Решение по делу № 2-2038/2024 от 09.09.2024

Дело № 2-2038/2024

УИД 37RS0007-01-2024-003636-51

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2024 года гор. Кинешма, Ивановской области

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Капустиной Е.А., при секретаре Сорокиной О.П., с участием заместителя прокурора Заволжского района Ивановской области Лавровой Е.В., представителя ответчика Администрации Заволжского муниципального района Смирновой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Кинешме, Ивановской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заволжского района Ивановской области, поданного в интересах муниципального образования - Заволжского муниципального района Ивановской области к Администрации Заволжского муниципального района об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Заволжского района Ивановской области в интересах муниципального образования - Заволжского муниципального района Ивановской области обратился в суд с иском к Администрации Заволжского муниципального района об обязании совершить определенные действия об обязании совершить определенные действия.

Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой района проведена проверка по поручению прокуратуры Ивановской области, по результатам которой выявлены нарушения жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что 46 из 48 комнат в многоквартирном <адрес> муниципального района Ивановской области находятся в муниципальной собственности Заволжского муниципального района.

В соответствии с требованиями жилищного законодательства органы местного самоуправления в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, при этом, наймодатель жилого помещения обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что обследование общего имущества дома на предмет соответствия требованиям обеспечения безопасности граждан администрацией Заволжского муниципального района не проводилось, какие-либо меры (мероприятия), необходимые для устранения имеющихся в доме дефектов общего имущества, не предпринимались. Установлено, что в многоквартирном <адрес> муниципального района Ивановской области в помещении туалетной комнаты отсутствует освещение, пол имеет повреждение и требует ремонта, имеются многочисленные повреждения основания самого туалета, в связи с чем, имеются проблемы с его откачкой. Кроме того, при проверке дома было установлено, что на первом этаже дома в коридоре разрушено половое покрытие, на втором этаже отсутствует свет в коридоре, на втором и третьем этажах имеются повреждения стен, целостности окон. Разрушается крыльцо дома, один из опорных столбов крыльца поврежден.

Истец указал, что, в нарушение требований законодательства администрацией Заволжского муниципального района Ивановской области, имеющей в собственности 46 комнат из 48 в <адрес> муниципального района Ивановской области, мер направленных на сохранение муниципального имущества и его текущего ремонта не принято, что является угрозой для жизни и здоровья граждан, проживающих в вышеуказанном многоквартирном доме, а также нарушает права граждан на благоприятные условия проживания в вышеуказанном доме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», с учетом изменения исковых требований истец просит суд:

1. Обязать администрацию Заволжского муниципального района Ивановской области в срок до 31.12.2024 произвести обследование общего имущества многоквартирного <адрес> муниципального района Ивановской области, на предмет соответствия требованиям обеспечения безопасности граждан, по результатам которого составить акт осмотра общего имущества о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений);

2. Обязать администрацию Заволжского муниципального района Ивановской области в срок до 01.02.2025 принять меры к исполнению обязанностей по выбору способа управления многоквартирным домом по <адрес> муниципального района Ивановской области.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Заволжского района Ивановской области Лаврова Е.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом их изменений.

Представитель ответчика Администрации Заволжского муниципального района Смирновой В.В. в судебном заседании представила суду отзыв, из содержания которого следует что, Решением Совета Заволжского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете Заволжского муниципального района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» утвержден бюджет на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 г., в утвержденном бюджете расходы на обследование общего имущества МКД по <адрес> не предусмотрены. Учитывая, что бюджет <адрес> на протяжении ряда лет является дотационным, изыскать денежные средства на проведение указанных прокурором мероприятий в 2024 году не представляется возможным. Сообщают, что в 2024 году в многоквартирном <адрес> был произведен ремонт системы теплоснабжения. Таким образом, администрация Заволжского муниципального района полагает о необоснованности выводов прокурора Заволжского района о непринятии администрацией мер, направленных на устранение имеющихся в доме дефектов общего имущества. В тоже время Администрация считает исковые требования подлежащими удовлетворению и просит суд установить для выполнения требований прокурора срок до 30.06.2025.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (п.2 ст.2); обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда (п.5 ст.2); обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (п.6 ст.2).

В соответствии с требованиями п.3 ст.2, ч.1 п.2 ст.65 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, при этом наймодатель жилого помещения обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее – Правила №491).

Настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество).

Согласно пункту 2 данных Правил №491, в состав общего имущества включаются, в том числе: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); внутридомовая система электроснабжения.

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10 Правил №491).

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения, поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях (пункт 11 Правил №491).

Согласно пункту 13 Правил №491, осмотры, общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).

Судом установлено, что прокуратурой Заволжского района проведена проверка по поручению прокуратуры Ивановской области, по результатам которой выявлены нарушения жилищного законодательства.

В ходе проверки установлено, что обследование общего имущества дома на предмет соответствия требованиям обеспечения безопасности граждан администрацией Заволжского муниципального района не проводилось, какие-либо меры (мероприятия), необходимые для устранения имеющихся в доме дефектов общего имущества, не предпринимались.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 28.09.2022) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее – Положение №47) установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение. Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. (абз.10 Положений №47).

Жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения (абз.11 Положений №47).

Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение) (абз. 12 Положений №47).

Согласно абзацу 15 Положений №47 наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.

Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.

Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Надлежащее содержание общего имущества (в т.ч. осуществление текущего ремонта) обеспечивается в зависимости от способа управления многоквартирного дома (пп. «з» п. 11, п. 16 Правил № 491): собственниками помещений; путем заключения договора управления многоквартирного дома с управляющей компанией; путем заключения договора с лицами, оказывающими соответствующие виды услуг и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).

Текущий ремонт общего имущества производится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его сдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (пункт 18 Правил № 491).

В соответствии с ч.1 ст.39 ЖК РФ, пунктом 28 Правил №491 закреплена обязанность собственников помещений нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Судом установлено, что в ходе проверки общего имущества многоквартирного <адрес> муниципального района Ивановской области выявлено, что в помещении туалетной комнаты отсутствует: освещение, пол имеет повреждение и требует ремонта, имеются многочисленные повреждения основания самого туалета, в связи с чем, имеются проблемы с его откачкой, кроме того при проверке дома было установлено, что на первом этаже дома в коридоре разрушено половое покрытие, на втором этаже отсутствует свет в коридоре, на втором и третьем этажах имеются повреждения стен, целостности окон. Разрушается крыльцо дома, один из опорных столбов крыльца поврежден.

Данные обстоятельства подтверждаются фототаблицей к акту осмотра МКД по <адрес>, Заволжского муниципального района Ивановской области, и не оспариваются стороной ответчика.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Заволжского муниципального района Ивановской области, имеющей в собственности 46 комнат из 48 в <адрес> муниципального района Ивановской области, мер, направленных на сохранение муниципального имущества и его текущего ремонта не принято, что является угрозой для жизни и здоровья граждан, проживающих в вышеуказанном многоквартирном доме, а также нарушает права граждан на благоприятные условия проживания в вышеуказанном доме.

Кроме того, отсутствие надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома может привести к его преждевременному разрушению, что, в свою очередь, повлечет утерю вышеуказанного муниципального имущества, как объект жилищного фонда, которое может предоставляться гражданам по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также будет препятствовать надлежащему осуществлению полномочий органа местного самоуправления, по решению вопросов местного значения, а именно владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Учитывая вышеизложенное, суд находит требование прокурора об обязании ответчика произвести обследование общего имущества многоквартирного <адрес> муниципального района Ивановской области на предмет соответствия требованиям обеспечения безопасности граждан, по результатам которого составить акт осмотра общего имущества о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества, законными и обоснованными.

Разрешая требования прокурора об обязании администрации Заволжского муниципального района Ивановской области принять меры к исполнению обязанностей по выбору способа управления многоквартирным домом по <адрес> муниципального района Ивановской области, суд исходит из следующего.

Согласно части 1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Частью 2 статьи 161 ЖК РФ на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

В соответствии с положениями части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Согласно пункту 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.

Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1616 (далее - Правила №1616).

В силу пункта 2 Правил №1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления.

Пунктом 5 Правил №1616 определено, что в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).

В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. № 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила № 75), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Согласно части 1 статьи 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Принятие ответчиком предусмотренного частью 17 статьи 161 ЖК РФ решения обусловлено необходимостью обеспечения защиты прав собственников помещений в многоквартирных домах, создания благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, упорядочения процедуры передачи многоквартирного дома в управление управляющей организации.

Из материалов дела следует, что, предусмотренная частью 17 статьи 161 ЖК РФ, пунктом 2 Правил № 75, обязанность по принятию органом местного самоуправления решения по выбору управляющей организации для МКД по <адрес> не исполняется в течение длительного времени и не исполнена по настоящее время.

Данные обстоятельства подтверждаются ответом заместителя Главы администрации Заволжского муниципального района ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому в МКД по <адрес>, 46 комнат находятся в муниципальной собственности, дом аварийным не признавался, заявлений о признании данного дома аварийным, о ненадлежащем содержании указанного дома в администрацию Заволжского муниципального района, не поступало. Конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом был назначен на ДД.ММ.ГГГГ.

Открытый конкурс признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок.

По данному факту, на основании Заключения от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в адрес главы Заволжского муниципального района Ивановской области внесено соответствующее представление.

Однако, до настоящего времени ответчиком управляющая организация для МКД по <адрес>, не выбрана.

Администрацией Заволжского муниципального района суду не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии исчерпывающих мер, направленных на исполнение обязанности, предусмотренной частью 17 статьи 161 ЖК РФ, в том числе, связанной с проведением конкурсов по выбору управляющей организации, созданием благоприятных условий для их деятельности, повышением экономических стимулов для их включения в список организаций, в отношении которых может быть принято соответствующее решение о выборе управляющей компании.

Обстоятельств, которые бы по объективным, непреодолимым причинам, не зависящим от деятельности ответчика, препятствовали исполнению возложенной законом обязанности, судом не установлено.

Суд также отмечает, что в соответствии с частью 8 статьи 161 ЖК РФ заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи и частью 2 статьи 163 настоящего кодекса, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.

Несмотря на то, что объявленный администрацией конкурс на право заключения договоров управления многоквартирным домом был признан несостоявшимся, мер органом местного самоуправления к заключению в соответствии с частью 8 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации без проведения конкурса не принято.

Учитывая изложенное, и, принимая во внимание, что собственником 46 помещение в многоквартирном <адрес> не выбран ни один из способов управления многоквартирным домом, ответчиком исчерпывающие меры, направленные на исполнение обязанности, предусмотренной жилищным законодательством, не приняты, суд приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления допущено нарушение как права проживающих в нем лиц, так и права муниципального образования – Заволжского муниципального района Ивановской области, поскольку из-за отсутствия надлежащего технического обслуживания общего имущества, не проведения периодических осмотров, не устранения имеющихся строительных недостатков создается опасность разрушения многоквартирного дома.

Учитывая вышеизложенное, суд находит требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом. Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. С учетом обстоятельств дела, доводов сторон, суд полагает необходимым установить ответчику срок исполнения решения – по первому требованию до ДД.ММ.ГГГГ, по второму требованию до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Заволжского района Ивановской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Заволжского муниципального района Ивановской области в срок до 01 апреля 2025 года произвести обследование общего имущества многоквартирного дома № 9 по ул. Фабричная с. Заречный Заволжского района Ивановской области на предмет соответствия требованиям обеспечения безопасности граждан, по результатам которого составить акт осмотра общего имущества о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).

Обязать Администрацию Заволжского муниципального района Ивановской области в срок до 01 февраля 2025 года принять меры к исполнению обязанностей по выбору способа управления многоквартирным домом по <адрес> муниципального района Ивановской области.

ИДЕНТИФИКАТОРЫ:

ИСТЕЦ:

ОТВЕТЧИК:

На настоящее решение может быть поданы апелляционные жалоба и (или) представление в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области втечение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Е.А. Капустина

Мотивированное решение составлено 18 октября 2024 года.

Дело № 2-2038/2024

УИД 37RS0007-01-2024-003636-51

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2024 года гор. Кинешма, Ивановской области

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Капустиной Е.А., при секретаре Сорокиной О.П., с участием заместителя прокурора Заволжского района Ивановской области Лавровой Е.В., представителя ответчика Администрации Заволжского муниципального района Смирновой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Кинешме, Ивановской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заволжского района Ивановской области, поданного в интересах муниципального образования - Заволжского муниципального района Ивановской области к Администрации Заволжского муниципального района об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Заволжского района Ивановской области в интересах муниципального образования - Заволжского муниципального района Ивановской области обратился в суд с иском к Администрации Заволжского муниципального района об обязании совершить определенные действия об обязании совершить определенные действия.

Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой района проведена проверка по поручению прокуратуры Ивановской области, по результатам которой выявлены нарушения жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что 46 из 48 комнат в многоквартирном <адрес> муниципального района Ивановской области находятся в муниципальной собственности Заволжского муниципального района.

В соответствии с требованиями жилищного законодательства органы местного самоуправления в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, при этом, наймодатель жилого помещения обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что обследование общего имущества дома на предмет соответствия требованиям обеспечения безопасности граждан администрацией Заволжского муниципального района не проводилось, какие-либо меры (мероприятия), необходимые для устранения имеющихся в доме дефектов общего имущества, не предпринимались. Установлено, что в многоквартирном <адрес> муниципального района Ивановской области в помещении туалетной комнаты отсутствует освещение, пол имеет повреждение и требует ремонта, имеются многочисленные повреждения основания самого туалета, в связи с чем, имеются проблемы с его откачкой. Кроме того, при проверке дома было установлено, что на первом этаже дома в коридоре разрушено половое покрытие, на втором этаже отсутствует свет в коридоре, на втором и третьем этажах имеются повреждения стен, целостности окон. Разрушается крыльцо дома, один из опорных столбов крыльца поврежден.

Истец указал, что, в нарушение требований законодательства администрацией Заволжского муниципального района Ивановской области, имеющей в собственности 46 комнат из 48 в <адрес> муниципального района Ивановской области, мер направленных на сохранение муниципального имущества и его текущего ремонта не принято, что является угрозой для жизни и здоровья граждан, проживающих в вышеуказанном многоквартирном доме, а также нарушает права граждан на благоприятные условия проживания в вышеуказанном доме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», с учетом изменения исковых требований истец просит суд:

1. Обязать администрацию Заволжского муниципального района Ивановской области в срок до 31.12.2024 произвести обследование общего имущества многоквартирного <адрес> муниципального района Ивановской области, на предмет соответствия требованиям обеспечения безопасности граждан, по результатам которого составить акт осмотра общего имущества о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений);

2. Обязать администрацию Заволжского муниципального района Ивановской области в срок до 01.02.2025 принять меры к исполнению обязанностей по выбору способа управления многоквартирным домом по <адрес> муниципального района Ивановской области.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Заволжского района Ивановской области Лаврова Е.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом их изменений.

Представитель ответчика Администрации Заволжского муниципального района Смирновой В.В. в судебном заседании представила суду отзыв, из содержания которого следует что, Решением Совета Заволжского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете Заволжского муниципального района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» утвержден бюджет на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 г., в утвержденном бюджете расходы на обследование общего имущества МКД по <адрес> не предусмотрены. Учитывая, что бюджет <адрес> на протяжении ряда лет является дотационным, изыскать денежные средства на проведение указанных прокурором мероприятий в 2024 году не представляется возможным. Сообщают, что в 2024 году в многоквартирном <адрес> был произведен ремонт системы теплоснабжения. Таким образом, администрация Заволжского муниципального района полагает о необоснованности выводов прокурора Заволжского района о непринятии администрацией мер, направленных на устранение имеющихся в доме дефектов общего имущества. В тоже время Администрация считает исковые требования подлежащими удовлетворению и просит суд установить для выполнения требований прокурора срок до 30.06.2025.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (п.2 ст.2); обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда (п.5 ст.2); обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (п.6 ст.2).

В соответствии с требованиями п.3 ст.2, ч.1 п.2 ст.65 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, при этом наймодатель жилого помещения обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее – Правила №491).

Настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество).

Согласно пункту 2 данных Правил №491, в состав общего имущества включаются, в том числе: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); внутридомовая система электроснабжения.

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10 Правил №491).

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения, поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях (пункт 11 Правил №491).

Согласно пункту 13 Правил №491, осмотры, общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).

Судом установлено, что прокуратурой Заволжского района проведена проверка по поручению прокуратуры Ивановской области, по результатам которой выявлены нарушения жилищного законодательства.

В ходе проверки установлено, что обследование общего имущества дома на предмет соответствия требованиям обеспечения безопасности граждан администрацией Заволжского муниципального района не проводилось, какие-либо меры (мероприятия), необходимые для устранения имеющихся в доме дефектов общего имущества, не предпринимались.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 28.09.2022) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее – Положение №47) установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение. Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. (абз.10 Положений №47).

Жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения (абз.11 Положений №47).

Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение) (абз. 12 Положений №47).

Согласно абзацу 15 Положений №47 наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.

Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.

Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Надлежащее содержание общего имущества (в т.ч. осуществление текущего ремонта) обеспечивается в зависимости от способа управления многоквартирного дома (пп. «з» п. 11, п. 16 Правил № 491): собственниками помещений; путем заключения договора управления многоквартирного дома с управляющей компанией; путем заключения договора с лицами, оказывающими соответствующие виды услуг и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).

Текущий ремонт общего имущества производится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его сдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (пункт 18 Правил № 491).

В соответствии с ч.1 ст.39 ЖК РФ, пунктом 28 Правил №491 закреплена обязанность собственников помещений нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Судом установлено, что в ходе проверки общего имущества многоквартирного <адрес> муниципального района Ивановской области выявлено, что в помещении туалетной комнаты отсутствует: освещение, пол имеет повреждение и требует ремонта, имеются многочисленные повреждения основания самого туалета, в связи с чем, имеются проблемы с его откачкой, кроме того при проверке дома было установлено, что на первом этаже дома в коридоре разрушено половое покрытие, на втором этаже отсутствует свет в коридоре, на втором и третьем этажах имеются повреждения стен, целостности окон. Разрушается крыльцо дома, один из опорных столбов крыльца поврежден.

Данные обстоятельства подтверждаются фототаблицей к акту осмотра МКД по <адрес>, Заволжского муниципального района Ивановской области, и не оспариваются стороной ответчика.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Заволжского муниципального района Ивановской области, имеющей в собственности 46 комнат из 48 в <адрес> муниципального района Ивановской области, мер, направленных на сохранение муниципального имущества и его текущего ремонта не принято, что является угрозой для жизни и здоровья граждан, проживающих в вышеуказанном многоквартирном доме, а также нарушает права граждан на благоприятные условия проживания в вышеуказанном доме.

Кроме того, отсутствие надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома может привести к его преждевременному разрушению, что, в свою очередь, повлечет утерю вышеуказанного муниципального имущества, как объект жилищного фонда, которое может предоставляться гражданам по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также будет препятствовать надлежащему осуществлению полномочий органа местного самоуправления, по решению вопросов местного значения, а именно владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Учитывая вышеизложенное, суд находит требование прокурора об обязании ответчика произвести обследование общего имущества многоквартирного <адрес> муниципального района Ивановской области на предмет соответствия требованиям обеспечения безопасности граждан, по результатам которого составить акт осмотра общего имущества о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества, законными и обоснованными.

Разрешая требования прокурора об обязании администрации Заволжского муниципального района Ивановской области принять меры к исполнению обязанностей по выбору способа управления многоквартирным домом по <адрес> муниципального района Ивановской области, суд исходит из следующего.

Согласно части 1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Частью 2 статьи 161 ЖК РФ на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

В соответствии с положениями части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Согласно пункту 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.

Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1616 (далее - Правила №1616).

В силу пункта 2 Правил №1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления.

Пунктом 5 Правил №1616 определено, что в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).

В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. № 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила № 75), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Согласно части 1 статьи 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Принятие ответчиком предусмотренного частью 17 статьи 161 ЖК РФ решения обусловлено необходимостью обеспечения защиты прав собственников помещений в многоквартирных домах, создания благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, упорядочения процедуры передачи многоквартирного дома в управление управляющей организации.

Из материалов дела следует, что, предусмотренная частью 17 статьи 161 ЖК РФ, пунктом 2 Правил № 75, обязанность по принятию органом местного самоуправления решения по выбору управляющей организации для МКД по <адрес> не исполняется в течение длительного времени и не исполнена по настоящее время.

Данные обстоятельства подтверждаются ответом заместителя Главы администрации Заволжского муниципального района ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому в МКД по <адрес>, 46 комнат находятся в муниципальной собственности, дом аварийным не признавался, заявлений о признании данного дома аварийным, о ненадлежащем содержании указанного дома в администрацию Заволжского муниципального района, не поступало. Конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом был назначен на ДД.ММ.ГГГГ.

Открытый конкурс признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок.

По данному факту, на основании Заключения от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в адрес главы Заволжского муниципального района Ивановской области внесено соответствующее представление.

Однако, до настоящего времени ответчиком управляющая организация для МКД по <адрес>, не выбрана.

Администрацией Заволжского муниципального района суду не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии исчерпывающих мер, направленных на исполнение обязанности, предусмотренной частью 17 статьи 161 ЖК РФ, в том числе, связанной с проведением конкурсов по выбору управляющей организации, созданием благоприятных условий для их деятельности, повышением экономических стимулов для их включения в список организаций, в отношении которых может быть принято соответствующее решение о выборе управляющей компании.

Обстоятельств, которые бы по объективным, непреодолимым причинам, не зависящим от деятельности ответчика, препятствовали исполнению возложенной законом обязанности, судом не установлено.

Суд также отмечает, что в соответствии с частью 8 статьи 161 ЖК РФ заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи и частью 2 статьи 163 настоящего кодекса, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.

Несмотря на то, что объявленный администрацией конкурс на право заключения договоров управления многоквартирным домом был признан несостоявшимся, мер органом местного самоуправления к заключению в соответствии с частью 8 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации без проведения конкурса не принято.

Учитывая изложенное, и, принимая во внимание, что собственником 46 помещение в многоквартирном <адрес> не выбран ни один из способов управления многоквартирным домом, ответчиком исчерпывающие меры, направленные на исполнение обязанности, предусмотренной жилищным законодательством, не приняты, суд приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления допущено нарушение как права проживающих в нем лиц, так и права муниципального образования – Заволжского муниципального района Ивановской области, поскольку из-за отсутствия надлежащего технического обслуживания общего имущества, не проведения периодических осмотров, не устранения имеющихся строительных недостатков создается опасность разрушения многоквартирного дома.

Учитывая вышеизложенное, суд находит требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом. Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. С учетом обстоятельств дела, доводов сторон, суд полагает необходимым установить ответчику срок исполнения решения – по первому требованию до ДД.ММ.ГГГГ, по второму требованию до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Заволжского района Ивановской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Заволжского муниципального района Ивановской области в срок до 01 апреля 2025 года произвести обследование общего имущества многоквартирного дома № 9 по ул. Фабричная с. Заречный Заволжского района Ивановской области на предмет соответствия требованиям обеспечения безопасности граждан, по результатам которого составить акт осмотра общего имущества о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).

Обязать Администрацию Заволжского муниципального района Ивановской области в срок до 01 февраля 2025 года принять меры к исполнению обязанностей по выбору способа управления многоквартирным домом по <адрес> муниципального района Ивановской области.

ИДЕНТИФИКАТОРЫ:

ИСТЕЦ:

ОТВЕТЧИК:

На настоящее решение может быть поданы апелляционные жалоба и (или) представление в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области втечение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Е.А. Капустина

Мотивированное решение составлено 18 октября 2024 года.

2-2038/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Заволжского района
Ответчики
Администрация Заволжского муниципального района
Суд
Кинешемский городской суд Ивановской области
Дело на странице суда
kineshemsky.iwn.sudrf.ru
09.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2024Передача материалов судье
16.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2024Судебное заседание
18.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее