Дело № 2-2908/2022
УИД 21RS0025-01-2022-002388-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное решение)
ДД.ММ.ГГГГ г.Чебоксары
Московский районный суд г.Чебоксары под председательством судьи Сапожниковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Степанове М.А.,
с участием прокурора Иванова К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чувашского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры к Шлепнев Ю.Ч. о возложении обязанности снять с регистрационного учета маломерных судов плавучие объекты, удалить из акватории внутренних водных путей Российской Федерации плавучие объекты и поставить их на учет в реестре плавучих объектов,
УСТАНОВИЛ:
Чувашский транспортный прокурор Приволжской транспортной прокуратуры обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Шлепневу Ю.Ч. о возложении обязанности:
в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу снять с регистрационного учета маломерных судов плавучие объекты – понтон с регистрационным номером №, понтон с регистрационным номером № и понтон с регистрационным номером №,
удалить из акватории внутренних водных путей Российской Федерации плавучие объекты – понтон с регистрационным номером №, понтон с регистрационным номером № и понтон с регистрационным номером №,
в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предъявить в ФАУ «Российский Речной Регистр» для постановки на классификационный учет и прохождение освидетельствования плавучие объекты – понтон с регистрационным номером №, понтон с регистрационным номером № и понтон с регистрационным номером №,
в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учет в реестре плавучих объектов ФБУ «Администарция Волжского бассейна внутренних водных путей» плавучие объекты – понтон с регистрационным номером № понтон с регистрационным номером № и понтон с регистрационным номером №.
Иск мотивирован тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что в Центре ГИМС Главного управления МЧС России по Чувашской Республике состоят на учете принадлежащие Шлепневу Ю.Ч. понтоны с регистрационными номерами №, № и №, поставленные на учет ДД.ММ.ГГГГ, с выдачей судовых билетов серии №, №, № соответственно. Местом постоянной стоянки понтонов является <адрес>. В Реестре маломерных судов подлежит регистрации судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, государственную регистрацию и учет маломерных судов производит Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГИМС МЧС России). В силу ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ понтоны относятся к плавучим объектам – несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, которые в силу п.1.2 ст.16 Кодекса подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей в соответствии с Правилами учета плавучих объектов, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.2017 № 470. Река Сура включена в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, учет плавучих объектов на р.Сура и постановку на учет в Реестр плавучих объектов уполномочено осуществлять ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей». Согласно ч.1 ст.35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, наделено ФАУ «Российский речной регистр». Принадлежащие Шлепневу Ю.Ч. понтоны в ФАУ «Российский речной регистр» для классификационного учета не предъявлялись, в Реестре плавучих объектов в ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» на учете не состоят, при этом зарегистрированы в Центре ГИМС ГУ МЧС России по Чувашской Республике как маломерные судна, что приводит к искажению объективной обстановки о фактической эксплуатации маломерных судов на территории Чувашского транспортного региона. Эксплуатация Шлепневым Ю.Ч. плавучих объектов в отсутствие классификации и освидетельствования в ФАУ «Российский речной регистр» и без постановки на учет в Реестр плавучих объектов в ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» противоречит требованиям федерального законодательства, направленного на обеспечение безопасности при эксплуатации плавучих объектов, что влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность судоходства и эксплуатацию объектов внутреннего водного транспорта. Таким образом, плавучие объекты - понтоны с регистрационными номерами №, № и № подлежат исключению из Реестра маломерных судов и подлежат постановке на учет в Реестре плавучих объектов.
В судебном заседании заместитель Чувашского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры Иванов К.Е. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Шлепнев Ю.Ч. в судебном заседании не присутствовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен по адресу регистрации, причину неявки суду не сообщил, своих доводов суду не представил, явку представителя в суд не обеспечил.
Третьи лица ФАУ «Российский Речной Регистр» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, направив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором исковое заявление Чувашского транспортного прокурора поддержало.
Третье лицо ФБУ «Администрация Волжского бассейна» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, направив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и оставив рассмотрение вопроса на усмотрение суда, в котором указало, что плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Органом классификации и освидетельствования плавучих объектов и судов, в том числе маломерных судов, используемых в коммерческих целях, согласно ст.35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ является ФАУ «Российский Речной Регистр», который осуществляет свою деятельность на возмездной основе за счет судовладельцев, только этот орган может определить является объект плавучим объектом или судном и выдать подтверждающий документ.
Третье лицо Центр ГИМС ГУ МЧС России по Чувашской Республике явку представителя в судебное заседание не обеспечило, позицию по делу не выразило.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями п.п.1, 1.2 ст.16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
Плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ раскрываются понятия судна и плавучего объекта.
Так, судном признается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. Маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода.
Пунктом 4 ст.35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ предусмотрено, что плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам. Организации, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранные классификационные общества, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают свидетельства о соответствии плавучих объектов, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими свидетельств о соответствии плавучих объектов.
Порядок учета плавучих объектов, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации определяется Правилами учета плавучих объектов, утвержденными Приказом Минтранса России от 01.11.2017 № 470 (далее – Правила).
В соответствии с Правилами учет плавучих объектов осуществляется администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей по местонахождению плавучего объекта (далее - орган учета) (п.3 Правил).
Плавучие объекты подлежат учету в реестре плавучих объектов. Реестр ведется органом учета на бумажных и электронных носителях. Учету подлежит каждый плавучий объект (п.4 Правил).
Учету подлежат несамоходные плавучие сооружения, не являющиеся судами, в том числе дебаркадеры, плавучие (находящиеся на воде) дома, гостиницы, рестораны, понтоны, плоты, наплавные мосты, плавучие причалы и другие технические сооружения, освидетельствованные и классифицированные в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.6 Правил).
Учет плавучего объекта осуществляется органом учета на основании заявления об учете плавучего объекта (далее - заявление об учете) и документов, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил (далее - документы, необходимые для учета), которые представляются владельцем плавучего объекта (далее - заявитель)(п.8 Правил).
Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства плавучие объекты не подлежат государственной регистрации в реестрах судов Российской Федерации, а подлежат только учету в Реестре плавучих объектов после освидетельствования и классификации в соответствии с Правилами на основании заявления владельца плавучего объекта.
Из материалов дела следует, что Федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр» (Речной Регистр) Верхне-Волжского филиала Российского речного регистра в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Чувашской транспортной прокуратуры указало, что среди судовладельцев (владельцев), чьи суда (плавучие объекты) состоят на классификационном учете филиала, Шлепнев Ю.Ч. не числится.
Из ответа Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация Волжского бассейна») от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Чувашской транспортной прокуратуры следует, что плавучие объекты понтоны с идентификационными номерами № № и № в Реестре плавучих объектов на учете не состоят.
По сведениям от ДД.ММ.ГГГГ, представленным по запросу Чувашской транспортной прокуратуры Главным управлением МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии, за Шлепневым Ю.Ч. зарегистрировано:
<данные изъяты>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ,
<данные изъяты>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ,
<данные изъяты> с рег.№, судовой билет серии №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ,
<данные изъяты> с рег.№, судовой билет серии №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ,
<данные изъяты> с рег.№, судовой билет серии №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Чувашского транспортного прокурора, поскольку нарушен порядок постановки на учет плавучих объектов, принадлежащих Шлепневу Ю.Ч.
В целях соблюдения процедуры постановки на учет плавучих объектов - понтонов с регистрационными номерами №, № и № плавучие объекты подлежат исключению из Реестра маломерных судов и после освидетельствования и классификации в Речном Регистре постановке на учет в Реестре плавучих объектов. До постановки на учет в установленном порядке принадлежащие Шлепневу Ю.Ч. плавучие объекты эксплуатации не подлежат.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При удовлетворении исковых требований Чувашского транспортного прокурора суд полагает возможным установить ответчику для добровольного исполнения решения суда сроки, указанные в исковом заявлении.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей.
Таким образом, при удовлетворении исковых требований прокурора, освобожденного от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета г.Чебоксары в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чувашского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры удовлетворить.
Возложить на Шлепнев Ю.Ч. обязанности:
в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу снять с регистрационного учета маломерных судов плавучие объекты – понтон с регистрационным номером №, понтон с регистрационным номером № и понтон с регистрационным номером №,
удалить из акватории внутренних водных путей Российской Федерации плавучие объекты – понтон с регистрационным номером №, понтон с регистрационным номером № и понтон с регистрационным номером №,
в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предъявить в ФАУ «Российский Речной Регистр» для постановки на классификационный учет и прохождение освидетельствования плавучие объекты – понтон с регистрационным номером № понтон с регистрационным номером № и понтон с регистрационным номером №
в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учет в реестре плавучих объектов ФБУ «Администарция Волжского бассейна внутренних водных путей» плавучие объекты – понтон с регистрационным номером №, понтон с регистрационным номером № и понтон с регистрационным номером №.
Взыскать со Шлепнев Ю.Ч. государственную пошлину в доход бюджета г.Чебоксары 300 (триста) руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Н.В. Сапожникова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.