Решение по делу № 33-4601/2017 от 02.11.2017

Дело № 2-443/2017 Председательствующий – судья Артюхова О.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-4601/2017

г. Брянск 12 декабря 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Мариной Ж.В.

судей Киселевой Е.А., Ильюхиной О.Г.

при секретаре Пешей Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делопо апелляционной жалобе представителя администрации Брянского района Брянской области Атрошенко Екатерины Алексеевны на решение Брянского районного суда Брянской области от 21 августа 2017 г. по иску прокурора Брянского района Брянской области к администрации Брянского района Брянской области, Муниципальному учреждению «Новодарковичская сельская администрация» о понуждении к совершению действий.

Заслушав доклад судьи Мариной Ж.В., объяснения представителя администрации Брянского района Брянской области Атрошенко Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Николаевой С.Н., просившей отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, представителя АО «Газпром газораспределение Брянск» Витебского Н.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка законодательства о безопасном функционировании объектов топливно-энергетического комплекса, эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с заключенным между администрацией Новодарковичского сельского поселения и администрацией Брянского района Брянской области соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения поселению переданы полномочия по решению вопросов местного значения в части организации электро-, газо- и водоснабжения населения.

В соответствии с информацией филиала АО «Газпром газораспределение Брянск» от ДД.ММ.ГГГГ на территории Брянского района в н.п. Дарковичи и н.п. Буда Брянского района расположены газопроводы низкого давления

Согласно информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области сведения о зарегистрированных правах на указанные выше объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством на органы власти возложена обязанность решения вопросов газоснабжения, соответственно последние обязаны принимать меры по своевременной постановке на учет в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество объектов газоснабжения. Спорные объекты газоснабжения, расположенные в Новодарковичском сельскомпоселении Брянского района, не имеют собственника (балансодержателя), на обслуживаниене переданы и надлежащая их эксплуатация не осуществляется.

Система газоснабжения является важнейшим объектом жизнеобеспечения. Отсутствие у объекта газоснабжения собственника может привести к его порче, в случае угрозы совершения террористического акта создает потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, может причинить существенный вред, в том числе объектам экономики, инженерным коммуникациям при возможных авариях и чрезвычайных ситуациях.

Прокурор с учетом уточненных исковых требований, просил суд:

обязать администрацию Брянского района Брянской области профинансировать мероприятия по постановке на учет в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество газопроводов низкого давления в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, а именно:

газопровода низкого давления длиной 119 п.м присоединенного к жилому дому <адрес>

газопровода низкого давления длиной 84,5 п.м, присоединенного к жилому дому <адрес>;

обязать Муниципальное учреждение «Новодарковичская сельская администрация» (далее - МУ Новодарковичская сельская администрация) принять меры по постановке на учет в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество газопроводов низкого давления в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, а именно:

газопровода низкого давления длиной 119 п.м, присоединенного к жилому дому <адрес>;

газопровода низкого давления длиной 84,5 п.м, присоединенного к жилому дому <адрес>.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования, привлечены Литвин П.Б., Фомина Н.Н., Фомина В.Н.

Решением Брянского районного суда Брянской области от 21 августа 2017 г. исковые требования прокурора Брянского района Брянской области удовлетворены. Суд обязал администрацию Брянского района Брянской области профинансировать мероприятия, а МУ Новодарковичская сельская администрация принять меры по постановке недвижимого имущества на учет как бесхозяйного в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Брянской области:

газопровода низкого давления, протяженностью 84,5 п.м, присоединенного к жилому дому <адрес>;

газопровода низкого давления, протяженностью 119 п.м, присоединенного к жилому дому <адрес>.

В апелляционной жалобе представитель администрации Брянского района Брянской области Атрошенко Е.А. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права. Указывает, что объектом недвижимого имущества является сеть газораспределения, а все новые присоединяемые к ней трубы - это реконструкция данной сети, в результате которой объект недвижимого имущества остается неизменным. Считает, что собственники недвижимости и собственник газопровода, к которому осуществлена врезка, должны принять меры по определению судьбы газопроводов, их обслуживанию и надлежащему оформлению.

В возражениях на апелляционную жалобу исполняющий обязанности прокурора Брянского района Брянской области Теблеев Д.Д. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель МУ Новодарковичская сельская администрация, Литвин П.Б., Фомина Н.Н., Фомин В.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду не сообщали об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, заслушав объясненияпредставителя администрации Брянского района Брянской области Атрошенко Е.А.,прокурора Николаевой С.Н., представителя АО «Газпром газораспределение Брянск» Витебского Н.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Брянского района Брянской области проведена проверка законодательства о безопасном функционировании объектов топливно-энергетического комплекса, эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки выявлены объекты газоснабжения, в отношении которых отсутствуют сведения о наличии у них собственника (балансодержателя).

Согласно ответу филиала в г. Брянске АО «Газпром газораспределение Брянск» от ДД.ММ.ГГГГ на территории Брянского района имеются следующие бесхозяйные объекты (газопроводы):

газопровод низкого давления в н.<адрес>, протяженностью 158,3 п.м;

газопровод низкого давления в <адрес>, протяженностью 53 п.м;

В сведениях ЕГРН отсутствует информация о зарегистрированных правах на указанные объекты,в реестре муниципальной собственности указанные объекты не значатся.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что заказчиком газопровода протяженностью 84,5 п.м, к жилому дому <адрес> являлись Фомина Н.Н. и Фомин В.Н.

Заказчиком газопровода к жилому дому <адрес> являлся Литвин П.Б. Собственником <адрес> является Литвин П.Б.

Заказчики газопроводов и собственники жилых домов, к которым проведены указанные газопроводы, привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, своих прав на спорные газопроводы низкого давления не заявили.

Суд, рассматривая заявленный иск, сделал вывод о том, что в силу действующего законодательства и соглашения, заключенного между администрацией района и сельской администрацией, к полномочиям органа местного самоуправления относятся, в том числе, вопросы организации газоснабжения. Учитывая, что спорные объекты недвижимости не имеют собственника, не состоят на учете в регистрирующем органе как бесхозяйные, суд удовлетворил заявленный иск, возложив на администрацию Брянского района обязанность профинансировать мероприятия, а на МУ Новодарковичская сельская администрация - принять меры по постановке на учет указанного имущества как бесхозяйного.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, исходя из следующего.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 ч. 4 статьи 15 вышеуказанного закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

29 декабря 2016 г. было заключено соглашение о передаче администрацией Брянского района Брянской области полномочий администрации Новодарковичского сельского поселения по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения сроком до 31 декабря 2017 г. Данным соглашением установлен порядок предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Брянского муниципального района в бюджет Новодарковичского сельского поселения на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения.

В силу части 3 статьи 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В силу статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3).

Суд, установив, что спорные газопроводы низкого давления не имеют собственника, обоснованно возложил на МУ Новодарковичская сельская администрация осуществление мер по постановке спорного недвижимого имущества на учет, как бесхозяйного, так как в силу указанного соглашения именно сельской администрации были переданы полномочия по организации газоснабжения в границах поселения.

Довод апелляционной жалобыо том, что при производстве работ по присоединению спорного газопровода к газораспределительной сети фактически произошла реконструкция объекта недвижимости, в связи с чем, учет изменений в объекте должен осуществляться его собственником, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.

В силу п. 10.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что для строительства линейного объекта необходимо разрешение на строительство.

Из вышеуказанных норм действующего законодательства следует, что газопровод, как линейный объект, может быть создан в соответствии с действующим законодательством. Субъектный состав лиц, имеющих право создать газопровод, не ограничен.

В материалах дела имеются акты приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы (на спорные газопроводы низкого давления), из которых следует, что их заказчиками являлись физические лица. Из указанных актов не следует, что строительство данных объектов являлось реконструкцией действующего газопровода, напротив, в данных документах отмечено о сдаче самостоятельных объектов газораспределительной системы. К объектам газораспределительной системы относится, в том числе, газораспределительная сеть, являющаяся системой наружных газопроводов от источника до ввода газа потребителям, а также сооружения и технические устройства на них.

Указание в апелляционной жалобе на то, что врезка, как самостоятельный объект недвижимого имущества без газораспределительной сети существовать не может, не влияет на законность принятого по делу судебного решения, так как врезкой является присоединение к действующим вновь построенных газопроводов и газопотребляющих объектов, а в данном случае имело место строительство самостоятельного объекта газораспределительной системы.

Довод апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что газопроводы являются объектами недвижимости, не может являться основанием для отмены судебного решения.

В соответствии с п.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно актам о приемке законченного строительством объекта системы газоснабжения спорные газопроводы являются подземными, из чего можно сделать вывод о том, что они неразрывно связаны с землей, и являются объектами недвижимости.

Ссылка апелляционной жалобы на то, чтосудом не принят во внимание Приказ Минэкономразвития РФ от 10 декабря 2015 г. № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», не является основанием для отмены решения суда.

Решением суда на МУ Новодарковичская сельская администрация возложена обязанность по постановке на учет в Управлении Росреестра по Брянской области спорного недвижимого имущества, однако указанное судебное постановление не отменяет действие Приказа Минэкономразвития РФ.

На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд постановил решение в соответствии с нормами материального права, при рассмотрении дела не было допущено нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, в связи с чем решение суда не подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Брянского районного суда Брянской области от 21 августа 2017 г. по иску прокурора Брянского района Брянской области к администрации Брянского района Брянской области, Муниципальному учреждению «Новодарковичская сельская администрация» о понуждении к совершению действий оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Ж.В. Марина

Судьи Е.А. Киселева

О.Г. Ильюхина

33-4601/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Брянского района Брянской области
Ответчики
Администрация Брянского района, МУ "Новодарковичская сельская администрация"
Другие
Литвин П.Б., Фомина Н.Н., Фомин В.Н.
Филиал АО "Газпром газораспределение Брянск"
Суд
Брянский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
02.11.2017Передача дела судье
12.12.2017Судебное заседание
25.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее