агентством 26 февраля 2019 г. издано распоряжение № 461-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта: «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска. Реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск, подъезд к г.Северодвинск на участке км 0+700 - км 13+000, Архангельская область».
2 марта 2021 г. распоряжением Федерального дорожного агентства № 761-р внесены изменения в перечень земельных участков и объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска. Реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск, подъезд к г.Северодвинск на участке км 0+700 - км 13+000, Архангельская область», являющийся приложением к распоряжению Федерального дорожного агентства от 26 февраля 2019 г. № 461-р. Заказным письмом с уведомлением о вручении № 1186/1 от 9 апреля 2021 г. ФКУ Упрдор «Холмогоры» направило в адрес ответчика заверенные учреждением копии распоряжений Федерального дорожного агентства от 26 февраля 2019 г. № 461-р, от 2 марта 2021 г. № 761-р об изъятии и уведомило о предстоящем изъятии для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером № площадью 1100 кв.м., образованного из исходного земельного участка с кадастровым номером №. Заказное письмо № 1186/1 от 9 апреля 2021 г. было получено ответчиком 30 апреля 2021 г. В соответствии с требованиями ст.56.8 Земельного кодекса РФ независимым оценщиком по заказу ФКУ Упрдор «Холмогоры» были проведены мероприятия по оценке и определению размера возмещения, подлежащего выплате за изымаемый для государственных нужд земельный участок площадью 1100 кв.м., с кадастровым номером №, в целях обеспечения реализации вышеуказанного проекта, оформленный отчетом об оценке от 5 апреля 2021 г. № 1822/5-21рс. Согласно отчету об оценке от 5 апреля 2021 г. № 1822/5-21рс размер возмещения за изымаемый для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером № площадью 1100 кв.м., подлежащий изъятию для нужд Российской Федерации, составил 113353 рубля, включая убытки, причиненные изъятием земельного участка. В рамках положений статей 56.7-56.10 Земельного кодекса РФ ФКУ Упрдор «Холмогоры» подготовлен и направлен в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением о вручении проект Соглашения № 4/21 об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд в собственность Российской Федерации в четырех экземплярах, каждый из которых был подписан и скреплен печатью учреждения с приложением оригинала отчета об оценке от 5 апреля 2021 г. № 1822/5-21рс, содержащего указание на размер возмещения за изымаемый для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером № площадью 1100 кв.м., с предложением рассмотреть направленные документы, подписать соглашения и выслать их в адрес учреждения (письмо ФКУ Упрдор «Холмогоры» № 1380 от 21 апреля 2021 г.). Письмо ФКУ Упрдор «Холмогоры» № 1380 от 21 апреля 2021 г. получено Бересневым В.А. 30 апреля 2021 г. Письмом от 1 июня 2021 г. ответчик отказался от подписания проекта Соглашения об изъятии недвижимости, выразив несогласие с определенным истцом размером возмещения за изымаемый земельный участок и обосновав его тем, что размер возмещения рассчитан истцом для земельного участка с видом разрешенного использования: «для сельскохозяйственного производства», в то время как, по мнению ответчика, размер вреда должен был быть рассчитан для земельного участка с разрешенным видом использования: «для садоводства». Учитывая, что по состоянию на 15 июня 2021 г. (по истечении 45 дней с даты получения ответчиком Соглашения об изъятии недвижимости) в адрес истца подписанное ответчиком Соглашение об изъятии недвижимости не поступило, истец на основании положений п.9 ст.4, ст.10 Федерального закона № 254-ФЗ вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии у ответчика земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1100 кв.м., изымаемого для государственных нужд. На основании изложенного, просит суд изъять у Береснева В.А. для государственных нужд в собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером №; определить размер возмещения за прекращение у Береснева В.А. права собственности на земельный участок с кадастровым номером № в размере 113353 рублей; прекратить право собственности Береснева В.А. на земельный участок с кадастровым номером №.
Истец ФКУ «Упрдор «Холмогоры» о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в суд своего представителя не направил, попросив рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Береснев В.А. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не явился, направил своего представителя Трофимова Д.А., который в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями в части размера возмещения стоимости земельного участка, предложенного истцом, и попросил определить размер такого возмещения в соответствии с выводами судебной экспертизы.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, письменных объяснений по иску не представило.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).
Согласно пункту 1 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения.
Статьей 56.4 ЗК РФ определено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации: являющиеся субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения, указанных в статье 49 настоящего Кодекса и обеспечивающих деятельность этих субъектов; уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд; являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей; с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Главой VII.1 ЗК РФ определен порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 56.7 ЗК РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков; обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется (пункт 2 статьи 56.7 ЗК РФ).
Заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества (подп.1 и 6 пункта 1 статьи 56.11 ЗК РФ).
Согласно положениям статьи 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 данной статьи принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения 90 дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
Согласно пункту 2 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Согласно п.9 ч.4 Федерального закона РФ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 254) в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.
В судебном заседании установлено, что согласно сообщению администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» земельный участок с кадастровым номером № расположен за пределами Приморского района Архангельской области, на территории городского округа «Город Архангельск».
Береснев В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1100 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение садоводства, расположенный по адресу: Архангельская область, г.Архангельск.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1100 кв.м, образован из исходного земельного участка с кадастровым номером 29:16:201001:242, также принадлежащего на праве собственности Бересневу В.А., в связи с чем, в силу ст.11.4 ЗК РФ, право собственности последнего на указанный земельный участок сохранено.
В рамках исполнения государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» подпрограммы «Автомобильные дороги», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596, реализуется проект «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска. Реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск, подъезд к г.Северодвинск на участке км 0+700 – км 13+000, Архангельская область».
Проектная документация по объекту капитального строительства утверждена распоряжением Федерального дорожного агентства от 16 июня 2015 г. № 1036-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Федерального дорожного агентства от 27 сентября 2016 г. № 1996-р) и рассмотрена Санкт-Петербургским филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза России» (положительные заключения от 20 марта 2015 г. № 210-15/СПЭ-3065/02, от 20 марта 2015 г. № 214-15/СПЭ-3065/05).
Сооружение автомобильная дорога М-8 «Холмогоры» Москва - Ярославль – Вологда - Архангельск, подъезд к г.Северодвинск, км 0+000 – км 35+000 согласно перечню автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 928, относится к собственности Российской Федерации и имеет федеральное значение.
ФКУ «Упрдор «Холмогоры» выступает заказчиком работ по реконструкции объекта капитального строительства.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 6 декабря 2018 г. № 4345-р (с учетом распоряжения от 1 апреля 2020 г. № 1210-р, от 5 ноября 2020 г. № 3408-р) утверждена документация по планировке территории объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска. Реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск, подъезд к г.Северодвинск на участке км 0+700 – км 13+000, Архангельская область». В составе документации по планировке территории объекта капитального строительства разработан проект межевания территории.
Принадлежащий ответчику земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1100 кв.м, расположенный по адресу: Архангельская область, г.Архангельск, включен в перечень земельных участков, полностью или частично расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения и планируемых к резервированию и дальнейшему изъятию в целях реализации проекта.
Федеральным дорожным агентством 26 февраля 2019 г. издано распоряжение № 461-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска. Реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск, подъезд к г.Северодвинск на участке км 0+700 – км 13+000, Архангельская область» (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 2 марта 2021 г.), согласно которому принято решение изъять в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельные участки и объекты недвижимого имущества, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 29:16:201001:478, площадью 1100 кв.м, принадлежащий на праве собственности Бересневу В.А.
15 апреля 2021 г. в адрес Береснева В.А. направлено уведомление от 9 апреля 2021 г. о предстоящем изъятии земельного участка площадью 1100 кв.м, образуемого из принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, для государственных нужд и копия распоряжений от 26 февраля 2019 г. № 461-р, от 2 марта 2021 г. №761-р, которые были получены Бересневым В.А. 30 апреля 2021 г.
Согласно отчету об оценке от 5 апреля 2021 г. № 1822/5-21рс, подготовленному ООО «ПРОФ-ОЦЕНКА» по заказу истца, размер возмещения за объект недвижимого имущества с кадастровым номером №, площадью 1100 кв.м, подлежащий изъятию для нужд Российской Федерации, составляет 113353 руб.
21 апреля 2021 г. истцом в адрес ответчика для рассмотрения и подписания направлен проект соглашения № 4/21 об изъятии земельного участка для государственных нужд, а также оригинал отчета об оценке земельного участка, которые также были получены Бересневым В.А. 30 апреля 2021 г.
Письмом от 1 июня 2021 г. Береснев В.А. отказался от подписания проекта соглашения № 4/21 об изъятии земельного участка для государственных нужд, не согласившись с размером возмещения за изымаемый земельный участок, предложенным истцом.
До настоящего времени подписанное Бересневым В.А. соглашение в адрес истца не направлено, что не позволяет в срок осуществить работы, предусмотренные контрактом.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя ответчика, а также сведениями, содержащимися в письменных доказательствах по делу.
Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, на основании установленных в судебном заседании данных суд пришёл к выводу, что поскольку на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1100 кв.м., принадлежащем ответчику, необходимо провести работы по реконструкции объекта капитального строительства, осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в собственности ответчика, исковые требования о принудительном изъятии для государственных нужд земельного участка ответчика являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 февраля 2019 г. № 9-П указал, что в развитие предписаний Конституции Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение, которое должно быть предварительным и равноценным и в размер которого для собственника земельного участка включаются рыночная стоимость участка и убытки, причиненные его изъятием (пункты 1, 2 и 4 статьи 281); при этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае принудительного изъятия определяются судом (пункт 6 статьи 279).
Аналогичные положения о возмещении правообладателю стоимости изымаемого земельного участка и убытков, включая упущенную выгоду, содержатся и в Земельном кодексе Российской Федерации (пункт 2 статьи 56.8).
По ходатайству ответчика была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертному учреждению - обществу с ограниченной ответственностью «Архангельский Областной Центр Экспертизы».
Согласно заключению эксперта от 1 февраля 2022 г. № 27/22-СД, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1100 кв.м, изымаемого для государственных нужд, принадлежащего Бересневу В.А., составляет 486000 руб. Размер убытков, причиненных ответчику, как собственнику земельного участка, его изъятием по состоянию на 31 января 2022 г. составляет 53000 руб.
Суд принимает во внимание, что судебная экспертиза проведена компетентным экспертом, имеющим опыт экспертной работы, обладающим специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные судом вопросы. Доказательств заинтересованности эксперта в исходе дела суду не представлено. Судебным экспертом исследованы необходимые источники информации, не доверять заключению эксперта у суда нет оснований.
Стороны выводы судебной экспертизы не оспаривали.
Надлежащих и допустимых доказательств, опровергающих выводы судебной экспертизы, суду не представлено, в связи с чем суд принимает данное заключение для определения суммы выкупной цены имущества.
В добровольном порядке соглашение об изъятии земельного участка не было заключено с ответчиком.
Таким образом, суд приходит к выводу об определении выкупной цены имущества, подлежащей выплате ответчику Бересневу В.А., исходя из представленного заключения эксперта от 1 февраля 2022 г. № 27/22-СД, выполненного обществом с ограниченной ответственностью «Архангельский Областной Центр Экспертизы».
Пунктом 2 статьи 56.11 ЗК РФ предусмотрено, что переход права собственности на земельный участок согласно вступившему в законную силу решению суда о принудительном его изъятии наступает только после предоставления предусмотренного данным решением возмещения в денежной форме (пункт 2 статьи 56.11).
Согласно п.5 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, после предоставления ответчику возмещения в порядке и размере, определенным судом, решение суда будет являться основанием для прекращения права собственности Береснева В.А. на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1100 кв.м, расположенный по адресу: Архангельская область, г.Архангельск, в Едином государственном реестре недвижимости.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» к Бересневу В. А. удовлетворить.
Изъять для государственных нужд в собственность Российской Федерации принадлежащий Бересневу В. А. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1100 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение садоводства, расположенный по адресу: Российская Федерация, Архангельская область, г.Архангельск.
Определить размер возмещения за прекращение у Береснева В. А. права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1100 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение садоводства, расположенный по адресу: Российская Федерация, Архангельская область, г.Архангельск, в размере 539000 (пятьсот тридцать девять тысяч) рублей, которое подлежит перечислению федеральным казенным учреждением «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» за счет средств федерального бюджета на лицевой счет, указанный Бересневым В. А., или на депозит нотариуса, в срок не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
После предоставления Бересневу В. А. денежного возмещения в размере 539000 (пятьсот тридцать девять тысяч) рублей прекратить право собственности Береснева В. А. на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1100 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение садоводства, расположенный по адресу: Российская Федерация, Архангельская область, г.Архангельск.
Взыскать с Береснева В. А. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Архангельский Областной Центр Экспертизы» судебные расходы на производство судебной экспертизы (счет на оплату от 2 февраля 2022 г. № 15) в размере 15000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Архангельском областном суде путём подачи апелляционной жалобы через Исакогорский районный суд г.Архангельска.
Председательствующий Т.Ю. Бузина