№ №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 июля 2018 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Агафонова П.Ю.,
при секретаре судебного заседания Хагундоковой Ф.Д.,
с участием истца Даурова К.К., его представителя по доверенности и по ордеру Швед В.Э.,
представителя ответчика по доверенности Тлехас С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даурова <данные изъяты> к ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» о защите прав потребителей. В обоснование иска указано, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а. Хакуринохабль, <адрес>. Между ним и ответчиком заключен договор поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. В домовладении имеется газоснабжение, поставщиком услуг является ООО «Газпром межрегионгаз <адрес>». Потребляемая энергия учитывается прибором учета газа СГД – 3 ТG6 заводской №. Он добросовестно и регулярно за время проживания по указанному адресу осуществлял оплату за услуги по поставке газа. 26. 05.2017 года в <адрес> случился сильный паводок, в результате чего река Фарс вышла из берегов и затопила частный сектор а. Хакуринохабля. В зоне подтопления оказалось и его домовладение. Уровень воды достигал одного метра 70 сантиметров, также наблюдалось сильное течение в местах разлива реки. Вследствие наводнения были повалены стояки газопровода и вырваны крепления, удерживающие газопровод в стене. После устранения паводка по его адресу выехала бригада сотрудников газовой службы, которая должна была проверить функциональность газового оборудования и наличие утечек газа в трубах. По приезду, бригада газовой службы не осмотрела газовое оборудование и трубы на предмет утечки газа. Сославшись на грязь и труднопроходимость к месту осмотра газового оборудования, бригада уехала. Так 07.04.2018 года представителем ответчика был составлен Акт проверки (инвентаризации) №, согласно которому в графе примечание указано, что пломба завода-изготовителя повреждена, необходима дополнительная проверка фотоматериалов.
Спустя время от ответчика пришло письменное уведомление о том, что за мной числится задолженность за потребленный газ в размере 87 515,15 руб. Комиссионное обследование к акту проверки № от 07.04.2018 г. по составленным в ходе осмотра прибора учёта газа фотоматериалам считает незаконным. В ходе рассмотрения фотографий комиссия пришла к выводу, что была нарушена целостность пломбы-заглушки на арифмометре счетного механизма завода изготовителя, учёт поставленного газа по прибору учёта невозможен, до момента замены, решено произвести расчёт потребленного газа по нормативам потребления согласно п. 28 Правил № от 21.07.08 г. за период 6 месяцев. Он обратился к ответчику с претензией пересмотреть принятое решение т.к. никаких действий, связанных с вмешательством в работу прибора учёта газа, не было проведено. Он добросовестно осуществляет оплату за реально потреблённый природный газ, при каждом требовании сотрудника газовой службы допускает к прибору учёта потребленного газа. Считает, что требование ответчика о взыскании с него денежных средств в размере 115 577,62 руб. по состоянию на 28.06.2018г. является незаконным, так как он лично не был удостоверен на основании каких фотоматериалов было вынесено оспариваемое решение, их подлинность вызывает сомнение. Кроме того, вызывает сомнение сама возможность определения целостности пломбы по фотографии. Просит суд признать комиссионное обследование к акту проверки № от 07.04.2018 г. по составленным в ходе осмотра прибора учёта газа фотоматериалам от 18.04.2018 г. незаконным и освободить его от оплаты за газ, начисленной за период 6 месяцев по нормативам потребления газа в размере 115 577,62 руб. в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп».
В письменных возражениях относительно исковых требований представитель ответчика указал, что с заявленными доводами ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» не согласно и считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (далее Правила), а в части неурегулированной - Постановлением Правительства от 06.05.2011г. РФ №.
В соответствии с п. 25 Правил определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, внесенные в государственный реестр средств измерений; б) установленные пломбы (пломба) не нарушены; в) срок проведения очередной поверки не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии. Неисполнение любого из пунктов влечет невозможность применения прибора учета, при этом расчет потребленного газа определяется по нормативам потребления.
ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» осуществляет поставку газа в домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, аул Хакуринохабль, <адрес>. Расчеты за потребленный по данному адресу газ производятся в соответствии с показаниями прибора учета газа и отражаются на лицевом счете 820100178. 16.03.2018г. в адрес истца было направлено уведомление о предстоящей проверке, назначенной на 07.04.2018г. на 13ч 50мин. (Приложение 1).
07.04.2018г. по адресу: <адрес>, аул Хакуринохабль, <адрес> был направлен контролер ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп». В ходе проверки контролёр зафиксировал нарушение пломбы заглушки завода изготовителя. В акте проверки от 07.04.2018г. отражено, что итоговое решение по данному акту будет принято после анализа фотоматериалов, с учетом данных программного комплекса и исполнительно - технической документации. Данный акт был подписан Истцом (Приложение 2).
Группой экспертов ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» в ходе анализа фотоматериалов, полученных в ходе проверки, было подтверждено нарушение пломбы заглушки завода изготовителя, на крепежном винте арифмометра счетного механизма.
В соответствии с п. 81.11 Правил предоставления коммунальных услуг, прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. Нарушение указанных показателей, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.
В соответствии с п. 81.12 Постановления Правительства от 06.05.2011г. РФ № прибор учета газа считается вышедшим из строя (неисправным): в случае нарушения контрольных пломб. Обращаем Ваше внимание на формулировку законодателя - прибор считается вышедшим -из строя, т.е. вопрос о том, как выявленное нарушение повлияло на работу прибора, проникали в прибор учета или нет, кто нарушил пломбу, работает он фактически или нет - не рассматривается, а констатируется его неисправность и все.
На основании проведенного анализа было вынесено экспертное заключение о выявленных нарушениях и необходимости произведения расчета согласно требованиям п. 28 Правил (Приложение 3).
В соответствии с п.28 Правил, в случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, но не более чем за 6 месяцев».
22.06.2018 г. Истец заменил прибор учета газа (Приложение 4). 22.06.2018 г. Истец обратился с письменным заявлением к поставщику газа, в котором просил опломбировать прибора учета газа после замены (Приложение 5). Несмотря на дату опломбировки 02.07.2018 г. прибор учета газа был принят к учету поставщиком газа с даты заявления истца, с 22.06.2018 г., после чего расчеты за потребленный газ стали производить в соответствии с его показаниями (Приложение 6).
На основании вышеизложенного, на лицевом счете 820100178 был произведен перерасчет объема потребленного газа за 6 месяцев, предшествующих дню выбраковки счетчика, а именно с 07.10.2017 г. по 21.06.2018 г. начисление осуществлено в соответствии с нормативами потребления газа, утвержденными Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.08.2012г. N 164-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению населения Республики Адыгея при отсутствии приборов учета газа» (Приложение 7). Показания прибора учета газа в период с 07.10.2017 г. по 21.06.2018 г. к учету и расчетам не принимались. Произведенные истцом в указанный период платежи пошли в счет погашения начисления, произведенного в соответствии с нормативами потребления газа.
По состоянию на 30.07.2018г., с учетом начисления в соответствии с п. 28 Правил, текущего потребления газа в соответствии с показаниями прибора учета газа, а так же произведенных Истцом оплат, на лицевом счете 820100178 числится задолженность в размере 131 233,68 руб. (Приложение 7).
Учитывая вышеизложенное считает, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» отсутствуют какие-либо нарушения требований действующего законодательства и основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
Истец в судебное заседание явился, поддержал заявленные исковые требования, дал пояснения согласно описательной части решения. Его представитель уточнил исковые требования и просит суд признать требование ООО «Газпроммежрегионгаз Майкоп» о взыскании с истца денежных средств в размере 115577,62 рублей по состоянию на 28.06.2018г., незаконным и обязать ответчика произвести абоненту Даурову К.К. перерасчет оплаты за поставку газа, по показаниям прибора учета газа за период шесть месяцев по состоянию на 28.06.2018г.
Представитель ответчика в суд явилась, исковые требования не признала, просит отказать в иске по доводам, изложенным в возражениях.
Исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аул Хакуринохабль, <адрес> является потребителем природного газа, поставляемого ответчиком, по адресу: <адрес>, пер. Совхозный, 11. Домовладение газифицировано, установлен прибор учета газа, расчеты за который производятся по показаниям прибора учета и отражаются на лицевом счете 820100178.
Согласно акту обследования межведомственной комиссии № от 0806.2017 г., межведомственная комиссия и собственник жилого дома Дауров К.К. произвели обследование дома, пострадавшего от паводка на территории <адрес>, произошедшего в мае 2017 <адрес> актом установлено, что домовладение пригодно для проживания и подлежит капитальному ремонту.
16.03.2018 г. в адрес истца было направлено уведомление о предстоящей проверке, назначенной на 07.04.2018г. 07.04.2018 г. сотрудники ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» прибыли к истцу для проверки прибора учета потребляемого газа в вышеуказанном домовладении. Согласно акту проверки (инвентаризации) от 07.04.2018 г., в ходе осмотра прибора учета газа было зафиксировано нарушение пломбы завода-изготовителя и указано на необходимость дополнительной проверки по фотоматериалам.
Как следует из комиссионного обследования от 18.04.2018 г. к акту проверки акту проверки № от 07.04.2018 г., в ходе рассмотрения фотоматериалов, полученных при проверке прибора учёта газа, установлено нарушение целостности пломбы-заглушки завода-изготовителя, расположенной на крепежном винте арифмометра счетного механизма. Учёт поставленного газа по прибору учёта невозможен до момента его замены. Решение по акту: произвести расчёт потреблённого газа по нормативам потребления газа согласно п. 28 Правил № от 21.07.2008 г. за период 6 месяцев.
На лицевом счете истца 820100178 был произведен перерасчет объема потребленного газа за 6 месяцев, предшествующих дню выбраковки счетчика, а именно с 07.10.2017 г. по 21.06.2018 г. Начисление осуществлено в соответствии с нормативами потребления газа, утвержденными Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.08.2012г. N 164-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению населения Республики Адыгея при отсутствии приборов учета газа».
Согласно акту опломбирования счетчика от 02.07.2018 г., в домовладении истца установлен новый прибор учета газа.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент, обязан оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 25 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 549 от 21.08.2008 г. определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:
а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;
б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;
в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;
г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
В соответствии с п. 81.11 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ № от 06.05.2011г. поставщик газа наделен полномочиями при проведении проверки состояния прибора учета газа проверять целостность прибора учета, устанавливать наличие либо отсутствие механических повреждений, наличие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин.
В соответствии с п. 81.11 Правил предоставления коммунальных услуг прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет соответствующий акт.
Согласно требованиям ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, доводы ответчика о том, что свидетельством несанкционированного вмешательства в прибор учета газа является якобы нарушение целостности пломбы-заглушки завода-изготовителя, являются необоснованными, поскольку указанные обстоятельства какими-либо достоверными доказательствами по делу не подтверждены. Факт вмешательства в механизм счётчика не установлен, иных повреждений счетного механизма, позволяющих однозначно утверждать о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета, не обнаружено. Выводы комиссионного обследования к акту проверки от 07.04.2018 г. носят предположительный характер. Каких-либо доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, ответчиком не представлено.
Поскольку достоверных доказательств, свидетельствующих о нарушении целостности пломбы-заглушки на момент проверки 07.04.2018 г. и дальнейшего обследования комиссией ответчика не имеется, комиссионное обследование от 18.04.2018 г., на который ссылается сторона ответчика, не подтверждает неисправность счетчика либо нарушение пломбы-заглушки, постольку правовых оснований для определения объема потребленного газа по нормам потребления и за шесть месяцев на основании п.28 Правил у ответчика не имелось, в связи с чем начисление абоненту оплаты за газ в размере 115577,62 руб. является незаконным.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Даурова <данные изъяты> к ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» о защите прав потребителя удовлетворить.
Признать комиссионное обследование к акту проверки № от 07.04.2018г. по составленным в ходе осмотра прибора газа фотоматериалам от 18.04.2018г. незаконным.
Признать требование ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» о взыскании с Даурова <данные изъяты> денежные средства в размере 115577,62 рублей по состоянию на 28.06.2018 г., незаконным.
Обязать ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» произвести абоненту Даурову <данные изъяты> перерасчет оплаты за поставку газа по показаниям прибора учета газа за период шесть месяцев по состоянию на 28.06.2018 г.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий <данные изъяты> П.Ю. Агафонов