РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2016 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Хромовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-216/2016 по административному исковому заявлению ООО «ПГС.ДАР» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, Управлению Росреестра по Тульской области, правительству Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
ООО «ПГС.ДАР» обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на то, что оно является собственником земельных участков:
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, разрешенное использование: для <...>, расположенного по адресу: <адрес>;
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, разрешенное использование: <...>, находящегося примерно <адрес>;
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, разрешенное использование: для <...>, расположенного по адресу: <адрес>.
Полагает, что утвержденная кадастровая стоимость указанных земельных участков, определенных по состоянию на 01.01.2013 года для земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...> в размерах соответственно <...> рублей и <...> рублей, а для земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на <...> года в размере <...> рублей, является необоснованно завышенной, что затрагивает его права и обязанности как налогоплательщика.
С целью определения рыночной стоимости земельных участков ООО «ПГС.ДАР» обратилось в ООО «К.». В соответствии с отчетами об оценке от <...> года №№ <...>, <...>, выполненными ООО «К.», рыночная стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...> по состоянию на 01.01.2013 года составляет соответственно <...> рублей и <...> рублей. В соответствии с отчетом об оценке № <...> от <...> года, выполненным ООО «К.», рыночная стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 10.04.2014 года составляет <...> рублей. Указанные отчеты получили положительные экспертные заключения Общероссийской общественной организации «<...>» №№ <...>, <...>, <...> от <...> года.
Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от <...> года №№ <...> и <...> заявления ООО «ПГС.ДАР» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении спорных земельных участков отклонены.
На основании изложенного ООО «ПГС.ДАР» просило установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...> и <...>, равной их рыночной стоимости.
Представитель ООО «ПГС.ДАР» по доверенности Аксенов О.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие и об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, сославшись на то, что правительство тульской области не оспаривает заявленные требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном ранее письменном ходатайстве указал на то, что Управление Росреестра по Тульской области не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости, и не имеет с ООО «ПГС.ДАР» противоположных юридических интересов, в связи с чем просил рассмотреть дело на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленных ранее письменных пояснениях просил вынести решение на усмотрение суда, указав на отсутствие материально-правовой заинтересованности Учреждения по заявленным требованиям.
Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости, в числе иных сведений, вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом ООО «ПГС.ДАР» является собственником земельных участков:
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, разрешенное использование: для <...>, расположенного по адресу: <адрес>;
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, разрешенное использование: для <...>, находящегося примерно <адрес>.
<...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, разрешенное использование: для <...>, расположенного по адресу: <адрес>
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами государственной регистрации права <...> от <...> года, №№ <...>, <...> от <...> года, и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутых земельных участков, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы), определенные по состоянию на 01.01.2013 года. Кадастровая стоимость находящихся у административного истца на праве собственности земельных участков данным Постановлением установлена в размере <...> рублей для земельного участка с кадастровым номером <...> (№ п/п <...> приложения № 1 к данному Постановлению) и <...> рублей для земельного участка с кадастровым номером <...> (№ п/п <...> приложения № 1 к данному Постановлению).
Приложением № 2 к Постановлению правительства Тульской области № 740 от 09.12.2013 года утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в составе населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования.
Кадастровая стоимость принадлежащего ООО «ПГС.ДАР» земельного участка с кадастровым номером <...>, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 10.04.2014 года, рассчитана в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года № 222, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы видов разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала – 4 450,03 руб. за кв.м, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740 по состоянию на 01.01.2013 года (приложение № 2), на площадь земельного участка; утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от <...> года и установлена в размере <...> рублей.
Указанные выше кадастровые стоимости были внесены в государственный кадастр недвижимости, что следует из имеющихся в материалах дела кадастровых справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...> года и <...> года.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С целью определения рыночной стоимости вышеупомянутых земельных участков административный истец обратился в ООО «К.».
В соответствии с отчетом об оценке № <...> от <...> года, выполненным ООО «К.», рыночная стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 10.04.2014 года составляет <...> рублей.
В соответствии с отчетом об оценке № <...> от <...> года, выполненным ООО «К.», рыночная стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01.01.2013 года составляет <...> рублей.
В соответствии с отчетом об оценке № <...> от <...> года, выполненным ООО «К.», рыночная стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01.01.2013 года составляет <...> рублей.
Указанные отчеты получили положительные экспертные заключения Общероссийской общественной организации «Р.», членом которой является оценщик ООО «К.», №№ <...>, <...>, <...> от <...> года.
Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от <...> года №№ <...>,<...> и <...> заявления ООО «ПГС.ДАР» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении спорных земельных участков отклонены.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях подтверждения правильности и достоверности вышеупомянутых отчетов и определенной оценщиком рыночной стоимости объектов оценки судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту экспертного учреждения ООО «Ш.» В..
Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта № <...> названной экспертной организации, рыночная стоимость спорных земельных участков, определенная оценщиком в отчетах ООО «К.» №№ <...>, <...> по состоянию на 01.01.2013 года и № <...> от <...> года по состоянию на 10.04.2014 года подтверждается.
Данное заключение эксперта суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям ст. 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в сфере оценки, основано на материалах дела, а изложенные в нем выводы научно обоснованы, не противоречивы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
О несогласии с указанным экспертным заключением № <...>, а также отчетами об оценке №№ <...>, <...>, <...> от <...> года положительными экспертными заключениями Общероссийской общественной организацией «Р.» №№ <...>, <...>, <...> от <...> года, административными ответчиками в процессе судебного разбирательства не заявлялось. Отчеты об оценке, положительные экспертные заключения и экспертное заключение являются понятными и мотивированными, соответствуют предъявляемым требованиям.
С учетом изложенного оснований для признания указанных выше письменных доказательств недопустимыми либо недостоверными у суда не имеется.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу абзаца 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Как следует из Постановления правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> определена по состоянию на 01.01.2013 года.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в отношении ранее не учтенных объектов недвижимости, в случае включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Из материалов дела следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером <...> внесены в государственный кадастр недвижимости <...> года.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> - 01.01.2013 года, а земельного участка с кадастровым номером <...> - 10.04.2014 года, рыночная стоимость принадлежащих административному истцу вышеназванных объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в исследованных судом отчетах об оценке №№ <...>, <...>, <...> от <...> г., в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 59 КАС РФ, в материалы дела не представлено.
Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в отчетах №№ <...>, <...>, <...> от <...> года рыночная стоимость спорных земельных участков, значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости тех же земельных участков, что затрагивает права и обязанности административного истца по внесению налога.
То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в отчетах, не свидетельствует об их недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчетов №№ <...>, <...>, <...> от <...> года ООО «К.», а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятием с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона № 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Частью 4 ст. 16 Федерального Закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ установлено, что учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
С учетом изложенного и исходя из положений статьи 4, пункта 11 части 2 статьи 7, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации настоящее решение является основанием для внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о вышеупомянутой рыночной стоимости спорных земельных участков в качестве их новой кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ООО «ПГС.ДАР» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, разрешенное использование: <...>, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, разрешенное использование: <...>, находящегося примерно <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, разрешенное использование: <...> расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.
В целях налогообложения и внесения соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости датой подачи ООО «ПГС.ДАР» административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков является день обращения указанного юридического лица в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области – 25 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Голомидова