Дело № 12-145/2024, 51RS0002-01-2024-004160-43
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
18 ноября 2024 года г. Мурманск
Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Кутушова Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда жалобу защитника индивидуального предпринимателя Отто И.Ю. – Мирошниченко А.А. на постановление Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области от *** №*** по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 8.30.1 КоАП РФ, в отношении
индивидуального предпринимателя Отто И.Ю., ***
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного лесного инспектора Мурманской области ФИО1 от *** №*** индивидуальный предприниматель Отто И.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.30.1 КоАП РФ, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник Мирошниченко А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить. Защитник полагает, что административный орган вышел за рамки обстоятельств, установленных в акте проверки от ***, вменив наличие на лесном участке асфальтированной лесной дорожки и площадки, в то время как в ходе осмотра было установлено бетонное покрытие. Фотоматериалы также не содержат изображения объектов с асфальтированным покрытием.
Кроме того, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, предусматривающий различные объекты лесной инфраструктуры в зависимости от вида леса. Лесная тропа не отнесена к объектам лесной инфраструктуры для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а именно в защитных лесах, относящимся к категориям лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. Напротив, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р утвержден Перечень объектов не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов., который п. 6 включает в перечень объектов не связанных с созданием лесной инфраструктуры пешеходную дорожку (тропу).
Таким образом, действующее законодательство не относит пешеходную тропу, являющуюся некапитальным сооружением, к объектам лесной инфраструктуры, а следовательно ее наличие на земельном участке, подтвержденном проектом освоения лесов, не может повлечь за собой ответственность, предусмотренную ст. 8.30.1 КоАП РФ за нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры.
Отто И.Ю. извещался о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом, судебная корреспонденция возвратилась в адрес отправителя с отметкой об истечении срока хранения в почтовом отделении.
В судебном заседании защитник Отто И.Ю. – Мирошниченко А.А. в судебном поддержал жалобу в полном объеме, дал пояснения аналогичные ее содержанию, настаивал, что лесная дорожка и площадка имеют грунтовое покрытие, иного материалами дела не установлено.
Старший помощник природоохранного прокурора Шомполова А.В. в судебном заседании настаивала на привлечении к ответственности, пояснила, что в ходе проведения проверки на лесном участке было установлено, что его часть выложена асфальтовым покрытием, площадью 60 м2, визуально представляла из себя площадку переходящую в дорожку. Факт наличия асфальтового покрытия отражен в акте проверки от *** (п.1), фототаблице, это иные объекты, нежели дорожка мощеная бетоном. Указанные объекты не внесены в проект освоения лесов, имеет иное размещение, чем отражено на схематичном изображении. Все объекты лесной инфраструктуры, вне зависимости от их капитального или некапитального характера подлежат включению в проект освоения лесов. Асфальтовое покрытие запрещено к использованию на лесных участках.
Должностное лицо, вынесший оспариваемое постановление, старшего государственного лесного инспектора Мурманской области ФИО1 в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, оспариваемое постановление полагал законным и обоснованным, поддержал пояснения представленные в письменном виде и приобщенные к материалам дела.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.30.1 КоАП РФ нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ.
Статьей 12 Лесного кодекса РФ установлено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 88 Лесного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог.
Объекты лесной инфраструктуры должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов (пункт 2 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из фактических обстоятельств дела, установленных должностным лицом следует, что ИП Отто И.Ю. осуществляет использование лесного участка адрес*** на основании договора аренды лесного участка от *** №***, заключенного с ***. Целевое назначение лесов - защитные леса - защитные полосы лесов, расположенные вдоль автомобильных дорог общего пользования, особо защитные участки. Вид использования участка иные виды использования лесов (для размещения придорожной инфраструктуры).
Основанием для использования лесного участка служит проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы (приказ Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 23.01.2019 № 92, далее по тексту - Проект освоения лесов).
Главной 3 Проекта освоения лесов (таблица 8) закреплена характеристика сушествующих на лесном участке объектов лесной инфраструктуры: грунтовая тропа и площадка, аншлаг на лесозащитную и противопожарную тематику.
В ходе обследования лесного участка в адрес***, используемого ИП Отто И.Ю., проведенного *** природоохранной прокуратурой, установлен факт размещения объектов лесной инфраструктуры, не предусмотренных Проектом освоения лесов: асфальтированная площадка, асфальтированная лесная тропа.
Приведенные обстоятельства были квалифицированы прокурором как нарушение порядка создания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры и возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.30.1 КоАП РФ.
Факт совершения индивидуальным предпринимателем Отто И.Ю. административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.30.1 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью представленных доказательств: актом осмотра (обследования) лесного участка от *** и фотоматериалом, постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ***, проектом освоения лесов арнедатором ИП Отто И.Ю., утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 23.01.2019 года № 92, копией договора аренды лесного участка от ***.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и постановление должностного лица отвечают требованиям статей 28.2, 29.10 КоАП РФ, указанные в них значимые обстоятельствах отражают объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.30.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьей 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы заявителя об отсутствии нарушений лесного законодательства и оснований для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.30.1 КоАП РФ, судья полагает необоснованными, они не могут служить основанием для освобождения индивидуального предпринимателя Отто И.Ю. от административной ответственности.
По смыслу статей 12, 88 Лесного кодекса РФ освоение лесов с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций обеспечивается, в том числе созданием, содержанием и эксплуатацией объектов лесной инфраструктуры в соответствии с составленным и утвержденным проектом освоения лесов.
Вопреки доводам стороны защиты в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт обустройства на лесном участке асфальтированной площадки, асфальтированной лесной тропы. Характер покрытия был установлен в ходе осмотра, отражен в акте от *** и фотоматериалах. Отто И.Ю. как арендатор земельного участка в ходе производства не делал каких-либо замечаний относительно данного обстоятельства. Указанные в Проекте освоения лесов как существующие тропа и площадка не соответствуют фактически установленным на участке ни по характеру покрытия, ни по локализации (приложение № 7).
Кроме того, в соответствии с пп. «в» п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р в перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, и на особо защитных участках лесов, за исключением заповедных лесных участков, включены: лесная дорога; лесной проезд и д.р. Указанный нормативный правовой акт относит объекты к лесной инфраструктуре в зависимости от целевого назначения лесов, а не характера объекта (капитальный/некапитальный). Таким образом, лесная дорога и площадка являются объектом лесной инфраструктуры, которые не были внесены в Проект освоения лесов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от ***. Распоряжение Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов», действовавшее на момент утверждения в *** году Проекта освоения лесов устанавливает перечень объектов, которые не образуют лесную инфраструктуру применительно к целям использования лесных участков, однако, никоим образом не освобождает от необходимости их внесения в проект освоения лесов.
Таким образом, вывод должностного лица о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.30.1 КоАП РФ, в действиях Отто И.Ю., допустившего на момент обнаружения правонарушения наличие на лесном участке асфальтированной площадки и асфальтированной лесной тропы, не предусмотренных проектом освоения лесов, является обоснованным.
Наказание Отто И.Ю. назначено в пределах санкции статьи 8.30.1 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения индивидуального предпринимателя Отто И.Ю. к административной ответственности соблюдены.
Нарушений судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Постановление старшего государственного лесного инспектора Мурманской области ФИО1 от *** №***, которым индивидуальный предприниматель Отто И.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.30.1 КоАП РФ, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья Ю.В. Кутушова