Судья Волкова Е.В. Дело № 33-10284/2023
УИД 61RS0003-01-2022-008796-59
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июня 2023 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Михайлова Г.В.
судей Вялых О.Г., Семеновой О.В.
при секретаре Фадеевой Д.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-613/2023 по иску прокурора г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту жилищно- коммунального хозяйства и энергетики г.Ростова-на-Дону, третьи лица- администрация г.Ростова-на-Дону, МКП «Ростгорсвет» об обязании обеспечить освещение автомобильных дорог по апелляционным жалобам администрации г.Ростова-на-Дону, Департамента жилищно- коммунального хозяйства и энергетики г.Ростова-на-Дону на решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 09 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Вялых О.Г., судебная коллегия
установила:
прокурор г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту жилищно- коммунального хозяйства и энергетики г.Ростова-на-Дону, третьи лица- администрация г.Ростова-на-Дону, МКП «Ростгорсвет» об обязании обеспечить освещение автомобильных дорог, указав на то, что прокуратурой г.Ростова-на-Дону проведена проверка исполнения органами местного самоуправления обязанностей по осуществлению дорожной деятельности, обеспечению безопасности дорожного движения на территории г.Ростова-на-Дону и организации благоустройства, в результате которой установлено, что на автомобильных дорогах по ул. Жданова (ул. Еременко - ул. Ткачева), ул. Еременко (пр. Солженицына - ул. Жданова), ул. Ткачева (ул. Жданова-пр. Солженицына), ул. Еляна (ул. Ткачева - пр. М. Жукова) уличное освещение не функционирует, что не соответствует п. 4.6.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст. По данному факту в адрес главы администрации г. Ростова-на-Дону Логвиненко А.В. 28.06.2022 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
В соответствии с поступившей 03.08.2022 в прокуратуру города информации за подписью заместителя главы администрации г.Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Симкова Д.В. МКУ «ДИСОТИ» в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону переданы договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с дополнительными соглашениями, акты об осуществлении технологического присоединения, акты о выполнении технических условий, акты допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии по автомобильным дорогам общего пользования местного значения по ул. Жданова (ул. Еременко - ул. Ткачева), ул. Еременко (пр. Солженицына -ул. Жданова), ул. Ткачева (ул. Жданова - пр. Солженицына). Проведенное 15.09.2022 прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону с привлечением ОГИБДД УМВД России по г. Ростову-на-Дону обследование автомобильных дорог общего пользования местного значения по ул. Жданова (ул. Еременко-ул. Ткачева), по ул. Еременко (пр. Солженицына-ул. Жданова), по ул. Ткачева (ул. Жданова - пр. Солженицына) показало, что на указанных участках дорог имеются опоры и светильники стационарного электрического освещения. Вместе с тем, в нарушение требований п. 4.6.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», п. 6.9.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», все светильники стационарного электрического освещения обследуемых автомобильных дорог на момент проверки не работали.
На основании изложенного, заместитель прокурора города Ростова-на-Дону просил суд обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону обеспечить стационарное электрическое освещение автомобильных дорог общего пользования местного значения по ул. Жданова (ул. Еременко-ул. Ткачева), по ул. Еременко (пр. Солженицына -ул. Жданова), по ул. Ткачева (ул. Жданова - пр. Солженицына) в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Протокольным определением суда от 06.02.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Ростова-на-Дону.
Протокольным определением суда от 27.02.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено МКП «Ростгорсвет».
Решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 09.03.2023 исковые требования прокурора г. Ростова-на-Дону удовлетворены.
С решением суда не согласились администрация г.Ростова-на-Дону, Департамент жилищно- коммунального хозяйства и энергетики г.Ростова-на-Дону, подали апелляционные жалобы.
Представитель администрации г.Ростова-на-Дону в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апеллянт обращает внимание на то, что полномочия Департамента жилищно- коммунального хозяйства и энергетики г.Ростова-на-Дону утверждаются не администрацией г.Ростова-на-Дону, а представительным органом муниципального образования. В соответствии с Положением о Департаменте, утв. решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 №138, ответчик является юридическим лицом и имеет права юридического лица с момента его государственной регистрации, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и несет обязанности быть истцом и ответчиком в суде.
В оперативное управление МКП «Ростгорсвет» стационарное электрическое освещение не передавалось. При этом, доказательств передачи Департаменту договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с дополнительными соглашениями и актов о выполнении технических условий, актов допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии по автомобильным дорогам в материалы дела предоставлено не было. Полагает, что на основании постановления от 20.12.2010 № 970 муниципальным заказчиком в данном случае является МКУ «ДИСОТИ». При этом, доказательств передачи от МКУ «ДИСОТИ» вновь созданного имущества в материалах дела не имеется.
Представитель Департамента жилищно- коммунального хозяйства и энергетики г.Ростова-на-Дону в своей апелляционной жалобе просил решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований, указав на то, что согласно выпискам ЕГРН правообладателем спорных объектов является МО «Город Ростов-на-Дону», однако информация об объектах наружного уличного освещения, расположенного на спорных участках дорог, отсутствует. При этом, указанные выписки не констатируют наличие в муниципальной собственности спорных объектов уличного освещения и обязанность Департамента содержать такие объекты. Согласно реестру муниципального имущества строительство спорных объектов не числится.
Апеллянт обращает внимание на то, что в период рассмотрения дела 11.01.2023 Департамент информировал прокуратуру о том, что сети наружного (уличного) освещения, расположенные по ул.Жданова (от ул.Еременко до ул. Ткачева), по ул. Еременко (от пр. Солженицына до ул.Жданова) восстановлены и функционируют в штатном режиме. Восстановление работоспособности сетей наружного (уличного) освещения по ул. Ткачева (на участке от ул. Жданова до пр. Солженицына) не функционируют, но восстановление их работоспособности планируется осуществить в рамках муниципального контракта. Кроме того, функции Департамента по содержанию, ремонту и техническому обслуживанию сетей наружного уличного освещения распространяется на объекты, находящиеся в казне города. Иные функции, относящиеся к обеспечению стационарного освещения, у Департамента отсутствуют.
На апелляционные жалобы от прокурора г.Ростова-на-Дону поданы возражения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав представителей сторон, администрации г.Ростова-на-Дону, рассмотрев дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, пришла к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой города во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 14.03.2019 № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» с привлечением прокуратуры Советского района г. Ростова-на-Дону при участии должностного лица ОГИБДД УМВД России по г. Ростову-на-Дону в июне 2022 г. установлено, что 25.01.2021 между администрацией города Ростова-на-Дону в лице заместителя главы администрации г. Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Солонского К.Ю. и Министерством транспорта Ростовской области заключено соглашение № 60701000-1-2021 -003 о предоставлении субсидии из бюджета Ростовской области бюджету городского округа Ростов-на-Дону, предметом которого является предоставление из бюджета Ростовской области бюджету городского округа Ростов-на-Дону субсидии на мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства в рамках регионального проекта «Жилье» подпрограммы «Стимулирование развития рынка жилья» государственной программы Ростовской области «Территориальное планирование и обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области» федерального проекта «Жилье».
Приложением № 4 к соглашению предусмотрено, что в 2021 году в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» в 2021 году должны быть реализованы следующие объекты капитального строительства с предельным сроком ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с заключенным контрактом - 30.12.2021: автомобильная дорога общего пользования местного значения по ул. Жданова (ул. Еременко - ул. Ткачева) МКР №5 жилого района «Левенцовский»; автомобильная дорога общего пользования местного значения по ул. Еременко (пр. Солженицына - ул. Жданова) МКР №5 жилого района «Левенцовский»; автомобильная дорога общего пользования местного значения по ул. Ткачева (ул. Жданова-пр. Солженицына) МКР №5 жилого района «Левенцовский»; автомобильная дорога общего пользования местного значения по ул. Еляна (ул. Ткачева - пр. М. Жукова) МКР №8 жилого района «Левенцовский».
Муниципальным казенным учреждением «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» (далее — МКУ «ДИСОТИ») в целях строительства автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Жданова (ул. Еременко - ул. Ткачева) МКР №5 жилого района «Левенцовский» МКУ «ДИСОТИ» заключен муниципальный контракт от 09.03.2021 №5 с ООО НПФ «РАПАДС», срок выполнения работ по контракту - 01.12.2021. В целях строительства автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Еременко (пр. Солженицына - ул. Жданова) МКР №5 жилого района «Левенцовский» между МКУ «ДИСОТИ» и ООО НПФ «РАПАДС» заключен муниципальный контракт от 09.03.2021 №8, срок выполнения работ по контракту - 01.12.2021. В целях строительства автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Ткачева (ул. Жданова-пр. Солженицына) МКР №5 жилого района «Левенцовский» между МКУ «ДИСОТИ» и ГУЛ РО «РостовАвтоДор» заключен муниципальный контракт от 09.03.2021 №6, срок выполнения работ по контракту -01.12.2021. В целях строительства автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Еляна (ул. Ткачева - пр. М. Жукова) МКР №8 жилого района «Левенцовский» между МКУ «ДИСОТИ» и ГУЛ РО «РостовАвтоДор» заключен муниципальный контракт от 09.03.2021 №7, срок выполнения работ - 01.09.2021. Условиями вышеуказанных муниципальных контрактов предусмотрено строительство уличного освещения.
Прокуратурой г. Ростова-на-Дону проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в рамках которой установлено, что указанная обязанность возложена на администрацию г.Ростова-на-Дону, которой работа по организации уличного освещения городского округа в полном объеме не проводится, а именно: уличное освещение автомобильной дороги автомобильных дорог общего пользования местного значения по ул. Жданова (ул. Еременко-ул. Ткачева), по ул. Еременко (пр. Солженицына - ул. Жданова), по ул. Ткачева (ул. Жданова - пр. Солженицына) отсутствует.
По данному факту в адрес главы администрации г. Ростова-на-Дону Логвиненко А.В. 28.06.2022 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Вместе с тем, несмотря на внесенное прокуратурой г. Ростова-на-Дону в Администрацию г. Ростова-на-Дону представление, а также обращения по вопросу отсутствия освещения, органом местного самоуправления не принято мер по восстановлению нарушенных прав граждан.
Согласно ответу на запрос МКП «Ростгорсвет» №614-05 от 06.03.2023 в оперативном управлении МКП «Ростгорсвет» стационарное электрическое освещение автомобильных дорог общего пользования местного значения по ул.Жданова (ул.Еременко-ул.Ткачева), по ул.Еременко (пр.Солженицына-ул.Жданова), по ул.Ткачева (ул.Жданова-пр.Солженицына) не числится.
Из Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г.Ростова-на-Дону, утв. решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 138, усматривается, что департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону осуществляет функции в следующих сферах: содержания элементов обустройства автомобильных дорог (очистка и мойка ограждений, замена поврежденных или не соответствующих действующим стандартам секций барьерных ограждений, уборка и мойка остановок общественного транспорта, содержание в чистоте и порядке тротуаров, содержание, ремонт и техническое обслуживание сетей наружного уличного освещения, входящих в состав единого, неделимого объекта дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок и других дорожных сооружений, находящихся в казне города, плата за расход электроэнергии на освещение); зимнего содержания (механизированная снегоочистка, распределение противогололедных материалов, дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, очистка от снега элементов обустройства, в том числе остановок, ограждений, тротуаров).
Согласно сведениям реестра муниципального имущества города Ростова-на-Дону, ведущегося в информационной системе «Территориально-распределительная система города Ростова-на-Дону», объекты, в том числе «Строительство ул.Ткачева (ул.Жданова-пр.Солженицына)», «Строительство ул.Жданова (ул.Еременко-ул.Ткачева)», «Строительство ул.Еременко (ул.Солженицина-ул.Жданова)» не числится.
Согласно выпискам из ЕГРН от 01.08.2022, 28.03.2022, 03.08.2022 правообладателем строительства автомобильной дорог общего пользования местного значения по ул. Жданова (ул. Еременко - ул. Ткачева) МКР №5 жилого района «Левенцовский»; автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Еременко (пр. Солженицына - ул. Жданова) МКР №5 жилого района «Левенцовский»; автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Ткачева (ул. Жданова-пр. Солженицына) МКР №5 жилого района «Левенцовский» является муниципальное образование «город Ростов-на-Дону».
Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 28.12.2018 № 1379 утверждена муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, улучшение экологической обстановки и благоустройство города Ростова-на-Дону», в которую включена подпрограмма № А «Строительство и реконструкция сетей наружного освещения». Задачами подпрограммы являются строительство и реконструкция сетей наружного освещения. Цель подпрограммы - увеличение протяженности построенных и реконструированных сетей наружного освещения.
В соответствии с Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 28.12.2018 № 1379 «Об утверждении муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, улучшение экологической обстановки и благоустройство города Ростова-на-Дону» заказчиком-координатором и разработчиком указанной программы, в том числе подпрограммы А по строительству и реконструкции сетей наружного освещения, является Департамент ЖКХ и энергетики.
Сроки и этапы реализации программы 2019-2035 годы.
Муниципальный заказчик и разработчик подпрограммы - Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, исполнитель подпрограммы - МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону», которое также является получателем бюджетных средств, подведомственным Департаменту координации строительства и перспективного развития.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд руководствовался положениями Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правилами благоустройства территории города Ростова-на-Дону, утвержденными решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 № 398, Приказом Росстандарта от 23.07.2015 № 959-ст о введении в действие ГОСТ 33151-2014 и исходил из того, что Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г.Ростова-на-Дону не проводится уличное освещение автомобильных дорог общего пользования местного значения по ул. Жданова (ул. Еременко-ул.Ткачева), по ул. Еременко (пр. Солженицына - ул. Жданова), по ул. Ткачева (ул. Жданова - пр. Солженицына), при этом, непринятие мер по организации уличного освещения может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, в том числе террористического характера, создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по улицам населенных пунктов г.Ростова-на-Дону в ночное время, пришел к выводу о наличии оснований для обязания Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г.Ростова-на-Дону обеспечить стационарное электрическое освещение общего пользования местного значения по ул. Жданова (ул. Еременко-ул. Ткачева), по ул. Еременко (пр. Солженицына - ул. Жданова), по ул. Ткачева (ул. Жданова - пр. Солженицына) в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии у Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону полномочий по обеспечению освещения на спорных автомобильных дорогах, строительство которых осуществлено Муниципальным казенным учреждением «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону», основано на ошибочном толковании норм материального права..
Так, согласно положениям ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6, 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 4 ст. 6, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения является полномочиями собственника таких дорог, а также организация благоустройства на территории г. Ростова-на-Дону.
Приказом Росстандарта от 23.07.2015 № 959-ст введен в действие ГОСТ 33151-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения (далее - ГОСТ 33151-2014).
Настоящий стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), устанавливает технические требования к ним и правила применения.
В соответствии с п. 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 стационарное электрическое освещение устраивают, в том числе на участках дорог в населенных пунктах.
В силу п. 2 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, утвержденных решением Ростовской- на-Дону городской Думы от 24.10.2017 № 398, наружным освещением признается совокупность элементов, предназначенных для освещения в темное время суток автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц, площадей, парков, скверов, бульваров, дворов и пешеходных дорожек поселения.
В силу пп. 11 п. 14 Правил все устройства уличного освещения должны содержаться в исправном состоянии.
Как следует из материалов дела, спорные автомобильные дороги являются собственностью муниципального образования «город Ростов-на-Дону».
Содержание, эксплуатация и ремонт элементов уличного освещения и праздничной декоративной подсветки (иллюминации) осуществляются МКП «Ростгорсвет»; содержание устройств придомового и дворового освещения, а также элементов декоративной подсветки зданий, сооружений и иных объектов осуществляют собственники (владельцы) указанных объектов.
В соответствии с Положением, утвержденным решение Ростовской-на- Дону городской Думы от 21.06.2011 № 138 «Об утверждении Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на- Дону», Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий органа местного самоуправления города Ростова-на-Дону по обеспечению необходимых условий для решения вопросов местного значения по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организации благоустройства территории городского округа.
Согласно п.1.6 Положения Департамент является главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета.
В силу п.1.9 Положения Департамент является юридическим лицом и приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Департамент не имеет права вести приносящую доход деятельность.
'В соответствии с п. 1.4 Устава МКП «Ростгорсвет», утвержденного директором Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону А.С. Нор-Аревян, копия которого имеется в материалах дела, указанное казенное предприятие находится в ведении названного Департамента.
Применительно к постановлению администрации г. Ростова-на-Дону от 20.12.2010 № 907 «Об утверждении Положения о порядке передачи законченных строительством (реконструированных) объектов, построенных за счет средств местного бюджета, на баланс муниципальных организаций (титульных балансодержателей)» Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону отвечает понятию титульного балансодержателя,
Таким образом, договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с дополнительными соглашениями, акты об осуществлении технологического присоединения, акты о выполнении технических условий, акты допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии переданы именно в Департамент жилищно- коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону, что подтверждается письмом от 03.08.2022 № 59-ОГ-5/755 за подписью заместителя главы администрации г. Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Симкова Д.В., имеющимся в материалах дела, и ответчиком не оспаривалось.
При таких обстоятельствах именно на Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону возложены полномочия по обеспечению освещения на спорных автомобильных дорогах, строительство которых осуществлено Муниципальным казенным учреждением «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону», доказательств иного апеллянтами в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ представлено не было.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционных жалоб и обстоятельства, на которые ссылаются апеллянты в их обоснование, правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут в силу ст. 330 ГПК РФ служить основанием к отмене либо изменению в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления.
Принимая во внимание положения ч. 2 ст.206 ГПК РФ, судом первой инстанции обоснованно установлен срок для исполнения решения суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу. Определяя конкретный срок, обеспечивающий соблюдение баланса интересов сторон, суд не усмотрел наличия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок. Предоставление более длительного срока исполнения решения суда отдалит его исполнение, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению прав, законных интересов неопределенного круга лиц, использующих спорные автомобильные дороги.
Вместе с тем, в судебном заседании суда апелляционной инстанции установлено, что электрическое освещение общего пользования местного значения в г.Ростове-на-Дону по ул. Жданова (от ул. Еременко до ул. Ткачева), по ул. Еременко (от пр. Солженицына до ул.Жданова) функционирует.
В связи с устранением нарушений прокурор отказался от исковых требований к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г.Ростова-на-Дону в части этих улиц, о чем представил письменное ходатайство.
В силу ст. 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом, ответчиком, сторонами мирового соглашения.
В соответствии с частями 1 и 2 ст.173 ГПК РФ суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон. При отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.
В силу абзаца 3 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ, истцу разъяснены и понятны.
Поскольку отказ от иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы третьих лиц, судебная коллегия считает необходимым принять отказ от иска.
В соответствии с п.2 ст. 326.1 ГПК РФ при принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу. В случае признания ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст.ст. 326.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
принять отказ прокурора г.Ростова-на-Дону от исковых требований в части обязания Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г.Ростова-на-Дону (ИНН 6152000334) обеспечить стационарное электрическое освещение общего пользования местного значения в г.Ростове-на-Дону по ул. Жданова ( от ул. Еременко до ул. Ткачева), по ул. Еременко (от пр. Солженицына до ул.Жданова).
Решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 09 марта 2023 года отменить в части обязания Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г.Ростова-на-Дону (ИНН 6152000334) обеспечить стационарное электрическое освещение общего пользования местного значения по ул. Жданова (от ул. Еременко до ул. Ткачева), по ул. Еременко (от пр.Солженицына до ул.Жданова), прекратив производство по данным требованиям.
В остальной части решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 09 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г.Ростова-на-Дону, Департамента жилищно- коммунального хозяйства и энергетики г.Ростова-на-Дону- без удовлетворения.
Полный текст изготовлен 20 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи