Дело № 2а-458/2021
УИН: 60RS0005-01-2021-001091-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2021 года г. Великие Луки Псковской области
Великолукский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Крипайтис Н.А., при секретаре Корабухиной С.В., с участием административного истца ст. помощника прокурора Великолукского района Панцарино А.В., представителя административного ответчика Администрации сельского поселения «Пореченская волость» Удовиченко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Великолукского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района Псковской области о признании действий (бездействия) должностного лица незаконным, возложении обязанности осуществить постановку земельных участков на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Великолукского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района Псковской области о признании действий (бездействия) должностного лица незаконным, возложении обязанности осуществить постановку земельных участков на кадастровый учет.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Великолукского района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальном имуществе, погребении и похоронном деле, земельного законодательства, в рамках которой в деятельности администрации сельского поселения «Пореченская волость» установлены нарушения действующего законодательства. Так проверкой установлено, что на территории сельского поселения «Пореченская волость» в д. Хмелище расположено общественное кладбище. Земельный участок, используемый для размещения мест погребения, на кадастровый учет не поставлен, документы, подтверждающие отвод земельного участка для осуществления захоронений, отсутствуют. Границы земельных участков, расположенных под кладбищами, их площадь не определены, кладбища в большинстве своем не являются закрытыми и на них производится захоронение умерших, что влечет увеличение площади земельного участка, занимаемого кладбищем. Новые захоронения производятся без предварительного изучения свойств земельных участков и без соблюдения требований, установленных ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», что делает невозможным реализацию в полной мере обязанности ответчика по содержанию места захоронения. Отсутствие необходимых землеустроительных и правоустанавливающих документов, в том числе определяющим границы земельных участков, занятых под кладбища, может привезти к нарушению границ смежных с указанными участками земель и как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования. По указанным фактам 18.03.2021 в адрес главы сельского поселения «Пореченская волость» прокуратурой района было вынесено представление, которое рассмотрено. Нарушения закона в части не установления границ земельных участков, используемых под кладбища, их не постановки на кадастровый учет, по результатам рассмотрения представления, не устранены.
Просит суд признать незаконным бездействие сельского поселения «Пореченская волость», выразившееся в не постановке земельного участка, предназначенного для размещения мест захоронения, в д. Хмелище Пореченской волости Великолукского района на кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимости; обязать администрацию сельского поселения «Пореченская волость» устранить нарушения земельного законодательства, для чего в срок до 01.05.2022 принять предусмотренные законом меры по определению границ и постановке на кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимости земельных участков, на которых расположено действующее гражданское захоронение в д. Хмелище СП Пореченская волость Великолукского района Псковской области.
В судебном заседании пом. прокурора Великолукского района Панцарино А.В. настаивала на удовлетворении исковых требований, ссылаясь на приведённые в иске доводы.
Представитель административного ответчика Администрации сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района Удовиченко Н.А. в судебном заседании заявленные требования признала в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (без действий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (без действий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, отнесены к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Частью 4 статьи 27 ЗК РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
На основании ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством, которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В соответствии с п. 22 ч. 1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения среди прочих относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории поселения.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального Закона № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Псковской области от 10.12.2014 №1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений», за сельскими поселениями Псковской области среди прочих вопросов местного значения закреплена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории поселения.
Статьей 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших (погибших), а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших (погибших).
В соответствии со ст. 16, ч.1 ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно ст. ст. 25, 26, 42 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Собственники земельных участков среди прочего обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Исходя из содержания ст. ст. 7, 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта, недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, требований, если объектом, недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Таким образом, границы земельных участков, расположенных под кладбищами, их площадь не определены, кладбища в большинстве своем не являются закрытыми и на них производится захоронение умерших, что влечет увеличение площади земельного участка, занимаемого кладбищем. Новые захоронения производятся без предварительного изучения свойств земельных участков и без соблюдения требований, установленных ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ, что делает невозможным реализацию в полной мере обязанности ответчика по содержанию места захоронения.
Отсутствие необходимых землеустроительных и правоустанавливающих документов, в том числе определяющих границы земельных участков, занятых под кладбища, может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным и дополнительным сведениям, в частности, относятся кадастровый номер, описание местоположении границ земельного участка, его площадь, категория земель, к которой отнесен земельный участок и его разрешенное использование.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, во исполнение поручения прокуратуры области прокуратурой Великолукского района Псковской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о погребении и похоронном деле, земельного законодательства, в рамках которой в деятельности администрации сельского поселения «Пореченская волость» установлены нарушения действующего законодательства. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории сельского поселения «Пореченская волость» в д. Хмелище расположено общественное кладбище. При этом документы, подтверждающие отвод земельных участков для осуществления захоронений, на указанном кладбище отсутствуют. Земельные участки, используемые для размещения мест погребения, на кадастровый учет не поставлены, проект кладбищ не разработан и не утвержден (л.д. 6-9).
20.04.2021 Администрация сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района в ответ на представление прокурора сообщила, что Администрация признает нарушения требования законодательства, в настоящее время проводится работа по постановке на кадастровый учет территории общественного кладбища в д. Хмелище, а также разработка и утверждение проекта кладбища (л.д. 10).
19.04.2021 на основании протокола заседания Администрации сельского поселения «Пореченская волость» Комиссия приняла решение: в 2021-2023 г.г. провести работы по постановке на кадастровый учет территории общественного кладбища в д. Хмелище, разработать и утвердить проект кладбища; консультанта Администрации сельского поселения «Пореченская волость» в связи с допущенными нарушениями земельного законодательства привлечь к дисциплинарной ответственности – объявить замечание (л.д. 11-12,13).
20.08.2021 в ответ на представление прокуратуры района Администрация сельского поселения «Пореченская волость» сообщила, что до настоящего времени земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в д. Хмелище (инвентарный № №), на кадастровый учет не поставлен (л.д. 14).
Таким образом, из вышеназванных норм законов следует, что администрация сельского поселения «Пореченская волость» обязана была в силу требований закона земельный участок, на котором расположено гражданское кладбище в д. Хмелище, поставить на кадастровый учет.
Суд приходит к выводу, что отсутствие необходимых землеустроительных и правоустанавливающих документов, в том числе определяющих границу земельного участка, занятых под кладбища, может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, в результате чего возможно нарушение прав неограниченного круга лиц. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
При таких обстоятельствах требования прокурора Великолукского района подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Срок, о котором просит прокурор, по мнению суда, является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения действий, направленных на устранение нарушений земельного законодательства, на принятие мер по определению границ и постановке на кадастровый учет земельного участка, на котором расположено одно действующее гражданское захоронение в д. Хмелище (инвентарный номер объекта – №) Великолукского района Псковской области.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Великолукского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Пореченская волость» о возложении обязанности осуществить постановку земельных участков на кадастровый учет – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Пореченская волость», выразившееся в не постановке земельных участков, предназначенных для размещения места захоронения в д. Хмелище СП «Пореченская волость» Великолукского района Псковской области, на кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимости.
Обязать администрацию сельского поселения «Пореченская волость» устранить нарушения земельного законодательства, в срок до 01.05.2022 принять предусмотренные законом меры по определению границ и постановке на кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимости земельных участков, на которых расположено действующее гражданское захоронение в д. Хмелище сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района Псковской области, инвентарный номер объекта №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Великолукский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 15.09.2021
Судья подпись Н.А.Крипайтис
Копия верна Судья: Н.А.Крипайтис